- Не нравится мне этот Весельчак.
(«Тайна третьей планеты»)
— И хорошо, что опоздали, — сказал Фима Королев, — а то бы нам не удалось самим покончить с космическим пиратством в Москве.
(Кир Булычев. «Сто лет тому вперед»)
Итак, отечественные кинематографисты продолжили окучивать приносящую неплохую прибыль делянку – ностальгию по советским временам. Когда небо было голубее, вода мокрее, а девки неукоснительно давали. Или пацаны решительно приставали, в случае с противоположным полом.
Безусловным номером один в отечественной фантастике всегда были братья Стругацкие. Правда, с экранизациями им не особо везло. Мировую известность обрел разве что «Сталкер» Тарковского, который совершенно полярен повести Стругацких «Пикник на обочине» - и в сюжете, и в идеях, и в главном герое, и в самой концепции Зоны.
Есть любимые народом «Чародеи», в которых от исходного романа «Понедельник начинается в субботу» остались только рожки да ножки. Есть две экранизации пронзительной книги «Трудно быть богом» - одна старательно перенесшая на экран максимум первоисточника, но признанная неудачной, вторая – последний фильм Германа, наполненный обильной уличной грязью и омерзительными физиономиями как бы средневекового простонародья, и категорически не принятая фэндомом. В общем, как и в случае со «Сталкером», мэтр снял сугубо собственное кино по очень, очень отдаленным мотивам книги Стругацких.
На самом деле снимать кино по Стругацким, как и по Кингу, запредельно сложно, как бы читателям ни хотелось иного. То, что при чтении создает в воображении читателя самые живые картины – предельно образная речь и очень насыщенный внутренний монолог, - для кино совершенно не экранизируемо. Не случайно все знаковые и самые удачные фильмы по книгам Кинга – «Сияние», «Мертвая зона», «Калейдоскоп ужасов», «Побег из Шоушенка» - возникали, когда режиссер безжалостно переписывал культовое произведение под нужды кинематографа.
Со Стругацкими ситуация аналогичная. Всемирно известный «Сталкер», крайне спорный, но безусловно мощный «Трудно быть богом» Германа и любимый публикой, но не признаваемый ни критикой, ни фэнами «Чародеи» вообще имеют с текстами, на которых основаны, сходство чуть менее, чем никакого.
Булычев всегда был автором попроще, в большинстве произведений - детским. И он чаще всего приблизительно понимал, как удерживать внимание казуального читателя и казуального зрителя. Соответственно, и экранизаций у него было гораздо больше, поскольку режиссерам казалось, что из такой прозы делать кино легче. В итоге мы имеем такие любимые народом ленты, как «Через тернии к звездам», «Слезы капали», «Шанс», «Подземелье ведьм» с Жигуновым, Караченцовым и Певцовым, два «Похищения чародея», «Лиловый шар» с Невинным, «Остров ржавого генерала», заветный телесериал «Гостья из будущего», мультипликационные «Тайна третьей планеты» и «Перевал», и еще массу других кино- и анимационных фильмов по произведениям или сценариям Булычева.
В новую капиталистическую эпоху советских властителей дум решили осовременить, благо они и сейчас явно способны приносить звонкую монету – если, конечно, не пахнут советским нафталином. По Стругацким сняли «Обитаемый остров», по Булычеву «Сто лет тому вперед». И если «Остров» финансово провалился из-за непомерного бюджета и внезапной грандиозной инфляции рубля в 2008 году, то «Сто лет», судя по результатам проката, скорее всего как минимум окупится.
Разумеется, просмотр противопоказан тем, кто читал повесть Кира Булычева или смотрел гораздо более близкий к тексту сериал «Гостья из будущего». Вполне естественно, новый фильм в основном рассчитан на молодежь, поэтому Алиса здесь бунтарски носит розовые волосы и отменно дерется врукопашную. Для людей же, еще заставших Советский Союз живым, имеются вполне аутентичный Константин Хабенский в роли профессора Селезнева и море всякой ностальгии.
Основа сюжета очень приблизительно напоминает первоисточник. В первом приближении, что называется. Взломав лаборантскую своей школьной физички в поисках какой-нибудь кислоты (не спрашивайте, умоляю, иначе мы никогда не закончим), Коля Герасимов обнаруживает там спрятанный космион (в прошлые разы роль бесценного артефакта исполнял миелофон) – загадочное устройство, меняющее гравитационные и темпоральные вектора. С его помощью Коля перемещается на сто лет вперед, где знакомится с Алисой Селезневой – обычной девочкой, которая готовится в звездный спецназ и расшвыривает виртуальных космических пиратов как щенят.
Темпоральный всплеск от перемещения Герасимова улавливает бежавший из тюрьмы пират Глот. Ему эта машинка нужна позарез – с ее помощью он планирует устроить всеобщий апокалипсис или еще что-то такое в духе Таноса. Выясняется, что когда-то он уже бился за нее, но тогда у него на пути встала мама Алисы. Понимая, что пираты будут пытаться завладеть космионом до тех пор, пока у них не получится, мама самоотверженно решает скрыться с отвоеванным артефактом в прошлом, откуда без космиона гады их не достанут.
Обладающий сверхъестественными способностями Глот и предприимчивый Весельчак У тут же реагируют на всплеск и отправляются за добычей, снова давшей о себе знать. В ходе заварившейся каши Коля, пытаясь уйти от космических пиратов, непроизвольно перемещается во времени обратно, на сто лет в прошлое. Только, опять же нечаянно, прихватывает с собой и Алису, и обоих пиратов. В общем, веселье продолжается, только уже в нашем времени, в Чертаново. С участием той самой физички, которая оказывается мамой Алисы и умеет махаться с пиратами не хуже дочки.
Маму Алисы, кстати, зовут Кира – так же, как супругу Булычева Киру Сошинскую. Собственно, Киром он стал именно в честь жены. Я неоднократно пересекался с ней в качестве редактора в издательстве «Эксмо» (она работала у нас как художник-иллюстратор) и готов свидетельствовать, что мама Алисы в исполнении Виктории Исаковой доверху наделена ее характерными чертами.
Некий мискаст наблюдается в образе Коли Герасимова. Нет, я понимаю, что сейчас у женщин мода на кудрявых девочкообразных мальчиков плана Тимоти Шаламе. Да и подобный герой в фильме обязательно был нужен для кассы – чтобы сотням тысяч средних подростков, задрюченных учителями и школьными хулиганами, было с кем себя идентифицировать. Однако поверить в то, что этот феминизированный ботаник-семит быстро очаровывает сексапильную девчонку из будущего, а до этого встречался со стервозной королевой класса – не могу даже с учетом условностей жанра.
Кстати, у Булычева Коля - Наумов. Герасимовым он стал в фильме «Гостья из будущего». (Этому, в принципе, есть некоторое объяснение: приятеля Алисы из других произведений зовут Паша Гераскин). Но, поскольку в данном случае мы не только экранизируем книгу, но и переснимаем знакомую всем телесериальную классику из соображений кассы, в новом фильме он таки Герасимов. Главный же пират-телепат и в книге, и в «Гостье» - Крыс; но, опять же, из соображений ностальгии и узнавабельности, в нашем фильме он Глот – как в «Тайне третьей планеты». Я сейчас уже не помню, из каких вообще соображений главному пирату поменяли имя в мультике, но так случилось – и эта придумка из ностальгии проникла дальше, в новый фильм.
Даша Верещагина в роли Алисы недурственна: плачет неплохо и вообще приятна глазу, есть на что взглянуть. Но актерский бенефис здесь определенно у Александра Петрова. О такой искрометной роли мечтают годами, как о роли Гамлета.
(продолжение следует)