Найти в Дзене

Фермер по ГОСТу: как новый стандарт изменит полки магазинов Татарстана

Оглавление
   KazanFirst
KazanFirst

С 1 января следующего года вступает в силу ГОСТ «Реализация фермерской продукции. Информация для потребителей. Общие требования». Новым стандартом определяется, какая продукция может быть отнесена к фермерской, указаны стандарты ее упаковки и размещения на полках в рознице. Основными принципами нового стандарта в Роскачестве называют максимальную честность и прозрачность перед потребителем. Однако эксперты KazanFirst инициативу оценивают неоднозначно.

Принятым ГОСТом определяется, что статусом «фермерская» может быть наделена сельхозпродукция, сырье и продовольствие, произведенные на животноводческих фермах или других объектах, принадлежащих производителям, отнесенным к субъектам малого предпринимательства. К таковым относятся крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели. Кроме того, новым стандартом устанавливаются правила размещения на упаковке фермерских товаров сведений о наименовании производителя, его местонахождении, составе продукта и его особенностях. Кроме того, новым ГОСТом предписывается при выкладке товаров обеспечить возможность идентификации фермерской продукции и ее визуальное отделение от другой пищевой продукции.

  📷
📷

– Новый национальный стандарт нацелен на четкое разделение полки для настоящих фермерских товаров, поддержку отечественных малых сельхозпроизводителей. Основной целью нового документа является создание прозрачной и честной среды как для покупателей, так и для настоящих малых сельхозпроизводителей России, – отмечает заместитель руководителя АНО «Роскачество» Елена Саратцева.

Руководитель Роскачества Антон Шалаев называет введение ГОСТа «важным шагом в обеспечении достоверности информации о фермерской продукции»:

– Документ закрепляет единые требования к ее идентификации и маркировке, что позволит повысить прозрачность рынка и защитить интересы как добросовестных производителей, так и потребителей.

«Если надой 40 тонн в сутки, какое это фермерское молоко?»

Отраслевые эксперты называют общераспространенной практику, в рамках которой крупные производители продовольствия используют определение «фермерская продукция» для повышения лояльности покупателей. Так, Елена Саратцева, выступая на одном из форумов, со ссылкой на результаты исследования «Роскачества» призналась, что более 90% производителей, заявляющих в товарном знаке либо визуально указывающих, что у них фермерская продукция, не являлись субъектами малого предпринимательства:

– Больше всего таких случаев выявили среди молочной, мясной и соковой продукции. Ситуация была просто катастрофической. Поэтому мы разработали государственный стандарт, который позволит потребителю по выкладке и другим маркетинговым инструментам отличить фермерскую продукцию от другой.

-3

KazanFirst

Признает проблему и генеральный директор ООО «Континентал Технолоджис» (работает в сфере молочного животноводства) Сергей Блюма:

– Порой на сельхозярмарках даже в павильонах, где написано «Фермерская продукция», под видом таковой продается продукция больших предприятий. Особенно в глаза бросается «Белорусская фермерская продукция», где представлены и «Савушкин» и «Бабушкина крынка», – это все промышленные гиганты. Может ли быть фермерская продукция у предприятия, у которого выручка 800 миллионов рублей? Если ты доишь по 30-40 тонн в сутки, какое это может быть фермерское молоко?

«Главное, чтобы потом к фермерам не было санкций»

Представители фермерского сообщества идею маркировки своей продукции поддерживают, однако указывают на ряд недоработок. К примеру, автор вебинаров по животноводству, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Приморского края Алексей Раченков, говоря о новом ГОСТе, вспоминает знаменитое высказывание о российских законах, суровость которых компенсируется необязательностью их исполнения:

– С одной стороны, мы преследуем благую цель обозначить фермерскую продукцию, а с другой стороны, ограничиваем ее различными соответствиями. В ГОСТе четко прописано, что гостированная продукция должна быть однородной и соответствующей техническим регламентам Евразийского союза. А как эту продукцию сделать однородной, если это кустарное, ремесленное производство? Здесь и получаются ловушки.

-4

KazanFirst

Он также обращает внимание на недостаточность четких критериев в определении фермерской продукции:

– Было бы здорово, если критерием был определен весь цикл производства – от коровы до полки. Если фермер произвел молоко, сделал из него сыр или ряженку – да, это, безусловно, фермерская продукция. А если фермер сдал свое молоко на молочный завод и тот поставил его на полки уже под своим брендом? Такой продукт уже перестает считаться фермерским? Хорошо бы «запилить» в НПА (нормативно-правовой акт. – Ред.) всю цепочку производства, но как это сделать, я не понимаю.

Наконец, по мнению Раченкова, маркировка фермерской продукции может повлечь за собой дополнительные расходы для малых форм хозяйствования:

– Мы уже проходили историю с «Честным знаком» (государственная система цифровой маркировки товаров, позволяющая отслеживать путь от производства сырья до реализации продукта. – Ред.). Это расходы на специальное оборудование, ведение базы и т.д. Все производители волком выли от этой системы, все просили ее отсрочить. Тем не менее она вошла в силу и работает.

О том, что производители, желающие гостировать свою продукцию, понесут расходы – на оборудование, документооборот, специалистов, – говорит и вице-президент АККОР Ольга Башмачникова. Однако если производитель не пожелает маркировать свою продукцию, он может столкнуться с определенными коллизиями.

  📷
📷

– Для малых форм, уже имеющих налаженные каналы сбыта и постоянных клиентов, нести расходы по маркировке не имеет смысла – потребитель и так знает, кем произведена эта продукция, он воспринимает ее как здоровую и экологически чистую. Но и слово «фермерское» на этикетке производитель использовать уже не сможет. В то же время закон прямо не запрещает использовать формулировку «Произведено крестьянско-фермерским хозяйством (условный) Иванов И.И.» – по крайней мере, я таких ограничений не увидела. Главное, чтобы впоследствии к таким производителям не были применены санкции. В любом случае надо будет смотреть, какой будет правоприменительная практика.

«Агропарк – не большое утешение»

Эксперты неоднозначно оценивают перспективу с идентификацией фермерской продукции в торговых сетях, которой должен способствовать новый ГОСТ.

– Крупный ритейл не хочет работать с малыми формами хозяйствования, ссылаясь на недостаточные объемы производства, – говорит президент Ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ Камияр Байтемиров. – Однако если посмотреть статистику, в прошлом году наши сельхозкооперативы произвели продукции на 18,6 млрд рублей. Кто-нибудь видел ее на полках сетевых магазинов?

По его мнению, реализация продукции, произведенной «малышами», должна осуществляться через специализированные торговые точки. И такой опыт у Татарстана есть.

– В свое время у Татпотребсоюза только в Казани было 63 магазина, а сегодня мы (фермеры. – Ред.) ютимся кто здесь, кто там. В прошлом году малыми формами было произведено 47% от валового объема сельхозпроизводства, и странно получается, что нашей продукции нет на полках. Есть, правда, небольшое утешение, что есть Агропромпарк, но и там большинство реализуемой продукции произведено не фермерами.

  📷
📷

Между тем, напоминает Байтемиров, изначально Агропромпарк был задуман как сельхозкооператив третьего уровня, который должен был аккумулировать, хранить, перерабатывать и реализовывать продукцию сельчан и в розницу, и оптом, в том числе через договоры на поставки в крупные торговые сети.

Алексей Раченков, в свою очередь, допускает, что новый ГОСТ и вовсе мог стать ответом на запрос со стороны ритейла:

– Если сетям рекомендовано выделять для фермерской продукции отдельную полку, возникает вопрос: не запрос ли это от самих торговых сетей, чтобы подсветить продукцию для увеличения общей выручки?

Вице-президент АККОР Ольга Башмачникова, в свою очередь, считает инициативу полезной для обеих сторон.

– Я вижу явную пользу от этого закона для торговых сетей, поскольку они могут выделить фермерский продукт, зафиксировать его и таким образом гарантировать клиентам супермаркетов, что это действительно фермерская продукция, которой они могут доверять. Это, безусловно, должно стимулировать продажи фермерской продукции, – заключает она.