Найти в Дзене

Такого в метро ещё не было: чем удивили новые станции Троицкой линии

В день города 13 сентября 2025 г. в столице открылись ещё четыре станции метро. Все на Троицкой линии, запущенной в прошлом году. Открытие новых станций подземки - всегда праздник, но на этот раз к радости добавились удивление и недоумение. Оформление вызвало много вопросов. Кроме того, трасса частично дублирует уже существующую наземную линию МЦК и при этом пересекает без пересадки оживленную Серпуховско-Тимирязевскую линию. О том, какой эффект произвели подземные платформы на первых пассажиров, в нашем репортаже. Станция "ЗИЛ" Это новая конечная Троицкой линии. Она расположена в строящемся районе на месте корпусов разваленного автомобильного гиганта. Здесь только одна пересадка и та наземная - на МЦК. Оформление станции напоминает музей покойного ныне завода - название станции на путевых стенах выполнено в виде эмблемы некогда процветавшего и знаменитого предприятия. Колонны станции украшены портретами конструкторов и директоров предприятия, а на одной из путевых стен большое панно

В день города 13 сентября 2025 г. в столице открылись ещё четыре станции метро. Все на Троицкой линии, запущенной в прошлом году. Открытие новых станций подземки - всегда праздник, но на этот раз к радости добавились удивление и недоумение. Оформление вызвало много вопросов. Кроме того, трасса частично дублирует уже существующую наземную линию МЦК и при этом пересекает без пересадки оживленную Серпуховско-Тимирязевскую линию. О том, какой эффект произвели подземные платформы на первых пассажиров, в нашем репортаже.

Станция метро "ЗИЛ". Фото автора
Станция метро "ЗИЛ". Фото автора

Станция "ЗИЛ"

Это новая конечная Троицкой линии. Она расположена в строящемся районе на месте корпусов разваленного автомобильного гиганта. Здесь только одна пересадка и та наземная - на МЦК. Оформление станции напоминает музей покойного ныне завода - название станции на путевых стенах выполнено в виде эмблемы некогда процветавшего и знаменитого предприятия.

Название станции на путевой стене в виде логотипа развлившегося легендарного завода. Фото автора
Название станции на путевой стене в виде логотипа развлившегося легендарного завода. Фото автора

Колонны станции украшены портретами конструкторов и директоров предприятия, а на одной из путевых стен большое панно, знакомящее пассажиров с продукцией обанкроченного предприятия: грузовики ЗИСы и ЗИЛы.

Все эти сюжеты выполнены в ставшей популярной в последнее время в метро технике цифровой печати. И правда, зачем заморачиваться с трудоемкими и дорогими мозаиками из смальты, самоцветов или живописными фресками, как это делали в метро 1940-е, 1950-е, 1970-е, 1980-е и даже 1990-е годы.. Напечатали на принтере, прикрыли стеклом, прикрепили на стену. И пусть пассажиры рассматривают. Правда есть маленькое Но. Эти ламинированные "картины" бликуют со всех сторон. Так что найти на платформе точку, где можно оценить всю красоту замысла художника, просто невозможно.

Эти картины бликуют со всех сторон. Нет такой точки, где бы их можно было нормально увидеть. Фото автора
Эти картины бликуют со всех сторон. Нет такой точки, где бы их можно было нормально увидеть. Фото автора

Станция "Крымская"

Тут без сюрпризов. Все, с чем ассоциируется Крым, можно увидеть в оформлении: и Севастополь, и крепость в Судаке, и Крымский мост, и Артек, и чайки на потолке, и даже киносъемочная площадка.

Крепрость в судаке на путевой стене. Фото автора
Крепрость в судаке на путевой стене. Фото автора
Чайки на потолке. Фото автора
Чайки на потолке. Фото автора
Изображение дельфинов и киносъемок на путевой стене. Фото автора
Изображение дельфинов и киносъемок на путевой стене. Фото автора

Станция оформлена в тонах цвета морской волны. Необычно выполнено освещение платформы: светильники в форме иллюминаторов и размещены с двух сторон прямо на путевых стенах.

Станция "Крымская".  Фото автора
Станция "Крымская". Фото автора

На станции предусмотрена наземная пересадка на наземную станцию МЦК с тем же названием. Кстати, вообще непонятно, зачем Троицкая линия дублирует наземный перегон МЦК "Крымская" - "ЗИЛ". Никаких рекордных пассажиропотоков тут нет, чтобы потребовалось параллельно наземному метро строить еще и подземную линию.

Так что Троицкую линию вполне можно было завершить на "Крымской". А еще лучше вместо "ЗИЛа" построить перегон до "Тульской" с пересадкой на серую ветку. У пассажиров двух линий было бы больше удобных маршрутов. А получилось, что Троицкая линия пересекает Серпуховско-Тимирязевскую линию без пересадки на неё, зато при этом полностью дублирует МЦК на этом участке.

Фрагменти обновленной схемы московского метро
Фрагменти обновленной схемы московского метро

Станция "Академическая"

А вот эта станция изрядно удивила горожан. Многие сегодня, в день пуска, подолгу по ней гуляли, пытаясь понять, что хотели сказать авторы. Казалось бы, чего проще - само название обязывает. Да и первая "Академическая" на Калужско-Рижской линии открывалась во время борьбы с излишествами и представляет из себя скромную "сороконожку". Переход между станциями, кстати, пока наземный, в плохую погоду, конечно, будет дискомфортно.

Станция "Академическая" Троицкой линии. Фото автора
Станция "Академическая" Троицкой линии. Фото автора

По центру станции установлены терракотовые арки в стиле конструктивизма. Это один из самых популярных стилей при оформлении новых станций метро в последние годы - так сказать, намек на 1930-е, когда открылась первая линия метро. К тому же конструктивизм с его геометричностью и минимализмом, очень близок современной архитектуре.

Скамья на станции "Академическая". Фото автора
Скамья на станции "Академическая". Фото автора

Так вот на контрасте с конструктивистскими арками на платформе, на путевых стенах авторы станции разместили целую художественную летопись академической науки в России. И вот здесь как раз много вопросов и неожиданностей.

Почему в одном ряду, словно через запятую, оказались Петр Первый, собака Павлова и другие знаменитые собаки, Мичурин и Юрий Гагарин?

Юрий Гагарин и Сергей Королев на путевой стене. Фото автора
Юрий Гагарин и Сергей Королев на путевой стене. Фото автора
Павлов и его подопытная собака на путевой стене. Фото автора
Павлов и его подопытная собака на путевой стене. Фото автора

Во-первых, про царей. Точнее, императоров. Здесь их сразу три - Петр Великий, Екатерина Вторая и Анна Иоанновна.

Так изображен Петр Первый. Фото автора
Так изображен Петр Первый. Фото автора
Екатерина Великая узнаваема с трудом. Фото автора
Екатерина Великая узнаваема с трудом. Фото автора
Самодержицу Анну на всякий случай подписали. Фото автора
Самодержицу Анну на всякий случай подписали. Фото автора

Вообще это редкий случай изображения российских самодержцев в московском метро. И еще в таком количестве. Если найдете еще, напишите в комментариях. В советское время их по очевидным причинам в метро старались не демонстирировать.

Очевидно, помещая царей под землю, в метро, создатели станции хотели подчеркнуть их роль в создании Российской академии наук. Но все-таки станция называется "Академическая", а не "Царская". К тому же, если говорить о роли государства в поддержке науки, почему тогда не нашлось места ни для одного из руководителей страны советского времени? Или они плохо поддерживали науку? Хуже царей?

А для Белки и Стрелки и для собаки Павлова место нашлось. Что хотели этим сказать авторы?

Изображение побывавшей в космосе собаки Стрелки на путевой стене. Фото автора
Изображение побывавшей в космосе собаки Стрелки на путевой стене. Фото автора
Гиганская собака Павлова - больше многих академиков. Фото автора
Гиганская собака Павлова - больше многих академиков. Фото автора
Мичурин и Вавилов  на путевой стене. Фото автора
Мичурин и Вавилов на путевой стене. Фото автора

Вообще непонятно, почему в один ряд поставили людей и животных. И почему изображение собаки Павлова по размеру больше лиц Мичурина или Вавилова? Это по вкладу в науку?

В общем, станция дает пищу для размышлений.

Станция "Вавиловская"

Станция сделана с популярным нынче двухцветным оформлением - одна сторона черная, другая - светло-серая. По официальной версии станция назвала в честь Сергея Вавилова, президента Академии наук СССР, исследователя физической оптики и люминесценции. Может быть, поэтому ощущение на платформе, как в лаборатории, или даже во врачебном кабинете. Пока добавляет колорита и специфический запах стройматериалов - работы продолжались до последней минуты.

Станция "Вавиловская". Фото автора
Станция "Вавиловская". Фото автора

Станция расположена под престижным Ленинским проспектом, однако его жители очень возмущались, когда из-за ее строительства на магистрали спилили часть деревьев.

Сиденья на платформе. Фото автора
Сиденья на платформе. Фото автора

Сложно сказать будет ли она пользоваться популярностью у местных жителей. Наверное, не многим из них нужно будет часто ездить в Коммунарку или в строящиеся кварталы на "ЗИЛе". А если в центр - только с пересадкой. Теперь в Москве новые линии строят только так.

Таким образом, сейчас на Троицкой линии действуют уже 11 станций. Сегодня было объявлено, что после пуска новых станций пассажиропоток линии увеличится, как ожидается, до 90 тысяч человек в сутки. Много это или мало? Например, в Екатеринбурге, где действует всего одна линия и 9 станций метро, в день подземка перевозит в среднем 130 тыс. пассажиров, при этом поезда в столице Урала вдвое короче, чем на Троицкой линии в Москве.

Впрочем, строительство Троицкой линии будет продолжено за МКАД. К 2030 году она должна достичь города Троицк, в честь которого названа. И уж тогда проектировщики обещают, что ей захотят воспользоваться до 160 тысяч человек в сутки.

В целом праздник открытия новых станций удался, но вопросы, как говорится, повисли в воздухе. Очень сииволичной получилась "Вавиловская" - со светлой и темной сторонами.

Темная и светлая стороны станции "Вавиловская". Фото автора
Темная и светлая стороны станции "Вавиловская". Фото автора
Конструкции, перекрывающие центральный зал станции "Крымская". Фото автора
Конструкции, перекрывающие центральный зал станции "Крымская". Фото автора

Кстати, вы обратили внимание, что на многих новых станциях, открытых в последние годы, нет привычных просторных платформ, как в советское время?

Эскалатор на станции "Крымская". Фото автора
Эскалатор на станции "Крымская". Фото автора

Пространство центрального зала платформы разрезано лестницами и эскалаторами и служебными конструкциями. Этому есть объяснение. Так дешевле. Котлован нужно рыть меньшего размера и обслуживать потом меньше помещений. Зато подземка быстро растет и приходит даже в те районы, которые еще недавно могли о ней только мечтать.

Другие секреты метро, поразительная история последнего метрополитена в СССР и загадки всех подземок России здесь:

Все тайны метро в одной книге
Александр Жестков. Коллекция впечатлений
3 июля 2023

А как вам новые станции Троицкой линии?

Будете ими пользоваться?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel