Найти в Дзене

7 поразительных фактов о последнем метро в СССР

Оглавление

Посещение столичной подземки - обязательная часть программы любого туриста в Москве, наряду с Красной площадью. Метрополитен Екатеринбурга менее известен, но способен удивить. Ценители архитектуры, истории, дизайна и транспорта даже специально приезжают в столицу Урала, чтобы изучить этот уникальный объект. Чем же он удивителен?

На метро удобно осматривать Екатеринбург, при этом сама подземка является достопримечательностью столицы Урала. Фото из книги "Наше дорогое метро"
На метро удобно осматривать Екатеринбург, при этом сама подземка является достопримечательностью столицы Урала. Фото из книги "Наше дорогое метро"

1. Помогла программа "Время"

Метро в столице Урала решил строить Борис Ельцин, который с конца 1970-х возглавлял Свердловский обком. Подземка соответствовала столичным амбициям будущего президента, но нужно было выбить разрешение в Москве. О том, как Ельцин ловко всё подстроил, чтобы Брежнев сказал "да" - целая история.

Но дальше подписи дело не пошло. Деньги на строительство из Москвы не перечисляли. Тогда на Урале решились на хитрость: устроили митинг в честь начала работ по возведению метро и пригласили корреспондента программы "Время". После того, как репортаж показали по центральному телевидению, минфину и Госплану деваться было некуда, и средства пришлось направить. И это только одна из политических интриг, сопровождавших строительство уральской подземки.

Сейчас для Екатеринбурга метро в порядке вещей, а когда-то чтобы его построить, пришлось применить хитрость. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Сейчас для Екатеринбурга метро в порядке вещей, а когда-то чтобы его построить, пришлось применить хитрость. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Екатеринбургская "Чкаловская" - самая глубокая станция метро в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Екатеринбургская "Чкаловская" - самая глубокая станция метро в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Фото из книги "Наше дорогое метро"

2. Станции со столичным шиком

Метро в столице Урала, как и в Москве, строилось как образцово-показательное. Никакой хрущевской борьбы с излишествами. Под землей возводили настоящие дворцы, богато отделанные. К тому же Урал славится самоцветами, и продемонстрировать богатства недр, воспетые в сказах Бажова, считали делом чести. Станции украшают флорентийские мозаики, барельефы, горельефы, скульптура, художественная ковка. А в оформлении метровокзалов, которые возводили в XXI веке, использовали как дорогой натуральный камень, так и современный дизайн. Им могли бы позавидовать и в столице.

Случались в оформлении подземки и настоящие чудеса. Например, вместо лика Феликса Дзержинского пассажиры, пришедшие на открытие станции, увидели скульптуру обнаженного атлета. Как так получилось, можно узнать здесь.

Скульптура античного дискобола на станции метро в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Скульптура античного дискобола на станции метро в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Уральская" находится у железнодорожного вокзала. Это визитная карточка Екатеринбурга для гостей города. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Уральская" находится у железнодорожного вокзала. Это визитная карточка Екатеринбурга для гостей города. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Проспект Космонавтов" - самая любимая жителями Екатеринбурга, об этом свидетельствуют опросы. Здесь же самый большой пассажиропоток. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Проспект Космонавтов" - самая любимая жителями Екатеринбурга, об этом свидетельствуют опросы. Здесь же самый большой пассажиропоток. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Чкаловская" - последняя на сегодняшний день открытая в Екатеринбурге (2012). Сделать здесь видео и снимки приезжают блогеры со всей страны. Фото из книги "Наше дорогое метро".
Станция "Чкаловская" - последняя на сегодняшний день открытая в Екатеринбурге (2012). Сделать здесь видео и снимки приезжают блогеры со всей страны. Фото из книги "Наше дорогое метро".

3. Подземку оформляла рок-звезда

В оформлении станций уральской подземки участвовал музыкант Вячеслав Бутусов. Лидер легендарной группы "Наутилус Помпилиус" после окончания Свердловского архитектурного института был распределен в отдел строительства метрополитенов института "Уралгипротранс".

Вячеслав Бутусов с коллегами-архитекторами в отделе метрополитенов "Уралгипротранса". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Вячеслав Бутусов с коллегами-архитекторами в отделе метрополитенов "Уралгипротранса". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Коллеги, стоявшие за соседними кульманами, сразу подозревали, что набиравший популярность певец в архитектуре не задержится. Но под землей осуществили несколько его творческих идей. Рассмотреть что получилось можно в моей книге "Наше дорогое метро".

4. Последний метрополитен СССР

Свердловский метрополитен стал последним, открытым в Советском Союзе и 13-м по счету после Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Харькова, Ташкента, Минска, Горького, Новосибирска, Куйбышева. На станции "Машиностроителей" сохранились барельефы "СССР" и "РСФСР". На исходе советской власти экономика переживала тяжелые времена, поэтому подземку открыли на полтора года позже срока. Изначально должны были запустить к 7 ноября 1989 года, а поезда пошли только в апреле 1991 г. За несколько месяцев до окончательного развала Союза.

К этому сроку из первых шести станций были готовы только три. Правда ли, что Свердловский метрополитен попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самый короткий в мире? Власти города подали официальную заявку...

Барельеф "РСФСР" на станции "Машиностроителей". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Барельеф "РСФСР" на станции "Машиностроителей". Фото из книги "Наше дорогое метро"

5. Метро без идеологических названий

Изначально из девяти станций первой линии названия пяти должны были содержать имена видных деятелей советского государства. Но поскольку метрополитен открывался в последние месяцы существования СССР, когда было ясно, что дни государства и идеологии сочтены, городские власти предусмотрительно избавились от идеологических названий станций перед пуском подземки. (Через несколько месяцев вернули историческое имя городу - он стал Екатеринбургом, переименовали и метрополитен). Так уральское метро лишилось ранее запланированных названий станций "Орджоникидзевская", "Калининская", "Дзержинская", "Свердловская", "Куйбышевская". По какому принципу давали новые имена станциям подземки? Насколько удачными оказались названия, придуманные вместо советских? Жители и гости города до сих пор горячо спорят об этом.

Станция метро "Динамо" планировалась к открытию как "Дзержинская". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станция метро "Динамо" планировалась к открытию как "Дзержинская". Фото из книги "Наше дорогое метро"

6. Станция-призрак

В уральской подземке есть своя станция-призрак. При строительстве линии одну остановку "пропустили", однако задел для ее возвели. Сейчас фантом станции "Бажовская" можно увидеть в окно поезда на перегоне между станциями "Геологическая" и "Чкаловская". Мне удалось подробно рассмотреть ее во время ночной поездке на дрезине. А ведь эта станция должна была стать одной их самых роскошных не только в Екатеринбурге, но и в стране. В буквальном смысле сказочной...

Подъезжаю на дрезине к станции-призраку "Бажовская". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Подъезжаю на дрезине к станции-призраку "Бажовская". Фото из книги "Наше дорогое метро"

7. Раритетные жетоны для проезда

В Екатеринбургском метрополитене в качестве одного из способов прохода в течение нескольких десятилетий, начиная с 1990-х годов, использовались жетоны московского метро производства 1992 года. Это был самый популярный (и по символической цене) сувенир на память о посещении уральской подземки и Екатеринбурга в целом. Только в 2025 году их отменили, поскольку большинство пассажиров стали оплачивать проезд транспортными и банковскими картами.

Жетоны Московского метрополитена, которые используются для проезда в уральской подземке. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Жетоны Московского метрополитена, которые используются для проезда в уральской подземке. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Почему в Екатеринбурге отказались от собственных жетонов для метро и как уральские жетоны оказались в Москве? Почему уральское метро стало самым глубоким после московского и петербургского? Почему в нем нет ни одной наземной станции и перегона? Что происходит в подземке ночью? И зачем один из богатейших людей Урала прорыл отдельный частный вход на одну из станций? - уникальные факты о последнем метро в СССР - в моей книге "Наше дорогое метро".

-13

Это первое в России издание для широкой аудитории, посвященное региональному метро. И к тому же подарочное (кстати, скоро Новый год). А еще книга дает возможность узнать секреты и необычные истории всех подземок России, а также самых интересных и необычных метрополитенов в мире. "Наше дорогое метро" доступно здесь.

Подпишитесь, на канал, чтобы читать новые публикации!