Посещение столичной подземки - обязательная часть программы любого туриста в Москве, наряду с Красной площадью. Метрополитен Екатеринбурга менее известен, но способен удивить. Ценители архитектуры, истории, дизайна и транспорта даже специально приезжают в столицу Урала, чтобы изучить этот уникальный объект. Чем же он удивителен?
1. Помогла программа "Время"
Метро в столице Урала решил строить Борис Ельцин, который с конца 1970-х возглавлял Свердловский обком. Подземка соответствовала столичным амбициям будущего президента, но нужно было выбить разрешение в Москве. О том, как Ельцин ловко всё подстроил, чтобы Брежнев сказал "да" - целая история.
Но дальше подписи дело не пошло. Деньги на строительство из Москвы не перечисляли. Тогда на Урале решились на хитрость: устроили митинг в честь начала работ по возведению метро и пригласили корреспондента программы "Время". После того, как репортаж показали по центральному телевидению, минфину и Госплану деваться было некуда, и средства пришлось направить. И это только одна из политических интриг, сопровождавших строительство уральской подземки.
2. Станции со столичным шиком
Метро в столице Урала, как и в Москве, строилось как образцово-показательное. Никакой хрущевской борьбы с излишествами. Под землей возводили настоящие дворцы, богато отделанные. К тому же Урал славится самоцветами, и продемонстрировать богатства недр, воспетые в сказах Бажова, считали делом чести. Станции украшают флорентийские мозаики, барельефы, горельефы, скульптура, художественная ковка. А в оформлении метровокзалов, которые возводили в XXI веке, использовали как дорогой натуральный камень, так и современный дизайн. Им могли бы позавидовать и в столице.
Случались в оформлении подземки и настоящие чудеса. Например, вместо лика Феликса Дзержинского пассажиры, пришедшие на открытие станции, увидели скульптуру обнаженного атлета. Как так получилось, можно узнать здесь.
3. Подземку оформляла рок-звезда
В оформлении станций уральской подземки участвовал музыкант Вячеслав Бутусов. Лидер легендарной группы "Наутилус Помпилиус" после окончания Свердловского архитектурного института был распределен в отдел строительства метрополитенов института "Уралгипротранс".
Коллеги, стоявшие за соседними кульманами, сразу подозревали, что набиравший популярность певец в архитектуре не задержится. Но под землей осуществили несколько его творческих идей. Рассмотреть что получилось можно в моей книге "Наше дорогое метро".
4. Последний метрополитен СССР
Свердловский метрополитен стал последним, открытым в Советском Союзе и 13-м по счету после Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Харькова, Ташкента, Минска, Горького, Новосибирска, Куйбышева. На станции "Машиностроителей" сохранились барельефы "СССР" и "РСФСР". На исходе советской власти экономика переживала тяжелые времена, поэтому подземку открыли на полтора года позже срока. Изначально должны были запустить к 7 ноября 1989 года, а поезда пошли только в апреле 1991 г. За несколько месяцев до окончательного развала Союза.
К этому сроку из первых шести станций были готовы только три. Правда ли, что Свердловский метрополитен попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самый короткий в мире? Власти города подали официальную заявку...
5. Метро без идеологических названий
Изначально из девяти станций первой линии названия пяти должны были содержать имена видных деятелей советского государства. Но поскольку метрополитен открывался в последние месяцы существования СССР, когда было ясно, что дни государства и идеологии сочтены, городские власти предусмотрительно избавились от идеологических названий станций перед пуском подземки. (Через несколько месяцев вернули историческое имя городу - он стал Екатеринбургом, переименовали и метрополитен). Так уральское метро лишилось ранее запланированных названий станций "Орджоникидзевская", "Калининская", "Дзержинская", "Свердловская", "Куйбышевская". По какому принципу давали новые имена станциям подземки? Насколько удачными оказались названия, придуманные вместо советских? Жители и гости города до сих пор горячо спорят об этом.
6. Станция-призрак
В уральской подземке есть своя станция-призрак. При строительстве линии одну остановку "пропустили", однако задел для ее возвели. Сейчас фантом станции "Бажовская" можно увидеть в окно поезда на перегоне между станциями "Геологическая" и "Чкаловская". Мне удалось подробно рассмотреть ее во время ночной поездке на дрезине. А ведь эта станция должна была стать одной их самых роскошных не только в Екатеринбурге, но и в стране. В буквальном смысле сказочной...
7. Раритетные жетоны для проезда
В Екатеринбургском метрополитене в качестве одного из способов прохода в течение нескольких десятилетий, начиная с 1990-х годов, использовались жетоны московского метро производства 1992 года. Это был самый популярный (и по символической цене) сувенир на память о посещении уральской подземки и Екатеринбурга в целом. Только в 2025 году их отменили, поскольку большинство пассажиров стали оплачивать проезд транспортными и банковскими картами.
Почему в Екатеринбурге отказались от собственных жетонов для метро и как уральские жетоны оказались в Москве? Почему уральское метро стало самым глубоким после московского и петербургского? Почему в нем нет ни одной наземной станции и перегона? Что происходит в подземке ночью? И зачем один из богатейших людей Урала прорыл отдельный частный вход на одну из станций? - уникальные факты о последнем метро в СССР - в моей книге "Наше дорогое метро".
Это первое в России издание для широкой аудитории, посвященное региональному метро. И к тому же подарочное (кстати, скоро Новый год). А еще книга дает возможность узнать секреты и необычные истории всех подземок России, а также самых интересных и необычных метрополитенов в мире. "Наше дорогое метро" доступно здесь.
Подпишитесь, на канал, чтобы читать новые публикации!