В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко самые вкусные эклеры, которые я ела в жизни. Но хожу я туда не за эклерами, а за искусством.
11 сентября театр открыл новый сезон одноактными балетами «Отражения» (музыка – Ф. Мендельсон, хореография – Ю. Посохов) и премьерой «Королевы вариаций» (музыка – Э. фон Донаньи, хореография – М. Севагин).
Мало, мало осталось в наше время хореографов, способных поставить многоактовый сюжетный балет. Юрий Посохов – один из этих немногих. Помню, как ушла с его «Чайки» в Большом театре с мыслью: «Вот таким должен быть балет!». Бессюжетные «Отражения» (поставленные изначально 20 лет назад для балетной труппы в Сан-Франциско, и, конечно, – привет Баланчину) меня не разочаровали: во-первых, это было красиво. Во-вторых, эффектно. В-третьих, неплохо станцовано. Неплохо, но не идеально. Впрочем, в начале сезона от артистов балета сложно ожидать идеальности: не вошли в форму.
Максим Севагин – история совершенно другая. Бывший танцовщик (хотя до пенсии по балетным меркам ему еще ой как далеко) стал художественным руководителем балетной труппы театра Станиславского в 24 года. Это был не большой, а огромный аванс, который, на мой взгляд, Севагин не отработал. И не уверена, что сможет. Многие из его постановок я видела, и очевидно, что хореографическое дарование у него среднее, а дыхание короткое. Было – замахнулся на большой балет: «Ромео и Джульетта», где режиссером выступил Константин Богомолов. Видела. До сих пор не знаю, как это развидеть.
Одноактные балеты Максима Севагина – милые безделицы: сделаны профессионально, смотрятся хорошо, следа в душе не оставляют. Самым популярным, кажется, остается «Класс-концерт» с излишне, на мой взгляд, затянутой сценой Павлова-Чекетти. Мой личный фаворит – «Знаем благую весть».
Идея «Королев вариаций» – прекрасна и продолжает тему «балета о балете», начатую «Класс-концертом». Четыре танцовщицы – духи своих эпох: романтическая балерина (первая ассоциация – Мария Тальони), царица пачки (Анна Павлова? Матильда Кшесинская?), муза Баланчина (ее вы узнаете по хитону – никаких пачек) и «раскрепощенная танцовщица нашего времени». «Вообще без одежды?», – смеясь, спросил Валентин Елизарьев, когда я рассказывала ему об этом балете. Одежда есть: купальник.
Это голубой (во всех балетных смыслах) спектакль: легкий, красивый, даже изящный местами. Вдохновением для цвета и костюмов (Максим Севагин выступил в качестве сценографа и художника по костюмам) были «голубые танцовщицы» Дега. Зрители кричали «Браво!». Я не кричала, но аплодировала от души. Это было хорошо.
А наутро проснулась с мыслью о том, что «Королевы вариаций», как и большинство современных балетов – для глаз: красиво. Но не для души: не о чем думать. Но, может быть, это моя личная проблема: я хочу, чтобы искусство заставляло меня думать? Хочу умного послевкусия. А оно теперь крайне редко встречается.
На лекции перед премьерой «Королев вариаций» сказали, что театр будет завершать сезон другой премьерой Максима Севагина – «Анной Карениной» на музыку Ильи Демуцкого. И если в Демуцком я не сомневаюсь, то в отношении Севагина и «Анны» у меня большие сомнения. Но, конечно, пойду. Вдруг он докажет, что я напрасно в него не верила?