Китайские автопроизводители продолжают терять позиции на российском рынке, сократив ассортимент моделей на 34% по сравнению с прошлым годом. Согласно исследованию, проведённому платформой «Авто.ру» и опубликованному изданием «Газета.ru», в августе 2023 года количество новых автомобилей, предлагаемых официально представленными в России китайскими марками, существенно уменьшилось.
Опрошенные «Газетой.Ru» участники рынка считают, что падение предложения и продаж китайских марок является логичным следствием роста средней стоимости автомобилей и затоваренности складов. «Одна из причин сокращения объемов реализации китайских авто — изменение спроса. Рост средней стоимости новых машин привел к увеличению затрат потребителей. Средняя цена китайского автомобиля увеличилась до 3,53 млн рублей (+0,5%)», — рассказал «Газете.Ru» коммерческий директор автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин.
Анализ показал, что снижение касается не только разнообразия моделей, но и различных комплектаций одних и тех же автомобилей. Наиболее заметно сокращение предложения среди марок Ora и BAIC, чьи объемы снизились почти на 85%. Также значительно уменьшился ассортимент моделей Kaiyi (минус 60%), Omoda (минус 52%) и Haima (минус 49%). Меньше других пострадали бренды Haval, Tank, Geely, Jetour и Changan, которые снизили свое предложение не более чем на 30%.
С параллельным сокращением ассортимента наблюдается и падение продаж. По данным «Автостат Инфо», с января по июль 2023 года в России было реализовано 326 тысяч автомобилей из Китая, что на 27% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Лидеры китайского сегмента — Haval, Chery, Geely и Changan — столкнулись с падением спроса на свои модели от 21% до 46%. Особенно ярко эта тенденция проявилась у марки Omoda, продажи которой упали почти на 70%. В то же время бренд Haima фактически исчез с российского рынка, и эксперты прогнозируют уход из страны таких марок, как Haima, Kaiyi, Ora и BAIC.
Основатель компании «РоговМобиль», специализирующейся на ввозе иномарок из Южной Кореи и Китая, Дмитрий Рогов, также обратил внимание на то, что в Россию значительно сократились поставки новых китайских автомобилей. Тренд на сокращение ассортимента китайских машин продолжится, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» директор департамента консалтинга SBS Consulting Дмитрий Бабанский. «Падение предложения со стороны китайских брендов — вполне логичный процесс. После вывода множества моделей производители и поставщики сокращают модельный ряд. Тенденция будет иметь продолжение», — сказал эксперт.
Тем не менее, некоторые производители показывают рост. Так, марки Jetour и Belgee увеличили свои продажи на 13% и 50% соответственно, что выделяет их среди общего снижения.
Дмитрий Киселев, вице-президент Евразийской ассоциации бизнеса, комментирует: «Сокращение ассортимента китайских марок в России обусловлено не только изменениями в спросе, но и общей экономической ситуацией. В условиях нестабильного рынка производители вынуждены оптимизировать свои предложения, что может привести к уходу некоторых игроков. Однако те компании, которые адаптируются к новым условиям и обеспечивают спрос, способны выжить и даже развиваться».