В этом году «Евангелион» масштабно празднует 30-летие — даже в рамках Anime NYC состоялось торжественное мероприятие с концертом Ёко Такахаси, которая многим известна благодаря опенингу сериала. По такому случае в Нью-Йорке состоялся круглый стол, где журналисты разных изданий, спрашивали певицу о культовом аниме, легендарной песне и карьере вообще. Его опубликовали на сайте Animecorner, а мы в «Покеболе с предсказанием» для вас перевели эту слегка хаотичную, но не лишенную интересных фактов беседу.
— В течение карьеры вы пели джаз, попсу, рок. Как вы сохранили голос на протяжении стольких лет? Как вы его тренируете, чтобы справляться с таким обилием жанров?
— Будучи молодой девушкой, я десять лет состояла в хоровой группе. Многие упражнения, выученные в то время, я использую до сих пор.
— Так как мы празднуем годовщину вашего вклада в «Евангелион», что вы думаете о пути, пройденном до сегодняшнего дня?
— «Евангелион» действительно сильно повлиял на мою жизнь.
— Как вы полагаете, люди любят «Евангелион», поскольку могут соотнестись с персонажами, или всё-таки музыка сыграла решающую роль?
— Думаю, и то и другое.
— Согласно [караоке-бренду] JOYSOUND, песня The Cruel Angel’s Thesis вошла в топ-4 первой половины 2025 года. Что вы думаете об устойчивой популярности этой песни?
— Честно говоря, мне и самой хотелось знать секрет. В японских караоке эта песня действительно будто бы объединяет всех и собирает вместе, так что, думаю, это одна из причин, почему она до сих пор так популярна.
— Некоторые музыканты признаются, что ваши песни их вдохновляют. Каково это — быть такой основополагающей частью карьеры других музыкантов?
— Я слышу это впервые, поэтому немного удивлена.
— Каково это, когда вашу работу считают знаковой частью поп-культуры во всем мире?
— Думаю, одна из причин в величии самого «Евангелиона». Он прекрасен на стольких уровнях: сюжет, актеры, музыка — всё в нем обладает настолько высоким качеством, что это и является важной частью его долголетия.
— Что вам больше всего нравится делать, когда приезжаете в Нью-Йорк?
— Смотреть постановки как на Бродвее, так и на офф-Бродвее.
— Как вы воспринимаете изменения в музыкальной индустрии с момента вашего дебюта в 1991 году?
— Когда я дебютировала в 1991-м, это было сразу после краха [экономического] пузыря. Тогда музыкальная сцена была очень нестабильной. Последние 30 лет эта нестабильность всё еще сохраняется. В этой сфере я и работаю всю карьеру.
— Вы много и долго сотрудничали с [композитором] Тосиюки Омори. Можно ли назвать его одним из ваших любимых творческих партнеров? Каков процесс создания и записи музыки вместе с ним?
— На самом деле я знала его еще до дебюта: он был известным композитором и студийным музыкантом. Благодаря ему и его связям я получила работу на «Евангелионе». На протяжении всех этих лет у нас была замечательная музыкальная связь. В какой-то момент я даже была частью его агентства талантов. Он даже был кем-то вроде шафера на свадьбе моего младшего брата. Так что для меня он почти как родственник. Он мой сэнсэй, великий учитель в моей жизни. Вдобавок с ним я чувствую себя настолько комфортно, что могу прямо выражать чувства. Мы вместе прошли долгий творческий путь.
— Благодаря «Евангелиону» ваши песни стали очень популярны в Бразилии, особенно в караоке. Хотели бы вы дать концерт в Южной Америке? Можете ли вы передать сообщение бразильским поклонникам?
— На самом деле 20 лет назад я уже выступала в Сан-Паулу. Как вы, возможно, знаете, в Бразилии живет много японцев во втором поколении. Так что многие там знают японский язык, хотя и меньше, чем английский. В то момент я почувствовала, что связь между Японией и Бразилией очень глубока. Сейчас мое шоу приобрело новый формат, в том числе появилась подтанцовка (backup dancers). Мне бы очень хотелось привести новое шоу в Южную Америку или Бразилию.
— Что вы почувствовали, когда получили возможность исполнить кавер на Fly Me to the Moon? Вам была знакома версия Фрэнка Синатры?
— Конечно, версия Фрэнка Синатры — самая известная в мире. Именно так я впервые её и услышала. Поэтому для меня было большой честью исполнить кавер на Fly Me to the Moon.
— Как изменились ваши отношения с «Евангелионом» и его мировой фан-базой через 30 лет после выхода сериала? Какие аспекты этого пути удивили вас больше всего?
— Одна мысль возникла у меня во время пандемии коронавируса, когда все оказались будто бы заперты дома и не могли выходить. Это было время, когда люди могли пересматривать аниме или смотреть его впервые. И одна из вещей, которые я нахожу очень интересной в аниме: когда ты смотришь его впервые, оно опять становится новым. Оно становится частью этого момента. Поэтому, когда «Евангелион» появился на Netflix, возрастной диапазон фан-базы действительно расширился: появилось так много людей, которые испытали этот опыт впервые. Среди них была и более молодая аудитория. В Японии сериал настолько любим, что его снова и снова показывают по телевидению, и это еще больше расширило молодую аудиторию внутри страны. Это действительно интересно: когда смотришь аниме впервые, оно становится про «сейчас», частью момента. И я определенно считаю, что это недавний феномен.
— До дебюта вы работали с Тосинобу Куботой — одним из самых известных японских певцов. Вы были бэк-вокалисткой. Могли бы вы рассказать об этом опыте?
— Один из первых концертов в музыкальной индустрии для меня состоялся на бэк-вокале Тосинобу Куботы. Для тех, кто его не знает: он действительно был первым, кто стал петь фанк на японском. Быть бэк-вокалисткой у него было по-настоящему веселым и поучительным опытом для меня как для молодой певицы. Одна вещь, которую он мне сказал, очень вдохновила меня: бэк-вокалисты не хуже основного исполнителя. На самом деле они должны быть лучше его. Он привил мне очень высокую требовательность к моим профессиональным навыкам еще в том возрасте. Он дал мне свежий взгляд, когда я только начинала путь как молодая певица.
— Что изначально вдохновило вас пойти в музыкальную индустрию? Как бы вы оценили свои артистические рост и развитие за годы с момента дебюта?
— Как я говорила ранее, мой путь начался в качестве бэк-вокалистки Куботы. Однако я изучала музыку с ранних лет и даже играла в любительской группе. Именно тогда мне предложили участвовать в прослушивании на роль одной из бэк-вокалисток Куботы, и это как бы стало толчком для моей карьеры в индустрии. Меня часто спрашивают молодые исполнители: как стать певцом или попасть в эту индустрию. В моем случае оттачивать навыки помогали работа бэк-вокалистки и студийной исполнительницы. Даже если какие-то вещи у тебя плохо получаются, занимаясь ими снова и снова, ты становишься в этом всё лучше и лучше. Не стоит сосредотачиваться только на хорошо развитых навыках. Нужно действительно уделять время полировке тех элементов, которые не так хороши, как те, за которые тебя ценят. Пение — это работа, поэтому ты не можешь сказать чему-либо «Нет». Именно так ты добиваешься результата в индустрии — оттачивая навыки и становясь лучше в том, в чем был слабее.
— Какая песня в вашей карьере была самой сложной для исполнения?
— Должна признаться, что из всех песен, которые я исполняла больше всего, я до сих пор не чувствую себя уверенно с The Cruel Angel’s Thesis*.
Пару лет назад Такахаси рассказала, что до сих пор репетирует её по два часа в день.
— Есть ли в вашей дискографии песни, для которых вам бы хотелось больше внимания поклонников, чтобы они были популярны, как The Cruel Angel’s Thesis?
— Другая моя песня, которая на самом деле тоже своего рода хит, — возможно, вы слышали Soul’s Refrain. Она очень популярна, но всё же не настолько, как The Cruel Angel’s Thesis. Так что, если бы мне нужно было выбрать одну песню, которую я хотела, чтобы поклонники слушали чаще, это была бы Soul’s Refrain.
***
Дополнительные материалы: