Найти в Дзене

Режиссер «Рок — женская скромность» советует женские рок-группы (и рассказывает об аниме)

«Рок — женская скромность» — одна из ярких весенних премьер в модном жанре: девушки играют на гитарах в поисках себя и свободы. За экранизацию манги Хироси Фукуды, которая выходит с осени 2022-го, взялась студия Bandai Namco Pictures («Ворона в гареме», «Птичье крыло: История гольфисток»), а режиссером выступил Синъя Ватада. Совсем недавно в ANN вышло интервью с постановщиком, а мы в «Покеболе с предсказанием» перевели этот занимательный разговор об энергии рока, сложных прическах и классных девичьих-группах. — Чем вас привлек проект «Рок — женская скромность»? Слышала от продюсера сериала, что вы к тому же барабанщик. — Примерно два года назад друг порекомендовал мне оригинальную мангу со словами «Это действительно интересная история». Тогда я и представить не мог, что окажусь причастным к ней, но сюжет захватил меня своими воздействием и страстью. Позже со мной неожиданно связались из BNP (Bandai Namco Pictures), предложив заняться режиссурой аниме-адаптации. Я был потрясен, но воспр

«Рок — женская скромность» — одна из ярких весенних премьер в модном жанре: девушки играют на гитарах в поисках себя и свободы. За экранизацию манги Хироси Фукуды, которая выходит с осени 2022-го, взялась студия Bandai Namco Pictures («Ворона в гареме», «Птичье крыло: История гольфисток»), а режиссером выступил Синъя Ватада. Совсем недавно в ANN вышло интервью с постановщиком, а мы в «Покеболе с предсказанием» перевели этот занимательный разговор об энергии рока, сложных прическах и классных девичьих-группах.

Синъя Ватада
Синъя Ватада

— Чем вас привлек проект «Рок — женская скромность»? Слышала от продюсера сериала, что вы к тому же барабанщик.

Примерно два года назад друг порекомендовал мне оригинальную мангу со словами «Это действительно интересная история». Тогда я и представить не мог, что окажусь причастным к ней, но сюжет захватил меня своими воздействием и страстью. Позже со мной неожиданно связались из BNP (Bandai Namco Pictures), предложив заняться режиссурой аниме-адаптации. Я был потрясен, но воспринял это как судьбоносный момент — и с радостью принял предложение.

Что касается барабанов — я немного играл в студенческие годы, но, если честно, особо не преуспел… Конечно, я понимаю специфику инструментов и выступления, но в том, что касается их анимирования, особенно пригодился опыт нашего ассистента режиссера Ори Ясукавы, который играл на барабанах в любительской группе. Например, в сценах с барабанами во второй серии мы сильно опирались на его навыки еще на стадии препродакшна.

— В сериале для эпизодов джем-сейшена Лилисы и Отохи используется технология захвата движения (motion capture), причем играют две участницы [панк-рок-группы] Band-Maid. Вы так и задумывали эти сцены?

— Сначала мы планировали изобразить выступления группы с помощью трехмерной графики (3DCG), так что захват движения был частью плана. Идея пригласить именно Band-Maid — группу, которая также исполняют опенинг, — пришла от продюсера.

— Band-Maid сразу пригласили исполнять опенинг и изображать героинь в motion-capture — или выбор подходящей группы занял какое-то время?

— Как я упоминал, идея была в том, чтобы группа, исполняющая заглавную тему, также отвечала за работой с технологией захвата движений. Однако на первых встречах у нас не было конкретных исполнителей. Нам задали вопрос: «Вы знаете какие-нибудь группы, которые могли бы подойти для проекта?» Я предложил: «А как насчет Band-Maid?» — и реакция была крайне позитивной. С этого момента всё пошло гладко.

Так что проект не строился вокруг Band-Maid с самого начала. Тем не менее синергия оригинальной манги и группы оказалась настолько мощной, что теперь кажется: так и должно было быть. Я думаю, они идеально «поженились».

— Не могу не спросить: пришлось ли учитывать какие-то технические особенности при анимации выступлений и повседневных сцен из-за впечатляющей прически Лилисы?

— Забавный вопрос! Ответ — и да, и нет. В манге и аниме довольно часто встречаются персонажи с очень выразительной комплекцией или впечатляющей диспропорцией. Такие особенности действительно могут создать определенные технические сложности при анимации, но у нас были и знания, и опыт, чтобы справляться с подобными вызовами по мере появления. В общем, мы обращали внимание на некоторые аспекты, но я бы не сказал, что было нечто «особенное», требующее экстраординарных мер. Тем не менее мы держали это в уме.

— Последнее время мы всё чаще видим аниме о девичьих рок-группах. Как думаете, почему такие истории сейчас пользуются особым интересом зрителей?

— Если смотреть на японские тренды, то, на мой взгляд, сейчас происходит сдвиг от айдолоцентричных мобильных игр 2010-х, смешанный с влиянием таких выдающихся аниме в духе «Кирары» (Kirara-style anime), как «Кэйон!» и «Рок-тихоня!». Это слияние позволило возникнуть новому витку аниме про музыкальные группы, свежему и более зрелому.

Кроме того, в историях про девичьи рок-группы поднимаются темы, которые особенно близки современной аудитории, живущей в нестабильном мире и обществе: «восхищение» и «сияние», но вместе с тем — «борьба», «горе» и «сопротивление». Сырые интенсивность и сила рок-музыки глубоко резонирует с эмоциональными потребностями зрителей в нашу эпоху.

— Можете рассказать о роли музыки в самоощущении Отохи и Лилисы?

— От автора оригинальной манги господина Фукуды мы получили общее описание прошлого Лилисы и Отохи (плюс их семей), особенно в том, что касается музыки. Наше аниме опирается именно на эту информации. Не могу вдаваться в детали, поскольку это может сойти за спойлер.

Что я могу сказать: для обеих героинь музыка олицетворяет момент, когда они могут быть свободны от внешнего давления, оставаясь собой. Это чистое выражение их внутреннего драйва; время, когда они чувствуют себя настоящими. Взаимное «резонирование» возносит их на новый уровень — и это делает их связь такой особенной.

— «Рок — женская скромность» демонстрирует разницу между тем, каково быть «леди», в традиционном и современном смыслах. Можете рассказать, как эти идеи отражены в аниме?

— С точки зрения производства мы старались максимально следовать ценностям и взглядам, заложенным в оригинальной манге. Так что мы не вносили серьезных изменений при адаптации.

Тем не менее образ «леди», прививаемый в Девичьей академии Осин, которую посещает Лилиса, по современным японским меркам, безусловно, очень старомоден. При этом, если смотреть глобально, Япония не отличается высоким уровнем гендерного равенства. Для Лилисы, попавшей из бедности в высший класс, резкий контраст сред подчеркивает социальный разрыв, с которым она сталкивается.

Это похоже на то общественное трение, с каким сталкиваются она и её одногруппницы, выбирая путь инструментальной рок-группы. Лилиса, которая пытается быть «леди», как хочет мать, и Лилиса, которая не может отказаться от рок-музыки, — две стороны её личность. Я вижу в ней воплощение силы современных женщин, которые живут смело и порой хитроумно в сегодняшнем обществе.

— Какие чувства вы надеетесь вызвать у зрителей во время просмотра?

— Я буду рад, если зрители почувствуют эмпатию к людям, которые искренне увлечены любимым делом: будь то музыка или что-то другое. Думаю, это чувство знакомо каждому. Еще я надеюсь, что зрители ощутят бунтарский дух рока — средний палец и громкое «К черту» (F**k), обращенные всему, что пытается подавить нашу самость или испортить мир.

— Можете назвать три рок-группы, которые слушаете сейчас?

— Это сложнейший вопрос! Я действительно не могу выбрать всего три. Пока я отвечаю на эти вопросы, у меня в плеере играют Vow Wow, Buck-Tick и Arch Enemy. Если же просмотр аниме разжег в вас интерес к группам, вроде Band-Maid, я очень рекомендую погрузиться в японскую сцену девичьих рок-групп. Там есть по-настоящему потрясающие коллективы.

Например, Lovebites и Nemophila обладают более тяжелым звучанием, которое, думаю, многим придется по душе. Еще, хотя они не из Японии, есть гёрлз-бэнд под названием Cobra Spell: во время работы над проектом я постоянно думал, что «Отохе бы это точно понравилось». Обязательно посмотрите — у них по-настоящему классные визуал и концепция.