Из Киргизии пришли печальные новости о судьбе российской альпинистки Натальи Наговициной. Напомним, женщина в составе международной группы совершила восхождение на пик Победы (7439 метра над уровнем моря). Однако при спуске она сломала ногу. Еще 12 августа соратники оставили ее в палатке с небольшим запасом еды и ушли за помощью. Однако из-за ухудшившихся погодных условий спасатели до сих пор не могут добраться до Наговициной. Последний облет с помощью коптера показал, что Наталья не подает признаков жизни.
Знакомые рассказывают, что 47-летняя женщина мечтала получить жетон «Снежный барс». Такой вручают альпинистам, которые поднялись на все пять гор-семитысячников на территории бывшего СССР. Наговициной для полного «бинго» оставалось взять только Пик Победы.
Об этой странной истории мы поговорили с легендой советского и российского альпинизма Владимиром Шатаевым, бывшим главным тренером сборных СССР и России. С 1970 года именно Владимир Николаевич ведет статистику восхождений в зачет «Снежного барса».
САМЫЙ СЛОЖНЫЙ, САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ
- К слову, в этом году зафиксированы 11 новых «снежных барсов», двое из них - женщины, - рассказывает специалист. - Но это считается много. Обычно бывает по 4-5 человек за сезон. Всего же с 1960 года жетоны «Снежный барс» получили уже 716 человек, в том числе 35 женщин.
- Почему Татьяна Наговицина решила оставить Пик Победы напоследок? Он самый сложный?
- С точки зрения техники восхождения - нет. А вот по погоде - да. Это ведь самый северный семитысячник на территории бывшего СССР. Температуры там более низкие, чем на других вершинах. Сам классический маршрут на пик Победы имеет категорию 5Б. (В мире существует 6 категорий сложности, у каждой категории есть две степени - А и Б. То есть самое простое это 1А, а самое экстремальное - 6Б, - Авт.). Кстати, самые удобные сроки восхождения - с 15 июля по 20 августа.
«ОНА НАРУШАЛА ПРАВИЛА»
- Группа, в которой шла Наговицина, состояла из четырех человек: двое россиян, немец и итальянец. По сути, все они познакомились по переписке. А разве альпинистской группе не требуются совместные тренировки и так далее?
- Конечно, желательно, чтоб люди до этого делали вместе какие-то более простые восхождения. Но нынешний коммерческий альпинизм отменил все правила. Это приводит к тому, что не самые опытные люди просто договариваются между собой и идут. Этот бардак нужно прекращать.
- В советское время такая ситуация была бы нонсенсом?
- Абсолютным! Тогда любая группа была под контролем - знали, кто идет и куда. Возьмите Наталью. Она нарушала правила. Альпинист может выходить на маршрут новой категории, лишь пройдя два маршрута категории предыдущей - начиная с 3Б и далее. Так, она в свое время пошла на пик Ленина, имеющий категорию 4Б, не пройдя до этого два маршрута 4А. Затем отправилась на Хан-Тенгри (5А), пройдя всего один маршрут 4Б. По правилам, такие восхождения, с «перескакиванием», вообще нельзя засчитывать.
(Другими словами, если Наталья шла на пик Победы ради жетона «Снежный барс», это восхождение после череды нарушений просто не засчитали бы, - Авт.).
- Я вот что еще хочу сказать, - продолжает Владимир Николаевич. - Сейчас говорят, якобы с этой высоты никогда погибших не спускали. Это не так. В августе 1984 года при спуске с пика Победы травмировался альпинист из Свердловска. Его ребята спустили до высоты 6700 метров. К сожалению, там альпинист умер, но команда была настолько сильная, что они его доставили вниз. Да, это был единичный случай. Но он ведь был!
Автор: Александр РОГОЗА