В западных социальных сетях, по аналогии с движением антиваксеров, начали распространяться резкие критические посты и комментарии по отношению к внутриутробным операциям, проводимым, в том числе, и в России. Люди, явно далекие от медицины, утверждают, что внутриутробные операции по коррекции пороков развития плода назначаются избыточно, являются лишь демонстрациями и их вообще не следует проводить.
Можно лишь догадываться, кого из зарубежных недругов России огорчают проводимые в нашей стране высокотехнологические операции, реально спасающие здоровье и жизни пациентов.
О том, как проводится пренатальная диагностика и в каких случаях необходимо хирургическое вмешательство во время внутриутробного периода, мы поговорили с заместителем главного врача по акушерству и гинекологии клиники СПбГПМУ Анной Тайц и врачом акушером-гинекологом Иваном Ершовым.
Анна Тайц: В ряде случаев ждать родов нельзя, это опасно и для роженицы, и для ребенка
- Есть конкретный перечень патологических состояний, которые можно скорригировать внутриутробно. Иногда возникает вопрос, неужели нельзя подождать, пока ребенок не появится на свет и прооперировать его в обычных условиях? В ряде случаев нельзя. Более того, выжидательная тактика чревата развитием осложнений и необратимых патологических процессов, которые будут угрожать жизни ребенка. Т.е. если не сделать операцию сейчас, то уже после рождение мы помочь ребенку не сможем. Цель фетальной хирургии – убрать дефект, который мешает нормальному анатомическому развитию органа, и обеспечить правильное становление его функций.
Иван Ершов: Фетальная хирургия – это совершенно новое направление в мировой хирургии, и как все новое, сначала сталкивается с неким неприятием и сопротивлением
- Начнем с того, что фетальная хирургия – это совершенно новое направление в мировой хирургии, и как все новое, сначала сталкивается с неким неприятием и сопротивлением. С таким же отношением поначалу сталкивалась и многие другие направления в хирургии.
- Когда пишут о заведомо неоправданном риске, передергивают?
- Риски есть при любом вмешательстве, нужно грамотно их оценивать. Есть немало ситуаций, когда, если не проводить определённые вмешательства внутриутробно, ребёнок со стопроцентной вероятностью станет инвалидом. Это инвалидизация означает, что он на все оставшиеся годы будет, например, прикованным к постели. Это будет огромный минус и в социальном, и в экономическом плане. Но если есть возможность помочь этому ребёнку внутриутробно, то почему нет? Мы должны использовать все шансы. Но, конечно, должны быть взвешены все «за» и «против».
- Можете привести конкретные примеры, когда такое вмешательство необходимо?
- Синдром фето-фетальной трансфузии — это осложнение беременности при монохориальной двойне, связанное со сбросом крови от плода-донора к плоду-реципиенту через фето-фетальные анастомозы в общей плаценте у близнецов. В этом случае делается кросс-фетальная лазерная коагуляция анастомозов — наиболее распространённый и эффективный метод. В ходе процедуры с помощью лазера закрывают фето-фетальные анастомозы, чтобы остановить сброс крови и восстановить баланс между плодов. Другая распространенная ситуация – резус-конфликт. В этом случае при тяжелых формах гемолитической болезни проводим внутриутробное лечение - фетальные переливания крови через пуповину (кордоцентез). Переливание крови помогает стабилизировать состояние плода, снизить риск осложнений и повысить шансы на благополучное рождение.
- А когда инструментальные вмешательства проводятся?
- У нас делается шунтирование почки плода — это внутриутробная процедура, которая применяется при тяжелых нарушениях функции почек у плода, например, при гидронефрозе или обструкции мочевых путей. Цель — устранить или снизить давление и предотвратить повреждение почки и развитие осложнений. Для чего делают шунтирование почки плоду? Например, чтобы облегчить обструкцию мочевых путей, которая вызывает накопление мочи и расширение почки (гидронефроз). Или чтобы предотвратить повреждение почки и развитие гидроуретера или гидронефроза, что может привести к потере функции почки. Или чтобы обеспечить нормальный отток мочи и снизить риск развития гидроцеле, гидроуретера, а также уменьшить риск внутриутробных осложнений. Если не выполнить разгрузку почки, к моменту рождения она может стать нефункциональной. В дальнейшем, без своевременного лечения, такой ребёнок рискует остаться на пожизненном диализе или нуждаться в трансплантации почки.
- Какие технологии используются в рамках фетальной хирургии?
- Есть пунктуационная методика, когда хирург тонкой иглой под контролем УЗИ попадает в сосуды пуповины плода и, например, производит забор материала на исследования, или производит переливание крови плоду, вводит лекарства, т.е. лечит плод внутриутробно. Есть фетоскопические методы, когда с помощью фетоскопа операция проводится эндоскопическими инструментами через небольшие разрезы брюшной полости и матки. И существует открытая хирургия, когда делается разрез на матке, немного извлекается плод и проводится операция. Затем матка ушивается и беременность пролонгируется.
- Плод при этом чувствует боль?
- Нет, его обезболивают. Если операция проводится на плоде, вводятся анестетики.
- Насколько наша фетальная хирургия сегодня соответствует мировому уровню?
- У нас в целом пока проводится меньше таких операций, чем в США или некоторых странах Западной Европы, но мы догоняем их. Такие операции сейчас проводятся в Санкт-Петербурге, Москве, Томске, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске и Иркутске. В остальных регионах медики еще не готовы к фетальной хирургии, и тому есть причины – сложность операций, высокая стоимость специализированного оборудования, необходимость обучение специализированных кадров. Но ситуация меняется, в будущем таких центров будет в России больше, за фетальной хирургией великое будущее.
Только цифры
Ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов ранее в беседах с журналистами отмечал, что ежегодно врачи университета разрабатывают и выполняют более 50 новых оперативных вмешательств. Среди них и фетальные (внутриутробные) операции, число которых непрерывно увеличивается, а сложность возрастает. Так, в этом году хирурги СПбГПМУ провели более 40 вмешательств данного типа.
Главный врач клиники Педиатрического университета Виталий Резник сообщал, что ежегодно врачи СПбГПМУ оказывают помощь 40 тысячам пациентов и выполняют более 15 тысяч операций.
Педиатрический университет сегодня лидирует в развитии фетальной хирургии в Санкт-Петербурге.
- Пороки развития и патология плода сейчас диагностируются достаточно рано, ещё внутриутробно, и те направления, которые развиваются в Педиатрическом университете, связаны, в первую очередь, с внутриутробной хирургией. Такие вмешательства можно выполнять только в условиях многопрофильного стационара, тут необходима мультидисциплинарная команда специалистов, - рассказала заместитель главного врача клиники Педиатрического университета по акушерству и гинекологии Анна Тайц.