Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 представляет собой одну из наиболее мощных боевых машин, разработанных в СССР в конце Великой Отечественной войны. Ее появление обусловлено не конструкторской работой, а производственной необходимостью, что, однако, не помешало ей стать эффективным средством борьбы с бронетехникой и укреплениями противника.
История создания
Предысторию создания тяжелой самоходки со ИСУ-122 следует искать, как ни странно, в конце 1942 года - именно тогда на фронте появились первые немецкие танки “Тигр”, которые немало времени оставались неуязвимыми для советской артиллерии, в том числе и танковой. Уверенно “бить” немецкие танки, как выяснится позже, могли лишь 57-мм пушка ЗиС-4, 85-мм зенитная пушка 52-К, морская 100-мм пушка Б-3, а также корпусная дальнобойная пушка А-19. Но 57-мм пушек ЗИС-4 было мало, да и эрзац-САУ на базе тягачей “Комсомолец” к тому времени уже не осталось в строю (о возобновлении производства и речи быть не могло), зенитная пушка 52-К к тому времени еще только планировалась к переделке в танковый вариант, морскую 100-мм пушку Б-3 еще требовалось адаптировать к “земным условиям”, а вот А-19 представлялась практически идеальным кандидатом. Именно поэтому, на заседании Государственного Комитета Обороны (ГКО) 12 апреля 1943 года было принято решение наращивать выпуск 122-мм орудия для поставки в войска, а также разработать самоходный вариант этой пушки для организации мобильной противотанковой обороны. Некоторые исследователи “наивно” считают, что вопрос об установке 122-мм пушек подняли несколько позже и то, только из-за того, что поставки МЛ-20С постоянно срывались и их не хватало для вооружения ИСУ-152.
В качестве шасси предлагалось использовать уже серийную к тому моменту САУ СУ-152, заменив ее вооружение на А-19, благо в буксируемом варианте они устанавливались на один нормализованный лафет 52-Л-504А - следовательно, работы по “подгонке” нового орудия массовыми быть не обещали. Однако относительно небольшой объем выпуска СУ-152, равно как и прекращение серийного выпуска тяжелых танков КВ-1с, а также большая потребность этих самоходках не позволили реализовать этот замысел. Пытались было рассмотреть шасси среднего танка Т-34, но по всем расчетам, ожидались серьезные поломки ходовой части после нескольких выстрелов из А-19. Кроме того, на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ) в это время активно шла разработка нового тяжелого танка серии “ИС” и дальнейшее развитие самоходок на базе снятого с вооружения танка КВ было уже бесперспективным занятием.
Новый тяжелый танк запустили в серийное производство в ноябре 1943 года, после чего можно было начать и работы по выпуску новых САУ. Вскоре будет запущена в серию ИСУ-152 (наследница СУ-152), вооруженная 152-мм гаубицей МЛ-20С, и поскольку задачи по механизации А-19 никто не снимал, то конструкторам пришлось начать работы и по новому проекту, получившему заводское обозначение “объект 242”. И более того, не возникало и вопросов в связи с созданием тяжелого танка ИС-2 - иметь на вооружении две машины с одинаковым вооружением вроде бы глупая затея, если не смотреть на разные тактики применения. САУ были заметно меньше по габаритам, их было легче замаскировать, а оснащение их довольно серьезной броней делало будущие ИСУ-122 отличным средством мобильной противотанковой обороны. Несмотря на равноценное с танком ИС-2 вооружение, ИСУ-122 считать ее "суррогатом" будет неправильным - на практике случалось всякое, в том числе и подмена танков ИС-2 самоходками ИСУ-122. С точки зрения производства выпуск ИСУ-122 по сравнению с выпуском ИС-2 был несколько проще, поскольку она не имела башни, изготовление которой было довольно сложным процессом в технологическом плане.
Новая САУ была представлена в виде прототипа уже в декабре 1943 года, что объясняется практически полной унификацией с ИСУ-152. Фактически, для новой самоходной артиллерийской установки пришлось разработать новую маску орудия, немного переделать верхний лобовой лист корпуса, а также настроить прицельные приспособления. На войсковые испытания самоходка вышла уже в конце января 1944 года, в конце февраля вся программа испытаний была “откатана” на отлично. 12 марта 1944 года, по итогам проведенных испытаний, ГКО СССР официально принял на вооружение РККА прототип Объект 242 под названием ИСУ-122. Серийное производство новых САУ наладили уже в апреле того же года, и до конца войны выпустили 701 машину, а всего за время производства (вплоть до августа 1945 года) было выпущено 1735 машин.
Описание конструкции
В целом, “родство” семейства из тяжелого танка ИС-1, тяжелой САУ ИСУ-152 и героя данной публикации прослеживается невооруженным глазом - идентичное шасси, единая линейка вооружения (словно на уроке физкультуры, от меньшего к большему). Планировалось даже изменить под них тактику боя - ИСУ-152 занимались бы взломом линий обороны, ИС-1 развивали бы прорыв, ИСУ-122 бросали бы на “затыкание” попыток танковых контратак. Разумеется, таких изменений ввести не удалось.
Бронированный корпус и рубка
Корпус ИСУ-122 собирался из плит катаной брони толщиной от 20 до 90 мм при помощи дуговой сварки. Верхняя лобовая деталь корпуса представляла собой сплошную плиту бронестали толщиной в 60 мм, расположенную под углом в 78 градусов к вертикали, нижняя лобовая деталь толщиной в 90 мм, располагалась под углом в 30 градусов, образовывая клинообразную форму носовой части. Лобовой лист рубки имел толщину в 90 мм и располагался под углом в 30 градусов к вертикали. Борта также собирались из двух плит, верхняя плита (образовывала стенки рубки) была толщиной в 75 мм и располагалась под углом в 15 градусов, нижняя имела толщину 90 мм и располагалась вертикально. Корма рубки была вертикальной, имела толщину в 60 мм. Корма корпуса тоже имела клиновидную форму и образовывалась двумя плитами толщиной в 60 мм, расположенными под углом в 49 (верхняя) и 41 (нижняя) градусов.
Крыша рубки имела толщину в 30 мм и оснащалась двумя люками - один, круглый, над местом механика-водителя, второй был двустворчатый и располагался на стыке кормы и крыши рубки. Оба люка могли служить для посадки и высадки экипажа (как, в принципе, все и было), хотя кормовой люк изначально был предназначен для загрузки боеприпасов и сброса гильз от метательных зарядов. Крыша корпуса имела такую же толщину и выполнялась съемной для облегчения доступа к МТО. Еще одна откидная дверца (с двумя круглыми лючками) была в верхнем кормовом листе и служила для упрощения доступа к агрегатам силовой установки. Днище выполнялось в виде цельной плиты толщиной в 20 мм и в нем также прорезались люки для аварийного покидания машины, а также технологические лючки для обслуживания МТО.
Экипаж ИСУ-122 состоял из пяти человек - механик-водитель, наводчик, заряжающий, замковый и командир машины. Располагался экипаж следующим образом - слева от орудия, в носовой части САУ, слева от орудия, находилось “рабочее место” механика-водителя, сразу за ним находилось место наводчика, за ним, у кормы рубки, почти вольготно располагался заряжающий. Справа от орудия, ближе к передней части машины, находилось рабочее место командира, сразу за ним располагался замковый, он же подносчик боеприпасов. По обоим бортам, начиная с середины рубки, располагалась боеукладка, занимавшая, в том числе и часть кормы (там располагались метательные заряды). В некоторых случаях одного из членов экипажа могли “высадить” в расположении (или если он убыл по ранению), а его место занимал дополнительный боекомплект.
Вооружение
Основным оружием этой тяжелой самоходной артиллерийской установки стала 122-мм пушка А-19С (индекс ГАУ - 52-ПС-471). При этом конкретный тип и модификация орудия зависели от времени выпуска машины. Ранние ИСУ-122, выпущенные до мая 1944 года, оснащались слегка измененной версией 122-мм пушки образца 1931/37 годов. В нее внесли ряд конструктивных доработок: органы управления были перенесены на одну сторону для облегчения работы наводчика, в казенной части появился лоток-приемник для удобства заряжания, а также электроспуск. Затвор остался поршневым, таким же, как у буксируемого варианта. Именно эта версия и получила обозначение А-19С. С мая 1944 года начался выпуск машин с более глубоко модернизированным орудием, которое уже не имело взаимозаменяемости со стволами А-19 и А-19С. Его официальное название звучало как «122-мм самоходная пушка обр. 1931/44 гг.». Затвор остался прежним - поршневым.
Пушка монтировалась в рамке на лобовом листе рубки и имела углы вертикальной наводки от −3° до +22°, а горизонтальный сектор составлял 10°. Высота линии огня достигала 1,79 метра. По целям высотой около трех метров можно было вести прямой выстрел на дистанции до 1200 метров. Эффективная дальность стрельбы по артиллерии и огневым точкам составляла около 1500 метров, а по бронетехнике - до 2500 метров. Максимальная дальность стрельбы достигала 14,3 километра, хотя на практике она ограничивалась надежностью работы противооткатных устройств. Вести огонь можно было как при помощи электрического, так и механического спуска. Боекомплект установки включал 30 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды размещались вдоль бортов рубки, а заряды - также на днище и задней стенке боевого отделения. Номенклатура боеприпасов оказалась заметно беднее, чем у буксируемой А-19. В состав входили бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды 53-БР-471, а также осколочно-фугасные гранаты 53-ОФ-471 или 53-ОФ-471Н. В 1945 году в состав снарядов для орудия вошли также тупоголовые бронебойные снаряды 53-БР-471Б с баллистическим наконечником. Для разрушения долговременных укреплений в боекомплект мог входить бетонобойный снаряд 53-Г-471.
Что касается метательных зарядов, их тоже сократили до минимума: полный заряд 54-Ж-471 использовался под бронебойный и осколочно-фугасный боеприпасы, а заряд 54-ЖН-471 - только под осколочно-фугасные. В теории пушка могла использовать все типы боеприпасов от буксируемого варианта А-19, но в боевых наставлениях времен войны упоминаются только перечисленные выше. Это означает, что применение иных снарядов в бою остается предметом споров - нет никаких доказательств как использования, так и запрета на использование всей номенклатуры боеприпасов от буксируемого орудия. В послевоенное время, когда ИСУ-122 начали использовать уже не только как истребитель танков, но и как тяжелую самоходную гаубицу, вероятность применения полного набора боеприпасов значительно возросла, хотя и этому нет никаких подтверждений. С октября 1944 года ИСУ-122 усилили крупнокалиберным зенитным пулеметом ДШК калибра 12,7 мм. Его устанавливали на отдельной турели возле командирского люка на крыше рубки, при этом использовался коллиматорный прицел К-8Т. Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов. Для самообороны экипаж располагал двумя пистолетами-пулеметами ППШ или ППС с запасом в 1491 патрон (21 диск) и 20 гранатами Ф-1.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
ИСУ-122 оснащалась четырехтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). Пуск двигателя обеспечивался инерционным стартером с ручным и электрическим приводами или сжатым воздухом из двух резервуаров в боевом отделении машины. Электроприводом инерционного стартера являлся вспомогательный электродвигатель мощностью 0,88 кВт. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИСУ-122 имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один - в моторно-трансмиссионном. Самоходка также оснащалась четырьмя наружными дополнительными топливными баками, не связанными с топливной системой двигателя.
Трансмиссия ИСУ-122 - механического типа, в ее состав входили:
- многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
- четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад);
- два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
- два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.
Подвеска у ИСУ-122 индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.
Приборы наблюдения и связи
Все люки для входа и высадки экипажа, а также люк артиллерийской панорамы имели перископические приборы Mk IV для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 3 штуки). Механик-водитель в бою вел наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите рубки слева от орудия. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперед, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.
Средства связи включали в себя радиостанции 10Р (или 10РК), в зависимости от серии выпуска для внешней связи, а для внутренней связи экипажа в САУ было смонтировано переговорное устройство ТПУ-4-БисФ на 4 абонента. Танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ позволяло вести переговоры между членами экипажа САУ даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.
Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приемника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В. 10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съемным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции. Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.
Электрооборудование
Электропроводка в САУ ИСУ-122 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор П-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и две последовательно соединенные аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей емкостью 128 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:
- наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
- наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
- контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
- электроспуск гаубицы-пушки;
- средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
- электрика моторной группы
Боевое применение
ИСУ-122 использовалась во всех функциональных областях применения самоходной артиллерии. Вместе с другими тяжелыми САУ СУ-152 и ИСУ-152 она выполняла функции мощного штурмового орудия, истребителя танков и самоходной гаубицы. Однако все эти машины имели различные тенденции боевого применения: СУ/ИСУ-152 тяготели более к роли штурмового орудия, а ИСУ-122 - к роли истребителя танков. 122-мм пушка А-19С или Д-25С выстреливала 25-кг остроголовый бронебойный снаряд БР-471 с дульной скоростью 800 м/с. Этого было достаточно, чтобы пробить броню любого представителя бронетехники вермахта за весьма редкими исключениями. Только лобовая броня «Элефанта»/«Фердинанда» не пробивалась БР-471, а броня танка «Королевский Тигр», несмотря на более выгодные углы наклона, часто раскалывалась от попаданий БР-471 из-за плохого ее качества. Однако из-за своей высокой кинетической энергии БР-471 часто повреждал тяжелобронированные цели без пробития брони, выводя из строя двигатель и коробку передач механическим ударом. 122-мм орудие имело очень большой бронебойный потенциал, но БР-471 не позволял его раскрыть полностью. Улучшенный вариант тупоголового бронебойного снаряда с баллистическим наконечником БР-471Б был разработан в начале 1945 года, но в массовое производство пошел уже после окончания войны. В рапортах с полей боев также отмечалось, что хорошим действиям по бронецелям противника обладают и мощные пушечные осколочно-фугасные стальные гранаты ОФ-471 и ОФ-471Н с привинтной головкой с последующей установкой взрывателя РГМ на фугасное действие. Они также имели массу в 25 кг, дульную скорость в 800 м/с и снабжались 3,6-3,8 кг тротила соответственно. Механического удара и последующего взрыва часто было достаточно для вывода из строя цели без пробития брони.
При прорыве укрепленных полос и в городских боях ИСУ-122 использовались как штурмовые орудия, но с меньшей эффективностью по сравнению с СУ/ИСУ-152. Но в общем ИСУ-122 заслужила хорошую оценку и в этой роли - ОФ-471 был эффективен против полевых и долговременных фортификаций, открыто расположенной и окопавшейся пехоты, укрепленных зданий. В городских боях длинный вылет ствола 122-мм пушки часто мешал маневрам в узких местах. В качестве самоходной гаубицы ИСУ-122 использовалась редко, несмотря на максимальную дальность стрельбы, превышающую 14 км. Обыкновенно ИСУ-122 стреляли с закрытых позиций в отсутствие поддержки буксируемой артиллерии при быстрых прорывах, когда буксируемые орудия не успевали продвигаться за танковыми и механизированными частями Красной армии. Большинство ИСУ-122 пережило Великую Отечественную войну. Много машин этого типа были переоборудованы или утилизированы на металл в середине 1960-х годов. Поэтому число ИСУ-122 в музеях и мемориалах существенно меньше, чем ИСУ-152 (последние сохраняли боевую ценность дольше и, как следствие, меньше подвергались переделкам и снимались с вооружения позже по времени).
Заключение
В свете всего, сказанного выше, не будет выглядеть надуманным утверждение о том, что ИСУ-122 была самой универсальной из всех советских САУ времен Великой Отечественной войны. Эта машина умела очень много: истреблять бронетехнику противника, штурмовать города, поддерживать атаку пехоты или танков в тесном взаимодействии с ними, стрелять с закрытых позиций. Несмотря на то, что в каждом из этих аспектов использования самоходной артиллерии найдется своя самоходка, более эффективная чем ИСУ-122, последняя все равно остается хорошим и надежным средством решения всех этих боевых задач. В общем рассмотрении такой универсализм характеризует ИСУ-122 только с положительной стороны, что уже само по себе является наградой конструкторам шасси ИСУ и орудия А-19. В отличие от достаточно большого числа задумывавшихся универсальными боевых машин, ИСУ-122 явно не подпадает под пословицу "За двумя зайцами погонишься...". Наряду с ИСУ-152, СУ-100 и СУ-76М, ИСУ-122 занимает почетное место в ряду самоходок, которые помогли Красной Армии разгромить нацистскую Германию с ее очень грозными боевыми машинами и весьма умелыми в их использовании войсками.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.