Самоходная артиллерийская установка ЗиС-30 была разработана и принята на вооружение в сентябре 1941 года в ответ на острую потребность Красной армии в мобильных противотанковых средствах. В её основе - серийный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», на шасси которого монтировалось 57-мм противотанковое орудие ЗиС-2. САУ ЗиС-30 стала первой советской серийной САУ военного времени, показала высокую огневую эффективность, но страдала от слабой бронезащиты и перегруженного шасси.
История создания
Великая Отечественная Война, начавшаяся 22 июня 1941 года, практически мгновенно показала все ошибки советского военного руководства, особенно в части поставок на вооружение военной техники. Дело в том, что на вооружении РККА к началу войны не было ни одной самоходной противотанковой артиллерийской установки, в то время как войска противника весьма умело использовали этот вид техники для борьбы с танками и укреплениями. И более того, стоявшее на вооружении 45-мм противотанковое орудие образца 1932/38 годов, уже не совсем отвечало требованиям современной войны, ни по мощности, ни по мобильности.
Анализ возможностей советской танковой промышленности был проведён практически мгновенно - военные требовали создать противотанковую машину и вооружить одним из серийных орудий. Результатом этого анализа можно считать приказ от 1 июля 1941 года, за подписью наркома по вооружениям Д.Ф. Устинова, гласивший “Ввиду острой необходимости противотанковых и зенитных самоходных артсредств и ввиду отсутствия специальной базы для них приказываю: …Заводу № 92 разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси”. Хотя, нужно сказать, военные поторопились - хоть 57-мм пушка ЗиС-2 и имела отличные показатели бронебойности, но она была очень сложной в производстве, соответственно, весьма дорогой. Да и в 1941 году их было ещё немного - куда эффективнее, на мой взгляд, было бы использовать 76-мм пушки. При этом новую САУ нужно было сделать в очень сжатые сроки - буквально к 15 июля.
Для ускорения разработок было решено использовать шасси от уже серийной машины - инженеры предлагали использовать шасси от грузовиков, но Василий Григорьевич Грабин, руководитель проекта указал на необходимость использования гусеничной техники в качестве шасси. Дескать, танки могут быть везде, а не только на шоссейных дорогах. Предлагались варианты использования шасси от разных танков - к примеру, предлагалось установить пушку на лёгкий танк Т-26, который к тому моменту уже окончательно устарел. Эту идею отмели, равно как и попытку установки этой пушки на лёгкие танки Т-60 - иметь на вооружении сыроватую пушку, да ещё на шасси, которое на тот момент времени ещё не было запущено в серийное производство, было задачей в высшей степени рискованной. Тогда решили создать сразу две машины - одну на базе лёгкой гусеничной машины (отличающейся повышенной проходимостью), вторую на базе серийного грузовика (которые к тому моменту внезапно оказались в дефиците). В качестве базы для гусеничной машины было решено использовать артиллерийский тягач “Комсомолец” (получил обозначение ЗиС-30), а базой для колёсной машины стал трёхосный грузовой автомобиль ГАЗ-ААА (получил обозначение ЗиС-31).
Оба прототипа были собраны к концу июля и тогда же были направлены на полигонные испытания. По их результатам выяснилось, что благодаря большей опорной поверхности, а также менее нагруженной подвеске, прототип ЗиС-31 на базе грузовика ГАЗ-ААА обладал большей кучностью. Но из-за малой опорной площади он уступал прототипу ЗиС-30 в проходимости - именно это и сыграло решающую роль в принятии на вооружение “тридцатки”. Испытания завершились в середине августа 1941 года, и буквально через пару дней Устинов выпустил ещё один приказ - начать производство САУ ЗиС-30 на заводе №92 с 1 сентября 1941 года. Не обошлось без проблем в производстве - к тому моменту тягачи “Комсомолец” уже сняли с серийного производства, и выделить машины из уже построенных не удавалось, фронту нужна была каждая единица техники. Поэтому пришлось обратиться к заводу ГАЗ с запросом о передаче чертежей машины и наладки её производства на мощностях завода №92. И тут вновь вмешался товарищ Устинов - каким-то чудом он сумел выделить на сборку целую сотню тягачей. Такое решение было куда лучшим вариантом, нежели терять время на освоение в производстве новой для завода №92 машины.
Серийный выпуск противотанковой самоходной артиллерийской установки ЗиС-30 длилось недолго - уже в октябре 1941 года, по нескольким причинам, производство машины решили завершить. Причины были следующими:
- Нехватка шасси. Хоть по различным документам указывается, что на резервных складах хранилось ещё не менее пятисот тягачей, пускать их все на производство САУ не решились - на то они и резервы, а заново налаживать выпуск “Комсомольца” никто не собирался;
- Недоработанность конструкции - ЗиС-30 обладала слишком лёгким шасси для столь мощного орудия, поэтому устойчивость машины при стрельбе вызывала определённые вопросы. Помимо того, шасси было перегружено, вследствие чего ходовые характеристики САУ были невысокими. И если на момент создания этой машины, такая боевая машина считалась приемлемой (хоть и ограниченно), то уже к концу 1941 года катастрофу считали миновавшей, промышленность была эвакуирована и перезапущена, на фронт шла всё новая техника;
- Появление новых, проработанных и как следствие - более подходящих для серийного производства танков и САУ, которые по своим ходовым, боевым и защитным характеристикам превосходили ЗиС-30.
Описание конструкции
Для создания ЗиС-30 на бронетягач Т-20 «Комсомолец» установили 57-мм противотанковую пушку ЗиС-2. Ради этого демонтировали верхнюю часть корпуса и место для десанта. Орудие разместили в открытой установке с минимальной защитой, получив лёгкую, но уязвимую САУ.
Бронированный корпус
Корпус артиллерийского тягача “Комсомолец” при переделке в самоходную артиллерию, претерпевал несколько изменений - прежде всего снимали заднюю бронекапсулу, предназначенную для перевозки расчёта и боеприпасов. На её месте устанавливалась стойка для крепления лафетной установки с минимальной доработкой опорной плиты. Для частичной защиты орудийного расчёта использовался передний плоский бронещит пушки, полноценной броневой защиты задней полусферы и бортов не предусматривавший.
Для обеспечения устойчивости при стрельбе на корме корпуса приваривали два массивных откидных сошника, упиравшихся в грунт. Штатное место механика-водителя в переднем отделении сохранялось, равно как и место пулемётчика, командир, наводчик и заряжающий располагались позади орудия, под открытым небом. Защищённость машины по сравнению с базовым тягачом не возросла: толщина брони осталась прежней, максимум до 10 мм, а новые элементы прикрытия отсутствовали. В условиях фронта это делало экипаж уязвимым для осколков и автоматного огня.
Вооружение
Орудием главного калибра САУ ЗиС-30 служила 57-мм противотанковая пушка ЗиС-2 образца 1941 года. Это орудие отличалось высокими боевыми характеристиками и на 1941 год было одним из самых мощных в своём классе (лёгких по калибру противотанковых орудий). Оно было способно поражать любые немецкие танки того периода на дистанции до километра, включая бронетехнику с усиленной защитой. По некоторым данным, ЗиС-30 могла пробивать в лоб тяжёлый танк “Тигр”, хоть и на ближних дистанциях - согласитесь, неплохо?
Пушка ЗиС-2 имела ствол длиной в 73 калибра, что обеспечивало начальную скорость снаряда до 1270 м/с (справедливо только для подкалиберных снарядов катушечной формы, поступавших в войсках с 1943 года). Это позволяло пробивать броню толщиной более 70 мм под углом 60° на расстоянии 1000 метров - для немецких танков этого пробития хватало с лихвой, а в сети даже были полумифические заявления от исследователей, говорившие о том, что некоторые немецкие танки ЗиС-2 пробивала насквозь, не причиняя особого вреда. Не могу утверждать за истинность этих слов, однако в теории такое вероятно. Конечно, у этого орудия были и недостатки. Из-за мощного откатного воздействия и отсутствия полноценного лафета на ЗиС-30 платформа самоходки испытывала серьёзную нагрузку при выстреле. Кроме того, возимый боекомплект был крайне ограниченным - в отсеке размещалось всего тридцать выстрелов, а пополнение требовало подвоза боеприпасов вручную или с сопровождающих машин.
Было на ЗиС-30 и противопехотное вооружение - оно осталось с “Комсомольца” - штатный пулемёт Дегтярёва, закреплённый в лобовом листе корпуса, точно также, как и в артиллерийском тягаче. Обслуживать его полагалось командиру машины, а боекомплект к нему составлял “скромные” 945 патронов, уложенные в пятнадцать дисков по 63 патрона.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки на ЗиС-30 использовался всё тот же старенький четырёхцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения карбюраторного типа ГАЗ-М. Объём двигателя составлял 3,2 литра, а максимальной мощности в 50 лошадиных сил он достигал при выходе на 2800 оборотов в минуту. Примечательно, что двигатель устанавливался маховиком к передней части машины - всё, как в тягаче. Запуск двигателя по-прежнему осуществлялся при помощи электростартера МАФ-4006 или от заводной рукоятки. Питался двигатель низкооктановым топливом Аи-66 или Аи-70, в топливные баки заливалось 122 литра горючего. Этого запаса хватало примерно на 200 километров экономного хода, а максимальная скорость движения составляла до 40 км/ч на ровной дороге. По бездорожью “тридцатка” двигалась не более 15 километров в час, но для “засадной” техники (а в прямом бою её использовать было бесполезно из-за слабой брони) этого было достаточно.
Главный фрикцион, четырёхступенчатая коробка передач, а также коническая главная передача были “позаимствованы” у тягача, а тот в свою очередь, “экспроприировал” эти узлы у грузового автомобиля ГАЗ-АА. Трансмиссия “Комсомольца” размещалась в передней части боевой машины и состояла из следующих компонентов - однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач, коническая главная передача, два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из ферродо и два бортовых одноступенчатых редуктора. Благодаря демультипликатору, тягач мог “ползти” вперёд или назад на минимально возможных скоростях, что благоприятно сказывалось на его проходимости. Это чуть повышало ходовые характеристики САУ, но не так, как хотелось бы военным - всё-таки масса заметно выросла.
Ходовая часть применительно на один борт состояла из двух тележек с двумя обрезиненными опорными катками каждая, двух поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое) и мелкозвенчатой гусеничной цепью с 79-ю стальными одногребневыми траками шириной 200 мм. Попарно сблокированные тележки опорных катков, полученные от танка Т-38, оснащались амортизацией на листовых рессорах и крепились к корпусу на отдельных балансирах. Задний (пятый) опорный каток также выполнял роль направляющего колеса. Для защиты от грязи по бортам крепилось по два металлических щитка.
Боевое применение
Осенью 1941 года первые самоходные артиллерийские установки ЗиС-30 поступили в войска. Машины были распределены между противотанковыми батареями отдельных танковых бригад, включая 10-ю, 12-ю, 13-ю, 14-ю, 15-ю и 16-ю, каждая из которых получила по четыре установки. Позднее ЗиС-30 поступили в состав других соединений, таких как 18-я, 19-я, 20-я, 21-я, 22-я, 23-я и 27-я танковые бригады, где комплектовали батареи по восемь машин. Также отдельные установки были переданы мотопехотным и стрелковым частям.
Установки принимали участие в боях на Западном, Юго-Западном, Южном и Ленинградском фронтах. В частности, они использовались в составе 4-й гвардейской танковой бригады, где зафиксирован случай уничтожения трёх немецких танков с расстояния около двух километров 17 марта 1942 года. Основной задачей ЗиС-30 было поражение бронированных целей, что обеспечивалось за счёт мощного 57-мм орудия, способного пробивать броню большинства немецких танков на дальних дистанциях.
Боевые действия продемонстрировали не только преимущества, но и серьёзные недостатки установки. Из положительных качеств отмечалась высокая огневая мощь и способность вести эффективный огонь с больших расстояний. Однако серьёзные недостатки конструкции, такие как слабое бронирование, нестабильная огневая платформа, ограниченный боекомплект и перегруженное шасси, приводили к быстрому выходу машин из строя. Уже к лету 1942 года большинство ЗиС-30 было потеряно в бою или снято с вооружения из-за технической непригодности.
Заключение
ЗиС-30 стала одним из наиболее показательных примеров того, как в условиях крайней нехватки вооружения и ресурсов советская промышленность стремилась максимально быстро обеспечить фронт эффективными противотанковыми средствами. Разработка установки, проведённая в кратчайшие сроки на базе уже освоенного производства, позволила получить весьма мощное и по тем временам современное противотанковое орудие на самоходном шасси. При этом само решение использовать лёгкий артиллерийский тягач «Комсомолец» в качестве базы обусловило как достоинства, так и ключевые недостатки всей конструкции.
Главным достоинством ЗиС-30 было её вооружение - 57-мм пушка с высокой бронепробиваемостью, позволявшая успешно бороться с немецкими танками на значительных дистанциях. Эта огневая мощь стала актуальной именно в тот момент, когда на поле боя появились средние и тяжёлые немецкие танки с усилившейся бронёй. ЗиС-30 частично восполнила пробел в советской системе ПТО, позволив на определённом этапе эффективно решать тактические задачи. Однако конструктивные ограничения шасси «Комсомольца» не позволили создать сбалансированную по характеристикам боевую машину. Недостаточная бронезащита, перегруженность, малая живучесть и ограниченный боекомплект стали критическими недостатками, резко снижавшими боевую эффективность САУ в длительных боях. Более того, открытая компоновка орудийного отделения делала расчёт крайне уязвимым для огня противника.
В конечном счёте, ЗиС-30 осталась временной мерой, мостом между довоенными экспериментами и полноценными серийными САУ, такими как СУ-76. Её боевое применение показало и подтвердило актуальность концепции лёгкой самоходной противотанковой артиллерии, но также показало, что эффективность такой машины зависит не только от мощности вооружения, но и от баланса между защитой, подвижностью и живучестью. Именно этот опыт стал одним из факторов, определивших развитие советской САУ-школы в дальнейшем.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.