Размещение рекламы в Instagram* с 01.09.2025 требует внимательного подхода к законодательству РФ.
1. Правомерность размещения рекламы в Instagram*:
- Само по себе использование Instagram* для размещения рекламных сообщений (постов) не является противозаконным и не влечет ответственности. Это подтверждается разъяснениями, согласно которым само по себе размещение рекламных постов неэкстремистского характера нарушением законодательства и основанием для привлечения к ответственности не является.
- Однако, покупка рекламы непосредственно у Meta** (владельца Instagram*) или оплата рекламных услуг самой сети (таргетированная реклама, продвижение) может быть расценена как финансирование экстремистской деятельности. Это связано с тем, что Meta признана экстремистской организацией и ее деятельность запрещена на территории РФ. В существующей правоприменительной практике понятие финансирования экстремистской деятельности трактуется широко. До появления официальных разъяснений и правоприменительной практики оплата таких услуг со значительной степенью вероятности может быть признана совершением преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 282.3 Уголовного кодекса РФ.
- Заключение договора с блогером, размещающим рекламу в Instagram*, также может иметь риски. Указанная социальная сеть признана экстремистской организацией, в связи с чем любые правоотношения, затрагивающие данный ресурс, могут выпадать из правового поля. В рамках гражданской ответственности такая сделка может считаться ничтожной. Договор может подпадать под распространение информации об организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности экстремистской организации.
2. Маркировка рекламы в Instagram*:
- Существуют различные позиции относительно необходимости маркировки рекламы в Instagram* .Позиция ФАС: Если Instagram* используется в качестве мессенджера для обмена сообщениями между конкретными пользователями, маркировка не требуется.
Позиция Роскомнадзора: Независимо от статуса сайта (мессенджер или нет), маркировка требуется. Роскомнадзор напоминает, что размещение интернет-рекламы для российской аудитории на иностранных информационных ресурсах, в том числе на площадках Instagram, не освобождает рекламодателя и рекламораспространителя от исполнения обязанностей, предусмотренных российским законодательством, в том числе по маркировке рекламы и передаче сведений о ней в ЕРИР. - Рекомендуется обратиться за официальными разъяснениями в Роскомнадзор.
3. Что считается рекламой в Instagram*:
- Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Это общее правило, закрепленное в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
- Таким образом, фото и видео афиш, а также проплаченная раскрутка социальной сети могут признаваться рекламой.
4. Рекомендации по размещению рекламы:
- Избегайте прямой оплаты рекламных услуг Meta** (владельцу Instagram*). Это может повлечь риски, связанные с финансированием экстремистской деятельности.
- Рассмотрите альтернативные способы продвижения, которые не связаны с прямым взаимодействием с Meta**.
- Внимательно подходите к заключению договоров с блогерами, учитывая возможные правовые риски.
- Следите за разъяснениями Роскомнадзора и ФАС по вопросам маркировки рекламы в Instagram*.
5. В соответствии с принципом, согласно которому закон обратной силы не имеет (ст. 4 ГК РФ, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ), привлечение к ответственности за рекламные материалы, размещённые до 1 сентября 2025 года, неправомерно. Данное правило действует при условии, что такая реклама не подвергается дальнейшему распространению.
Под распространением понимаются следующие действия:
- Репост публикации (в истории, на стену, в другой аккаунт).
- Любое обновление, включая комментарии типа «актуально».
- Использование активных ссылок, перенаправляющих к старому материалу.
- Помещение поста в разделы «закреплённое» или «избранное».
Следовательно, если материал остаётся в открытом доступе в неизменном виде без каких-либо активных действий по его продвижению, состав правонарушения отсутствует. Любое же действие, направленное на актуализацию или увеличение охвата аудитории, может быть расценено как правонарушение, предусмотренное ст. 14.3 КоАП РФ.
*Instagram - соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ
** деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.