Пока блогер и экс-участница проекта «Дом-2» Виктория Боня отбивается от тысяч комментариев после публикации видео с Пика Победы, где погибла Наталья Наговицина (пользователи Сети смогли разглядеть загадочные знаки и движение в палатке), в сообществе альпинистов тоже бушуют нешуточные страсти. Профессионалы негодуют, почему именно история Натальи получила такой общественный резонанс, в то время как смертность на Пике Победы просто зашкаливает. Если другие горы «забирают» по 10-12% покорителей гор, то Пик Победы «убивает», по словам спасателей, по 20-25% альпинистов. И все, кто собирается на эту гору знают эти цифры.
Более того, когда Наталья отправилась на восхождение, уже было понятно - она не вернется обратно. Почему? Своими мыслями по этому поводу на условиях анонимности с KP.RU поделился бывший альпинист, а ныне - спасатель. К слову, свою карьеру покорителя гор он завершил после восхождения на Пик Победы.
ШАНСОВ НЕ БЫЛО
- Так почему же судьба Натальи была предопределена?
- На этой горе люди гибнут почти ежегодно. В тот год, когда я ходил на нее, погибло четверо. И никакой шумихи не было. Это гора такая, она забирает примерно каждого четвертого, кто взошел. Ее статистика хуже любого восьмитысячника мира, там смертность 10-12%, а тут 20-25%. За всю историю Победы с 1955 года, если не ошибаюсь, ни одного человека с нее не смогли спасти. Ни одного! К Победе каждый год приезжают десятки сильных и подготовленных альпинистов. 100-150 человек в лагере каждый сезон. Заходят человек 10-15. Остальные не могут, по разным причинам. Чтобы идти на Победу, нужно готовиться годами. И плюс получить высотную акклиматизацию в течении минимум 2-3 недель непосредственно перед восхождением, - рассказывает Николай (имя изменено).
Если отталкиваться не только от статистики смертности на горе, было и еще несколько немаловажных факторов. Во-первых, травма Натальи. Весной она получила перелом ноги, который по всем правилам заживает не менее полугода. А после еще месяцы реабилитации и восстановления. Во-вторых, погодное окно.
- Погодное окно - очень важный фактор. Есть всего две недели, чтобы взойти, отметиться на вершине и спуститься. Потом нельзя. Туман, метель. Чем ближе к концу августа, тем меньше дней нужной погоды осталось, - объясняет Николай.
И третье, что непрофессионалу покажется не таким важным, - это время. Любая спасательная операция на земле в обычных условиях - это скорее штатный случай. Сколько грибников выводили из лесов по всей России и через месяц после того, как те пропали. Потому что условия позволяли выживать столько, сколько необходимо. В горах же все иначе. Обратный отсчет начинается даже не тогда, когда человек попадает в западню, а гораздо раньше.
- На высоте свыше 7000 метров человек может прожить 4-5 дней. Наверное, есть рекорды 6-7 дней, шерпы какие-нибудь (народность в Гималаях - Прим.ред.). Чтоб дойти до точки, где ее (Натальи) палатка, нужно 4 дня. Первое видео от 16 августа, если не путаю. К тому времени Наталья была на высоте уже две ночи минимум. Итого, если гипотетически весь лагерь никуда не ходит и ждет чтобы кого-то спасать, по сигналу все встают и идут - у потерпевшего счетчик дней уже набежал на 6 дней. А еще его надо тащить же. Семь. Все, он умер. А там никто не сидит и не ждет. Кто сходил на гору - улетел. Да и сил у них уже нет, они сходили, все силы отдали вершине, - говорит Николай.
Последний, но не по значимости, фактор - это люди. Подняться в гору может далеко не каждый.
- Чтоб вытащить хоть откуда неходячего человека надо минимум шесть человек. Четыре, если сильно крутые и здоровые, но это будет дольше. В год на эту гору готовы в сезон зайти 10 человек, которые сидят в лагере (статистика выше). И это при условии, что они еще туда не ходили, вот приехали и подготовились. Нельзя взять и просто закинуть туда 10 здоровых мужиков. Если у них нет предварительной акклиматизации - они сами там умрут. Вот такой тупик. Это с любой горой так. С Эверестом так же. Там десятки людей лежат. Их не снять оттуда. На Победе тоже десятки остались, некоторые лежат прямо на маршруте. Были попытки тела снять. Приезжали группой готовые альпинисты - не могли, - объясняет экс-альпинист.
И в тот момент, когда Наталья сломала ногу, ее судьба уже была решена. Несмотря на то, что рядом с ней были люди, сделать они могли только то, что в итоге и сделали - поделились запасами и объявили о ЧП. К слову, и сама Наталья понимала это.
- Те, кто там побывали - знали это. Сразу знали, что это конец. Они понимали, что шансов спасти ее 0,000001. При условии, что будет погода, что будет группа, что все дойдут быстро, что вертушка сэкономит им пару дней пути и забросит их туда, где вертушки не летают. Вертолет потому и рухнул там, потому что туда не летают, там воздух не держит. И Наталья сама знала это. Она там не первый год. Но всегда есть надежда на чудо, - добавил Николай.
НАСМОТРЕЛСЯ, ХВАТИТ
Николай горы больше не покоряет. Пик Победы стал его последней вершиной. Именно после этого восхождения он решил, что пора остановиться.
- Я после Победы с высотой завязал. Насмотрелся. Я понял, что сыграл в русскую рулетку и больше не хочу. В русской рулетке шансы 1:6, а тут 1:4. Когда мы там были, у девушки из нашего отряда жених погиб. Они после восхождения должны были пожениться. Его так и не нашли. А у меня знакомый альпинист там, наверху, просил ледоруб, потому что свой упустил. Я не дал, потому что надо было вниз еще идти. Этот парень взял вершину, но на спуске сорвался и улетел туда, откуда не достать. Я иногда думаю: дал бы ледоруб - человек жив остался. Он был крутым альпинистом... - вспоминает Николай.
Неизвестно, спас бы погибшего альпиниста ледоруб Николая. В горах возможно все, что угодно. Это лишь малая часть историй, когда Пик Победы буквально убивал отчаянных смельчаков, но альпинисты продолжают гнаться за мечтой покорить как можно больше высот.
ИГРАЛА С СУДЬБОЙ
- Я умереть не боялась, я боялась, что останусь инвалидом. Что я обморожусь, у меня отнимутся руки, ноги и что я потом буду делать? Это меня больше всего волновало, - эти слова произнесла сама Наталья Наговицина через год после восхождения на Хан-Тенгри, где погиб ее муж.
Тогда она не оставила мужа Сергея, которому резко стало плохо и ждала помощи. Ей говорили, чтобы она спускалась сама, но Наталья стояла на своем - мужа не брошу. И спасателям пришлось идти за ними на высоту. К слову, в том походе в группе Натальи был и Лука Синегальи. Именно он пошел спасать Наталью с Пика Победы, но погиб.
- На самом деле решить сложно. Я поняла, что ребенок у меня взрослый, что он во мне не нуждается, что он сам себе пробьет дорогу. А с другой стороны муж, который нуждается, - именно так Наталья рассуждала, когда принимала решение остаться на горе с мужем.
В обоих случаях Наталья как бы играла с судьбой - сын сам разберется, а нас с мужем спасут.
- Сына кто-то спросил тогда? Готов он остаться сиротой? Это поступок незрелого человека! Он сейчас пороги СК и прокуратуры обивает, чтобы вытащить мать с горы, а тогда она за него решила, что он сам разберется, - негодует в беседе с KP.RU спасатель Виктор (Имя изменено). - Если бы я руководил спасательной операцией на Пике Победы, я бы ни одного человека не послал к ней, зная, как она относится к своей и чужим жизням. А все, кто идут туда - будьте готовы к тому, что гора вас съест и не подавится. Несите ответственность за себя и тех, кому придется идти за вами.
Автор: Татьяна ЦВЕНГЕР