Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ТОРМОЗ ДАУТИ

Или РЕТАРДЕР ДАУТИ.

Как мне кажется, одно из гениальных изобретений в области железнодорожной индустрии - обыкновенная сортировочная горка. Принцип её работы прост, как ЯБЛОКО НЬЮТОНА: состав, в котором много самых разных вагонов, загоняют на небольшую возвышенность и поочерёдно отцепляют каждый из них, позволяя им катиться вниз. В зависимости от того, куда объект (платформа, дозатор, "теплушка", цистерна и пр.) предназначен, по пути его перенаправляют на соответствующий путь, где формируются составы - грузовые, нефтяные, товарные и т.п.

Конечно, в этом деле очень важно, чтобы вагоны не разгонялись слишком сильно и двигались со скоростью, не выше положенной. Этого можно добиваться, используя доблестный и самоотверженный труд сцепщиков, которые в нужный момент могут попридержать катящиеся вагоны с помощью башмаков-тормозов. А можно использовать технические средства, работающие без участия человека и запрограммированные на определённые параметры.

-2

Например, ТОРМОЗ ДАУТИ, известный у нас как "точечный домкратовидный замедлитель вагонов", крепится к рельсам двумя болтами и работает по принципу обычного дверного доводчика. То есть при нажатии на него со скоростью, не превышающей установленную, он спокойно принимает на себя вес вагонного колеса.

-3

Если же колесо накатывается слишком быстро, устройство реагирует с запозданием, и уже тут, чтобы его продавить, требуется приложить определённые усилия. Конечно, учитывая размеры ТОРМОЗА ДАУТИ и массу всего вагона (или даже состава), оказанное сопротивление будет ничтожным, однако если на рель установить целый ряд таких изделий, скорость транспортного средства неминуемо будет снижаться до требуемой.

-4

Что особенно приятно, подобный ретардер не требует абсолютно никакой энергии извне, а также не нуждается в постоянном присмотре - за исключением, конечно, периодических регламентных осмотров.

-5

Принцип его действия прост и гениален, как та самая горка. Тормоз представляет собой заполненный маслом поршень (цилиндр замедлителя), который находится внутри массивного и прочного металлического корпуса с воздушной камерой. В поршне есть клапан, который пропускает через себя это масло, в зависимости от силы и скорости нажатия. А сжимаемый воздух выполняет роль пружины, возвращающей поршень в исходное положение после того как края колеса скатится с него. Масло при этом возвращается через обратный клапан.

-6

Стоит отметить, однако, что ТОРМОЗ ДАУТИ - далеко не единственный вагонный замедлитель на железнодорожном транспорте, есть целый ряд других способов и изделий. Но там, кажется, нет эпонимов. :)

-7

Сэр Джордж Герберт Даути (27 марта 1901 - 7 декабря 1975) - британский авиационный инженер, промышленник, бизнесмен, президент Королевского авиационного общества.

Родился в Першоре, графство Вустершир, в семье аптекаря, поэтому с детства интересовался химией. Кроме того, дядя подарил ему модель парового двигателя, которая пробудила в нём интерес к инженерному делу.

В 12 лет, как и миллионы других подростков по всему миру, Жоржик баловался с самодельными фейерверками из магниевой стружки, но добаловался до того что ослеп на правый глаз.

Тем не менее, это не помешало ему закончить школу и устроиться учеником в компанию Heenan & Froude, которая занималась производством авиационных двигателей. Там он работал чертёжником. Потом было ещё несколько мест, где он участвовал в разработке морских дальномеров, проектировании лифтов и конвейеров, создании компрессионных резиновых уплотнителей для шасси самолётов.

А в 1931 году Даути основал в Челтнеме собственную компанию по производству авиационного оборудования.

Любопытно, что к тому моменту у Даути уже было несколько патентов на самые разные изобретения - арестантские приспособления, противоугонное устройство, колесо с масляными амортизаторами, стальными пружинами и тормозами, установленными на ободах, и пр.

Но самые большие деньги ему принесли заказы на пневматический воздушно-масляный гидравлический амортизатор конструкции для самолета Gloster Gauntlet. Затем последовал аналогичный заказ для Gladiator. Всё это его компания производила во время Второй мировой войны в Великобритании, Канаде и США, а позже - во Франции (его использовали на знаменитом "Конкорде"). Оборудованием Даути были оснащены 28 различных моделей самолётов. Для одного только «Харрикейна» произвели 12 900 комплектов, а в целом создали более 90 000 узлов шасси и более миллиона гидравлических узлов.

Когда война закончилась, Даути использовал эти наработки в вилках для мотоциклов, гидравлических опорах, промышленных насосах и гидравлических системах управления.

В 1955 году за выдающиеся достижения в проектировании и разработке авиационного оборудования он был награждён золотой медалью. В 1956 году получил рыцарское звание, в 1960–1961 годах был избран президентом Британской авиационной конфедерации, а Батский университет и Крэнфилдский технологический колледж присвоили ему звание почётного доктора наук.

И тем более странно, что этот же человек, ориентированный на авиацию, стал автором изобретения, которое используется совсем в другой области - на железной дороге. Впрочем, если учесть, что РЕТАРДЕР ДАУТИ имеет много общего с самолётным амортизатором, в этом нет никакой сенсации.