Или РЕТАРДЕР ДАУТИ.
Как мне кажется, одно из гениальных изобретений в области железнодорожной индустрии - обыкновенная сортировочная горка. Принцип её работы прост, как ЯБЛОКО НЬЮТОНА: состав, в котором много самых разных вагонов, загоняют на небольшую возвышенность и поочерёдно отцепляют каждый из них, позволяя им катиться вниз. В зависимости от того, куда объект (платформа, дозатор, "теплушка", цистерна и пр.) предназначен, по пути его перенаправляют на соответствующий путь, где формируются составы - грузовые, нефтяные, товарные и т.п.
Конечно, в этом деле очень важно, чтобы вагоны не разгонялись слишком сильно и двигались со скоростью, не выше положенной. Этого можно добиваться, используя доблестный и самоотверженный труд сцепщиков, которые в нужный момент могут попридержать катящиеся вагоны с помощью башмаков-тормозов. А можно использовать технические средства, работающие без участия человека и запрограммированные на определённые параметры.
Например, ТОРМОЗ ДАУТИ, известный у нас как "точечный домкратовидный замедлитель вагонов", крепится к рельсам двумя болтами и работает по принципу обычного дверного доводчика. То есть при нажатии на него со скоростью, не превышающей установленную, он спокойно принимает на себя вес вагонного колеса.
Если же колесо накатывается слишком быстро, устройство реагирует с запозданием, и уже тут, чтобы его продавить, требуется приложить определённые усилия. Конечно, учитывая размеры ТОРМОЗА ДАУТИ и массу всего вагона (или даже состава), оказанное сопротивление будет ничтожным, однако если на рель установить целый ряд таких изделий, скорость транспортного средства неминуемо будет снижаться до требуемой.
Что особенно приятно, подобный ретардер не требует абсолютно никакой энергии извне, а также не нуждается в постоянном присмотре - за исключением, конечно, периодических регламентных осмотров.
Принцип его действия прост и гениален, как та самая горка. Тормоз представляет собой заполненный маслом поршень (цилиндр замедлителя), который находится внутри массивного и прочного металлического корпуса с воздушной камерой. В поршне есть клапан, который пропускает через себя это масло, в зависимости от силы и скорости нажатия. А сжимаемый воздух выполняет роль пружины, возвращающей поршень в исходное положение после того как края колеса скатится с него. Масло при этом возвращается через обратный клапан.
Стоит отметить, однако, что ТОРМОЗ ДАУТИ - далеко не единственный вагонный замедлитель на железнодорожном транспорте, есть целый ряд других способов и изделий. Но там, кажется, нет эпонимов. :)
Сэр Джордж Герберт Даути (27 марта 1901 - 7 декабря 1975) - британский авиационный инженер, промышленник, бизнесмен, президент Королевского авиационного общества.
Родился в Першоре, графство Вустершир, в семье аптекаря, поэтому с детства интересовался химией. Кроме того, дядя подарил ему модель парового двигателя, которая пробудила в нём интерес к инженерному делу.
В 12 лет, как и миллионы других подростков по всему миру, Жоржик баловался с самодельными фейерверками из магниевой стружки, но добаловался до того что ослеп на правый глаз.
Тем не менее, это не помешало ему закончить школу и устроиться учеником в компанию Heenan & Froude, которая занималась производством авиационных двигателей. Там он работал чертёжником. Потом было ещё несколько мест, где он участвовал в разработке морских дальномеров, проектировании лифтов и конвейеров, создании компрессионных резиновых уплотнителей для шасси самолётов.
А в 1931 году Даути основал в Челтнеме собственную компанию по производству авиационного оборудования.
Любопытно, что к тому моменту у Даути уже было несколько патентов на самые разные изобретения - арестантские приспособления, противоугонное устройство, колесо с масляными амортизаторами, стальными пружинами и тормозами, установленными на ободах, и пр.
Но самые большие деньги ему принесли заказы на пневматический воздушно-масляный гидравлический амортизатор конструкции для самолета Gloster Gauntlet. Затем последовал аналогичный заказ для Gladiator. Всё это его компания производила во время Второй мировой войны в Великобритании, Канаде и США, а позже - во Франции (его использовали на знаменитом "Конкорде"). Оборудованием Даути были оснащены 28 различных моделей самолётов. Для одного только «Харрикейна» произвели 12 900 комплектов, а в целом создали более 90 000 узлов шасси и более миллиона гидравлических узлов.
Когда война закончилась, Даути использовал эти наработки в вилках для мотоциклов, гидравлических опорах, промышленных насосах и гидравлических системах управления.
В 1955 году за выдающиеся достижения в проектировании и разработке авиационного оборудования он был награждён золотой медалью. В 1956 году получил рыцарское звание, в 1960–1961 годах был избран президентом Британской авиационной конфедерации, а Батский университет и Крэнфилдский технологический колледж присвоили ему звание почётного доктора наук.
И тем более странно, что этот же человек, ориентированный на авиацию, стал автором изобретения, которое используется совсем в другой области - на железной дороге. Впрочем, если учесть, что РЕТАРДЕР ДАУТИ имеет много общего с самолётным амортизатором, в этом нет никакой сенсации.