Как сообщает издание «Ведомости» со ссылкой на информированный источник в Министерстве промышленности и торговли, ведомством были существенно ослаблены нормативы по локализации производства для автомобильных компаний, претендующих на компенсацию утилизационного сбора.
Согласно новой информации, данная мера открывает китайским брендам доступ к субсидиям, что потенциально способно привести к значительному снижению цен на новые автомобили — эксперты прогнозируют падение стоимости на 30–50%.
Публикация уточняет, что утилизационный сбор, несмотря на свое название, является по сути таможенным платежом и не имеет отношения к переработке старых машин. На сегодняшний день этот сбор представляет собой ключевую статью расходов при импорте автомобилей. Приводятся следующие данные: в 2023 году средний размер сбора составлял 178 тысяч рублей, однако после серии из трех повышений его величина достигла 667 тысяч. Ожидается, что с января 2026 года платеж составит 800 тысяч рублей с последующим ростом до более чем одного миллиона.
Отмечается, что обязанность по уплате сбора распространяется на всех производителей, включая отечественный «АВТОВАЗ». При этом компании, осуществляющие сборку на местных мощностях, могут рассчитывать на полный или частичный возврат средств — размер компенсации определяется степенью локализации, которая измеряется в балльной системе Минпромторга.
Поясняется, что теоретически максимальный уровень локализации оценивается в 7000 баллов (или 8750 для моделей с полностью локализованной электроникой). Как свидетельствуют данные министерства, некоторые автопроизводители намеренно подтверждают лишь минимально необходимый уровень, что приводит к занижению показателей. В качестве примера приводится автомобиль «Нива», который, несмотря на малую долю импортных компонентов, имеет официальный показатель всего в 3130 баллов, что составляет около трети от потенциального максимума.
Автор: Илья МАСЮК