Считается, что, Анна Бретонская – первая в Европе принцесса, надевшая на свадьбу платье белого цвета, который ранее считался траурным.
Анна Бретонская (1477 – 1514) – жена двух французских королей, Карла VIII и Людовика XII.
Герцогиня Бретани. И вот что самое главное…
До начала 16 века герцогство Бретань было независимым государством, а не частью Франции. Другая ментальность, язык.
Герцоги Бретани изо всех сил старались не позволить французам подмять под себя свою маленькую Бретань, уязвимую из-за географического положения.
Поэтому Анна (упаси, Господь!) не хотела вступать в брак с французом. Но отец погиб… И как могла девочка противиться сильным соседям?
Началась война, по итогам которой 14-летнюю Анну Бретонскую вынудили стать женой юного короля Франции Карла VIII.
Поговорим об истории свадебных нарядов.
Белый цвет… Он считался траурным для монарших особ.
Однако во второй половине 15 века мода выходить замуж в белом уже появилась в Италии. Но, конечно, речь не шла о «чисто белых» платьях. Да и было бы странно. Ведь это же свадьба, а не что-то мрачное. Поэтому – «белое с серебром» или «белое с золотом».
Мне попалась такая миниатюра: «Свадьба короля Португалии Жуана I и Филиппы Ланкастер (знатной англичанки)».
Они жили в 14 веке, но миниатюру написал художник середины 15 века. И одел всех по моде его времени.
Платье невесты здесь – вероятно, из бело-золотой парчи. Значит, кто-то выходил замуж в таких не только в Италии, но и во Франции.
Невеста в красном.
Считается, что именно этот цвет был самым популярным у средневековых невест. Точно сказать трудно.
Невеста и жених в голубом.
Они запечатлены на миниатюре из Часослова герцога Беррийского.
А кто такой герцог Беррийский?
Жан I Великолепный Беррийский (1340 – 1416). Третий сын короля Франции Иоанна II Валуа.
Ниже – герб Жана Беррийского. Как у королей Франции, но с красной геральдической каймой.
Такая кайма (геральдическая фигура) включалась во Франции в герб третьих сыновей короля.
Жених на картине одет в цвета этого герба. Возможно, сам герцог выглядел так на своей свадьбе. Или это кто-то из его семьи.
А невеста… Не потому ли её платье голубое, что она тоже одета в геральдические цвета жениха? Но только без красного.
Ниже – свадьба английского короля Эдуарда IV с Элизабет Вудвилл.
Почему они в красном и синем? Возможно, потому, что у Эдуарда IV герб был красно-синий (смешанный англо-французский).
Не хватает золотого шитья. Но оно наверняка было в реальности.
Невеста в золотом.
На картинке ниже – свадьба одного из королей Франции.
Король – в цветах своего герба. Синий с золотым…
В геральдике нет желтого и белого цветов. Есть металлы – «золото» и «серебро».
А раз так, то парадный наряд короля Франции мог быть, например, из синего бархата и золотой парчи. Или – дорогая синяя ткань, затканная золотом. Или сразу всё это.
Здесь и жених, и невеста – в золотой парче. Ну, наверное, так. А что это ещё может быть за ткань.
Но вернемся к Анне Бретонской.
Невесты далеко не всегда надевали на свадьбы платья, сшитые в цветах своих родовых гербов. Такое впечатление, что чаще они одевались как хотели или – в цвета герба жениха.
Но Анна Бретонская, конечно, не хотела носить цвета королей Франции.
А свои, бретонские? Ведь Анна в детстве сделалась монархом.
И вот тут – интересный момент.
Дело в том, что герб герцогов Бретонских особенный. Не содержит ни геральдических цветов, ни металлов, а состоит лишь из геральдического меха. Горностай… С этим зверьком связана история, о которой можно прочитать в википедии, в статье «Герб Бретани».
Понятие «геральдический мех» не равно понятию «геральдический цвет».
Но поскольку есть и цветные гербы с мехом горностая, то фамильными цветами Анны Бретонской с некоторой натяжкой можно назвать белый (серебряный) и чёрный.
И вот, если так…
То белое свадебное платье Анны Бретонской – это не подражание итальянской моде и не романтическая причуда.
А что? Стремление подчеркнуть независимость. Нежелание прогибаться под недругов даже в той обстановке, когда приходится вступать с ними в брак.
«Лучше смерть, чем позор», как гласит девиз герцогов Бретани.
В общем, никаких лазурных тонов и французских лилий.
Первый брак Анны, с королем Франции Карлом VII, был заключен в 1491 году в заме Ланже. Там есть выставка – реконструкция свадьбы.
Везде пишут, что Анна надела белое платье не на первую, а на вторую свадьбу, с Людовиком XII (в 1499 году).
А здесь – её первая свадьба.
Похоже, тут у Анны платье золотистого цвета. Вряд ли Анна сама выбирала себе первое свадебное платье. А всё-таки и в этом наряде есть намеки на родовой герб Бретани.
Как выглядело второе свадебное платье, не знаю. Нигде не нашла иллюстраций. Вероятно, фасон был такой же, но цвет – белый или серебристый. Чёрная отделка на втором платье наверняка тоже была.
«Свадебное платье из фильма «Три орешка для Золушки». Могла ли так выглядеть невеста того времени?»
Гульфики и узкие штаны… Была ли мужская мода Италии 15 – 16 веков самой откровенной?
Бургундская мода. Эннен в форме конуса, «цветочный горшок» и «улей».