Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Гульфики и узкие штаны… Была ли мужская мода Италии 15 – 16 веков самой откровенной?

Когда говорят о средневековых мужских штанах, то обычно употребляют термин «штаны-чулки» (шоссы). Однако и в 15-м веке, и в начале 16-го половинки шоссов плотно сшивали. Так что это уже не штаны-чулки, а просто штаны, под которыми носили трусы (брэ). Эти самые брэ могли быть видны только у простолюдинов, но не у дворян.

Но посмотрим на мужскую итальянскую моду самого начала 16 века. Она запечатлена во всём разнообразии на фресках Бернардино Пинтуриккьо, созданных в 1502 – 1507 годах. Находятся они в Библиотеке Пикколомини Сиенского собора (Тоскана).

Мой любимчик – вот этот молодой человек. В верхнем распашном одеянии, о котором я писала в статье: «О синем одеянии Принца из «Трёх орешков для Золушки». Когда такие наряды появились?»

Да, такая одежда была и у итальянцев. В конце 15 – начале 16 века мужская мода в разных странах Европы была сходной. В отличие от женской, которая сильно разнилась.

А что у него под роскошной парадной одеждой?

По-моему, там гульфик торчит. И штаны в обтяжку до пояса.

Пинтуриккьо. Энеа Сильвио – посол при дворе Шотландии. Фрагмент фрески.
Пинтуриккьо. Энеа Сильвио – посол при дворе Шотландии. Фрагмент фрески.

Если бы молодой итальянец распахнул парадное верхнее платье, он выглядел бы вот так. Как фламандец на картинке ниже.

Не только итальянцы могли блеснуть перед дамами стройными ногами и прочим. Парни других стран были не глупей:)

Фрагмент миниатюры «Замка Любви». Лондон, 1490-е годы.
Фрагмент миниатюры «Замка Любви». Лондон, 1490-е годы.

Но вернемся к итальянцам.

Вот здесь хорошо видны облегающие штаны с гульфиками. Шнурочки на них интересные.

У обоих парней есть верхнее платье. Это значит, что в любой момент можно придать себе благопристойный вид. Запахнулся – и вот ты уже солидный человек в роскошном наряде и красивом головном уборе.

Пинтуриккьо. Папа Пий II канонизирует Святую Катарину Сиенскую. Фрагмент.
Пинтуриккьо. Папа Пий II канонизирует Святую Катарину Сиенскую. Фрагмент.
Пинтуриккьо. Папа Пий II канонизирует Святую Катарину Сиенскую. Фрагмент фрески.
Пинтуриккьо. Папа Пий II канонизирует Святую Катарину Сиенскую. Фрагмент фрески.

А вот эти два парня решили обойтись без верхнего платья и дать возможность всем полюбоваться своим стройным сложением.

Может, дело в том, что мероприятие не официальное? Название фрески: «Император Фридрих III коронует Энеа Сильвио как поэта»…

Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини – это римский папа Пий II. Гуманист эпохи Возрождения. К моменту создания этих фресок он уже почил. Фрески делались по заказу его племянника, папы Пия III.

Пинтуриккьо. «Император Фридрих III коронует Энеа Сильвио как поэта». Фрагмент фрески.
Пинтуриккьо. «Император Фридрих III коронует Энеа Сильвио как поэта». Фрагмент фрески.

На фрагменте ниже – три таких красавчика.

А вот парень в зеленом головном уборе одет поскромней.

Для чего у некоторых парней ремни на штанах вверху, я не знаю. Может, для того, чтоб штаны лучше держались? Штаны здесь не крепятся завязками к дублетам (или как он там назывался в Италии). Короткая верхняя одежда, похоже, заправлена в штаны. И штаны должны за счет чего-то держаться.

Пинтуриккьо. «Император Фридрих III коронует Энеа Сильвио как поэта». Наряды юношей.
Пинтуриккьо. «Император Фридрих III коронует Энеа Сильвио как поэта». Наряды юношей.

И ещё два колоритных парня с этой фрески.

Тот, что в жёлтом, запахнул верхнее парадное платье. У второго парня – нараспашку всё.

Какая интересная сумочка на поясе. А под ней... Надо полагать, короткий меч? Вот такого я нигде не видела.

Пинтуриккьо. «Император Фридрих III коронует Энеа Сильвио как поэта». Фрагмент.
Пинтуриккьо. «Император Фридрих III коронует Энеа Сильвио как поэта». Фрагмент.

Подобное разнообразие нарядов – на фламандской картине.

Здесь прямо парад моды, и женской, и мужской. Все одеты по-разному.

Две дамы – в чёрных шаперонах. А одна одета слегка в итальянском стиле. И её кавалер выставил напоказ гульфик.

Танцующие господа и дамы, менестрели. 1495 год. Фландрия.
Танцующие господа и дамы, менестрели. 1495 год. Фландрия.

На этой миниатюре парень тоже нескромно одет. Баска его курточки прикрывает зад не до конца, гульфик виден.

Правда, это – 1490-е годы. В начале 16 века французские, бургундские мужские наряды станут подлинней (временно).

Но несколько лет разницы между картинками – это не суть важно. Главное, что на только итальянские юноши одевались весьма сексапильно.

Я не размещаю здесь картин с итальянцами, написанных в конце 15 века. Они есть в другой моей статье и комментариях к ней:

«Три орешка для Золушки». Принц как итальянец. Почему его одели так для бала?

И вот если почитать ту статью, а затем вернуться к этой, то станет понятно, как менялась итальянская мужская мода.

Робине Тестар. Иллюстрация к «Роману о розе», 1490-е годы.
Робине Тестар. Иллюстрация к «Роману о розе», 1490-е годы.

А менялась она по такой же модели, как и в других странах.

Сравните картинку выше с этим итальянским портретом.

Ведь похож и наряд, и причёска, и головной убор. Шапочка немного другой формы, но тоже небольшая.

Боттичелли или его мастерская «Портрет молодого человека», 1480–е, Лувр.
Боттичелли или его мастерская «Портрет молодого человека», 1480–е, Лувр.

То ли дело на фресках Пинтуриккьо первых лет 16 века. Головные уборы пышны, как и рукава.

Но это не только итальянская, а вообще мужская мода Европы начала 16 века.

Такой головной убор назван в книге Мерцаловой то «баретом» (если речь о Франции и Германии), то «беретто» (если речь об Италии), то – «берет с отогнутыми полями». Поля бывали прямыми или расширялись в верхней части.

Робин Тестар. Письма Овидия, иллюстрация, около 1500-го года.
Робин Тестар. Письма Овидия, иллюстрация, около 1500-го года.

Ну а гульфики…

Они никуда не исчезнут, а, наоборот, спустя небольшое время их станут выставлять напоказ все мужчины, в самых разных странах. Как и ноги в узких штанах (или чулках).

Якоб Зейзенеггер, Австрия. Император Карл V с собакой, 1532 год.
Якоб Зейзенеггер, Австрия. Император Карл V с собакой, 1532 год.

«Три орешка для Золушки». Что на голове Принца: шаперон или просто берет?

«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.