Когда говорят о средневековых мужских штанах, то обычно употребляют термин «штаны-чулки» (шоссы). Однако и в 15-м веке, и в начале 16-го половинки шоссов плотно сшивали. Так что это уже не штаны-чулки, а просто штаны, под которыми носили трусы (брэ). Эти самые брэ могли быть видны только у простолюдинов, но не у дворян.
Но посмотрим на мужскую итальянскую моду самого начала 16 века. Она запечатлена во всём разнообразии на фресках Бернардино Пинтуриккьо, созданных в 1502 – 1507 годах. Находятся они в Библиотеке Пикколомини Сиенского собора (Тоскана).
Мой любимчик – вот этот молодой человек. В верхнем распашном одеянии, о котором я писала в статье: «О синем одеянии Принца из «Трёх орешков для Золушки». Когда такие наряды появились?»
Да, такая одежда была и у итальянцев. В конце 15 – начале 16 века мужская мода в разных странах Европы была сходной. В отличие от женской, которая сильно разнилась.
А что у него под роскошной парадной одеждой?
По-моему, там гульфик торчит. И штаны в обтяжку до пояса.
Если бы молодой итальянец распахнул парадное верхнее платье, он выглядел бы вот так. Как фламандец на картинке ниже.
Не только итальянцы могли блеснуть перед дамами стройными ногами и прочим. Парни других стран были не глупей:)
Но вернемся к итальянцам.
Вот здесь хорошо видны облегающие штаны с гульфиками. Шнурочки на них интересные.
У обоих парней есть верхнее платье. Это значит, что в любой момент можно придать себе благопристойный вид. Запахнулся – и вот ты уже солидный человек в роскошном наряде и красивом головном уборе.
А вот эти два парня решили обойтись без верхнего платья и дать возможность всем полюбоваться своим стройным сложением.
Может, дело в том, что мероприятие не официальное? Название фрески: «Император Фридрих III коронует Энеа Сильвио как поэта»…
Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини – это римский папа Пий II. Гуманист эпохи Возрождения. К моменту создания этих фресок он уже почил. Фрески делались по заказу его племянника, папы Пия III.
На фрагменте ниже – три таких красавчика.
А вот парень в зеленом головном уборе одет поскромней.
Для чего у некоторых парней ремни на штанах вверху, я не знаю. Может, для того, чтоб штаны лучше держались? Штаны здесь не крепятся завязками к дублетам (или как он там назывался в Италии). Короткая верхняя одежда, похоже, заправлена в штаны. И штаны должны за счет чего-то держаться.
И ещё два колоритных парня с этой фрески.
Тот, что в жёлтом, запахнул верхнее парадное платье. У второго парня – нараспашку всё.
Какая интересная сумочка на поясе. А под ней... Надо полагать, короткий меч? Вот такого я нигде не видела.
Подобное разнообразие нарядов – на фламандской картине.
Здесь прямо парад моды, и женской, и мужской. Все одеты по-разному.
Две дамы – в чёрных шаперонах. А одна одета слегка в итальянском стиле. И её кавалер выставил напоказ гульфик.
На этой миниатюре парень тоже нескромно одет. Баска его курточки прикрывает зад не до конца, гульфик виден.
Правда, это – 1490-е годы. В начале 16 века французские, бургундские мужские наряды станут подлинней (временно).
Но несколько лет разницы между картинками – это не суть важно. Главное, что на только итальянские юноши одевались весьма сексапильно.
Я не размещаю здесь картин с итальянцами, написанных в конце 15 века. Они есть в другой моей статье и комментариях к ней:
«Три орешка для Золушки». Принц как итальянец. Почему его одели так для бала?
И вот если почитать ту статью, а затем вернуться к этой, то станет понятно, как менялась итальянская мужская мода.
А менялась она по такой же модели, как и в других странах.
Сравните картинку выше с этим итальянским портретом.
Ведь похож и наряд, и причёска, и головной убор. Шапочка немного другой формы, но тоже небольшая.
То ли дело на фресках Пинтуриккьо первых лет 16 века. Головные уборы пышны, как и рукава.
Но это не только итальянская, а вообще мужская мода Европы начала 16 века.
Такой головной убор назван в книге Мерцаловой то «баретом» (если речь о Франции и Германии), то «беретто» (если речь об Италии), то – «берет с отогнутыми полями». Поля бывали прямыми или расширялись в верхней части.
Ну а гульфики…
Они никуда не исчезнут, а, наоборот, спустя небольшое время их станут выставлять напоказ все мужчины, в самых разных странах. Как и ноги в узких штанах (или чулках).
«Три орешка для Золушки». Что на голове Принца: шаперон или просто берет?
«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.