Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Бургундская мода. Эннен в форме конуса, «цветочный горшок» и «улей»

Когда я писала про длинноволосых мужчин позднего Средневековья, мне сказали, что неплохо бы написать и о женской моде той поры. Ну, попробую. Не уверена, что получится складно. В этой моде сам чёрт ногу сломит. Даже в книге Мерцаловой как-то всё расплывчато и запутанно. И там маловато иллюстраций. А по описаниям представить женские головные уборы того времени невозможно. Начну с самого просто – энненов. По-другому их называют «геннинами», «эннинами», «атурами». Вот такой конусообразный убор, который потом дивным образом трансформировался во французский чепец. Тут надо сказать о том, что такое «Бургундия в период расцвета», то есть – в правление Филиппа Доброго и его сына Карла Смелого. (период «1430 – 1477»). Посмотрите на карту. Бургундия – это всё светло-жёлтое. Нидерланды и Фландрия входили в состав Бургундии. А где началась эпоха Возрождения? В Италии и в Нидерландах. Развитое производство, лучшие художники, благосостояние… Ничего удивительного, что Бургундия становится законодател

Когда я писала про длинноволосых мужчин позднего Средневековья, мне сказали, что неплохо бы написать и о женской моде той поры. Ну, попробую.

Не уверена, что получится складно. В этой моде сам чёрт ногу сломит. Даже в книге Мерцаловой как-то всё расплывчато и запутанно. И там маловато иллюстраций. А по описаниям представить женские головные уборы того времени невозможно.

Начну с самого просто – энненов. По-другому их называют «геннинами», «эннинами», «атурами».

Вот такой конусообразный убор, который потом дивным образом трансформировался во французский чепец.

Ханс Мемлинг. Портрет Марии Барончелли, супруги Т. Портинари, 1470 -1472 годы.
Ханс Мемлинг. Портрет Марии Барончелли, супруги Т. Портинари, 1470 -1472 годы.

Тут надо сказать о том, что такое «Бургундия в период расцвета», то есть – в правление Филиппа Доброго и его сына Карла Смелого. (период «1430 – 1477»).

Посмотрите на карту. Бургундия – это всё светло-жёлтое. Нидерланды и Фландрия входили в состав Бургундии.

А где началась эпоха Возрождения? В Италии и в Нидерландах. Развитое производство, лучшие художники, благосостояние… Ничего удивительного, что Бургундия становится законодательницей европейской моды.

Франция и Англия были экономически слабей и культурно более отсталыми.

Карта Франции и Бургундии, 1477 год.
Карта Франции и Бургундии, 1477 год.
Дама и кавалеры, одетые по бургундской моде
Дама и кавалеры, одетые по бургундской моде

Эннены были двух основных видов: конические и в форме усечённого конуса («эннен в цветочном горшке»). Поговорим сегодня о вторых.

Ниже – «укороченный эннен, модный в Нидерландах в 1460-х годах».

Этот образ использовали в нашем фильме по роману Вальтера Скотта.

Петрус Кристус. Портрет девушки, около 1470 года.
Петрус Кристус. Портрет девушки, около 1470 года.
«Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии», СССР, 1988 год.
«Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии», СССР, 1988 год.

На западных сайтах мне встретилось слово «улей» в применении к некоторым коротким энненам.

«Женщина из бургундского дворянства в «улье» или, возможно, в усеченном конусе. Часть вуали выступает вперед, чтобы прикрыть брови».

В книге Мерцаловой головной убор на этом портрете назван «атур-а-баньер» (atour-à-bannières). Как точно переводится, не знаю.

Рогир ван дер Вейден. Женский портрет, около 1460 года.
Рогир ван дер Вейден. Женский портрет, около 1460 года.

На картине ниже – похожий головной убор. Нашла к нему такое пояснение:

«Волосы дамы собраны в вышитый эннен «улей» и покрыты короткой вуалью. Вуаль доходит до бровей. Бургундия, около 1455 года».

Петрус Кристус. Женский портрет, 1450-е или 1460-е годы.
Петрус Кристус. Женский портрет, 1450-е или 1460-е годы.

Ну а здесь, наверное, эннен «цветочный горшок».

Вуаль длинная, это редкость для низких энненов.

Мария де Хоозе из Брюгге, на створке триптиха Яна де Витте (1473 год).
Мария де Хоозе из Брюгге, на створке триптиха Яна де Витте (1473 год).

Кадр из фильма-сказки с участием Либуше Шафранковой. Здесь, конечно, многое условно, но вообще, костюмы неплохо стилизованы под моду середины 15 века.

Здесь - эннен в форме усечённого конуса средней высоты.

Кадр из фильма «Солёный принц», Германия, Чехословакия, 1983 год.
Кадр из фильма «Солёный принц», Германия, Чехословакия, 1983 год.
Кадр из фильма «Солёный принц», Германия, Чехословакия, 1983 год. Эннен в форме усечённого конуса.
Кадр из фильма «Солёный принц», Германия, Чехословакия, 1983 год. Эннен в форме усечённого конуса.

Мне попалась картинка, где вуаль уложена похожим образом.

Тут из верхушки конуса торчит тонкая палочка, на которой держится вуаль.

Иллюстрация, середина 15 века.
Иллюстрация, середина 15 века.

На картине ниже у девушки выпущен хвост волос сзади из цилиндра. Такое и на иллюстрациях встречается. В сочетании с вот таким убором, а не коническим.

Можно ли назвать это энненом? Не знаю, но думаю – да.

  • Тут дело такое… Не нужно ничего упрощать, но и усложнять – тоже. Главное, не называть одним и тем же словом конические (и цилиндрические) и рогатые головные уборы. Потому что кроме них ещё были круглые и такие, к каким и названия не подберёшь:)
Ханс Мемлинг. «Введение во храм», фрагмент картины. 1470 – 1480.
Ханс Мемлинг. «Введение во храм», фрагмент картины. 1470 – 1480.

Портрет Элизабет Вудвилл, королевы Англии. Как-то скромненько. Хотя наряд – по бургундской моде и наверняка дорогой.

Платья позднего Средневековья имеют много моделей и названий. Но я что-то не нашла названия вот этого бургундского женского платья. Пишут – «платье-роб». Хотя это - общие слова.

А особенности этой модели видны по портретам. Завышенная талия, узкие рукава и своеобразное оформление выреза – мех или дорогая ткань сходятся от плеч к поясу, образуя букву «V», треугольник.

Портрет Элизабет Вудвилл, королевы Англии, 1471 год.
Портрет Элизабет Вудвилл, королевы Англии, 1471 год.

Портреты подобрались в какой-то мрачноватой гамме. В основном – чёрное с золотым и красным. Видимо, дамы просто надели всё самое дорогое для такого торжественного и редкого дела, как позирование художникам.

На иллюстрациях краски гораздо разнообразней и ярче.

О других моделях энненов в статьях:

Высокие эннены с вуалями в форме бабочки и «двойная сахарная голова».

Закат бургундской моды. Роскошный эннен сменяется унылым чёрным чепцом.

«Суд любви» из рукописи «Искусство любви; Просьбы о любви», иллюстрированной в Брюгге, 3-я четверть XV века; до 1483 года.
«Суд любви» из рукописи «Искусство любви; Просьбы о любви», иллюстрированной в Брюгге, 3-я четверть XV века; до 1483 года.

«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.

Прелестные сеточки для волос. Как они попали в 19-й век?

Иллюстрации к «Золушке» из советской книжки. Каким мог быть бальный наряд этой героини?

Музеи
137 тыс интересуются