Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Свадебное платье Золушки. Могла ли так выглядеть невеста того времени?

Никогда не приходила на ум такая мысль. Казалось бы, тут всё ясно. Платье сделали белым, потому что у зрителей именно этот цвет ассоциировался с цветом платья невесты.

То есть ничего исторического здесь как бы нет.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Главные герои в самом конце фильма.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Главные герои в самом конце фильма.

Но вдруг мне попался портрет нидерландского живописца.

Ведь есть сходство с платьем нашей Золушки! Рукава, во всяком случае, такие же. Да и платье – белое.

Не совсем понятно, кто это. По одной версии – это Изабелла Австрийская (1501-1526), жена Кристиана II Датского. По другой – это картина Яна Госсарта, где запечатлена какая-то дама в образе Марии Магдалины.

Да не важно. Важно то, что это – один из ранних ренессансных портретов, где дама в белом платье. Белый цвет идёт как основной.

Платье – не свадебное (наверное). Но тут мне вдруг вспомнилось…

Ян Госсарт или другой нидерландский художник. Около 1530 года.
Ян Госсарт или другой нидерландский художник. Около 1530 года.

…что знатные девушки некоторых итальянских государств выходили замуж в белом. Ещё во второй половине 15 века.

Я где-то прочла, что невесты из Венеции шили платья из белого атласа и серебряной парчи.

И, наверное, так оно и было, раз в сериале «Борджиа» есть такой наряд – свадебное платье Санчи Арагонской.

Вот она – в день свадьбы с 13-летним Джоффре Борджиа.

Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Санча Арагонская в день свадьбы.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Санча Арагонская в день свадьбы.

А Лукреция выходит замуж в наряде из белого атласа с золотым шитьем и золотой парчи.

Не знаю, почему наряды отличаются, раз обе свадьбы происходят в Риме. Возможно, потому, что одевать невест одинаково неинтересно. И девушек решили одеть, как невест из разных мест Италии.

Но главное, что платья – белые. В других странах так не одевались.

На кадре ниже Лукреция ещё не совсем одета. Не успела надеть один рукав.

Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция в день свадьбы.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция в день свадьбы.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция в свадебном платье.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция в свадебном платье.

На картине ниже – жених и невеста из Вероны.

Здесь у невесты только верхнее платье белое.

Итальянский художник из Вероны. «Бракосочетание», конец 15 века.
Итальянский художник из Вероны. «Бракосочетание», конец 15 века.

Наверное, итальянцы первыми в Европе начали носить одежду белого цвета не как «символ чего-то», а «просто так».

Такие наряды встречаются на картинах Боттичелли. Они кажутся воздушными и тонкими.

Портрет Симонетты Веспуччи в образе нимфы. Между 1480 и 1485 годами.
Портрет Симонетты Веспуччи в образе нимфы. Между 1480 и 1485 годами.

А на этой картине белые платья некоторых девушек кажутся атласными.

Мужчины, кстати, тоже красовались иногда в роскошных белых нарядах (с золотым шитьем и без него):

Нарядные итальянские парни на картине эпохи Возрождения и крошка-гепард.

Зал месяцев в Палаццо Скифанойя в Ферраре. Фрагмент фрески «Апрель».
Зал месяцев в Палаццо Скифанойя в Ферраре. Фрагмент фрески «Апрель».

Ниже – портрет итальянки, написанный около 1530 года.

Такой очаровательный, нежный белый наряд. Обратите внимание, что платье – из разных тканей. Белый атлас сочетается с белым тонким шёлком нижних рукавов, которые изящно присобраны и украшены полосками серебряной парчи.

Пройдёт некоторое время, и такие платья начнут носить в других странах. Но пока что они и на итальянских портретах – редкость.

Женский портрет, около 1530 года, вероятно – кисти Пармиджанино.
Женский портрет, около 1530 года, вероятно – кисти Пармиджанино.

Но вернемся к Золушке и Принцу.

Я писала статью: «Принц как итальянец. Почему его одели так для бала?»

Кратко говоря – для того, чтобы они с Золушкой смотрелись под пару друг другу.

И здесь – то же самое. Принц и Золушка похожи на жениха и невесту, которые решили одеться по итальянской моде.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки».
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки».

«Вдвоём на одной лошади»… Катались ли так в реальности, или это выдумки режиссёров?

«Три орешка для Золушки». Что на голове Принца: шаперон или просто берет?

Как модницы 19 века «стащили» широкие рукава с портретов эпохи Возрождения.