Найти в Дзене
КП - Нижний Новгород

Строительство школ, новые правила ЕГЭ и школьная форма: Министр образования Михаил Пучков рассказал, чего ждать нижегородцам в новом учебном году

Оглавление
   Министр образования Михаил Пучков рассказал, чего ждать нижегородцам в новом учебном году. Александр ВОЛОЖАНИН
Министр образования Михаил Пучков рассказал, чего ждать нижегородцам в новом учебном году. Александр ВОЛОЖАНИН

Торжественные линейки, праздничные букеты и нарядные школьники на улицах – считанные дни остаются до 1 сентября. Чего ждать в этом году ученикам и их родителям, в эфире радио «Комсомольская правда-Нижний Новгород» рассказал министр образования Нижегородской области Михаил Пучков.

Изменения в учебном процессе

- Михаил Юрьевич. Расскажите, пожалуйста, как идёт подготовка к школе? Все ли школы прошли приёмку?

- Сфера образования это такая замечательная сфера, которая празднует Новый год дважды в год. Один раз со всеми, а другой - 1 сентября. Но к 1 сентября нужно готовиться, поэтому все школы у нас с 1 по 15 августа проходят приемку. На данный момент все 788 школ приняты и готовы открыть двери для ребят 1 сентября. Мы готовы стартовать.

- Каждый год у нас появляются какие-то новшества в учебном процессе. Расскажите, чего ждать школьникам и их родителям в этом году?

- Знаете, я бы сначала всех успокоил, что никаких кардинально новых изменений, которые сильно повлияют на школьную жизнь, в этом году не будет. В прошлом году у нас было изменение - предмет ОБЖ стал предметом ОБЗР (основа безопасности и защиты Родины), вернулся труд в школы. В этом году таких изменений у нас не будет. Все предметы, какие были, такие и есть. Меняется распределение часов истории и обществознания. В школы поступил новый учебник истории. Если в прошлом году был учебник для 10-11 класса, то сейчас уже с 5 класса. Это основные нововведения с 1 сентября. Также с 1 сентября меняется внутренняя работа для школы. Вышел новый приказ Министерства просвещения Российской Федерации приказ 704, который говорит о том, что, например, сейчас нельзя по предмету больше 10% времени отдавать контрольным работам. В этом приказе теперь четко прописано: а что же такое контрольная работа, какой она может быть. Также приведены в соответствие так называемые контрольные элементы содержания и те задания, которые будут на государственных итоговых аттестациях. Соответственно, все темы, которые проходят в рамках рабочих программ, теперь полностью соответствуют программам государственной итоговой аттестации на выпуске. Проведена очень большая работа на уровне Федерации, приведены в соответствие рабочие программы и вопросы к нашим выпускникам в конце обучения. Поэтому это действительно облегчение и с точки зрения подготовки, и с точки зрения работы учителя. Это, на мой взгляд, очень большой плюс для системы образования — это дает прозрачность и возможность готовиться к государственной итоговой ситуации, получая те знания, которые действительно позволяют в дальнейшем выбирать свой профессиональный путь.

- То есть у школьников на экзаменах никаких сюрпризов не будет?

- Да, абсолютно. Никаких сюрпризов, что мы эту тему не проходили. Нет, есть федеральная рабочая программа предмета. Она полностью собрана так, чтобы соответствовать государственной итоговой аттестации.

- В продолжение темы экзаменов. Как прошёл в этом году основной период сдачи ЕГЭ?

- В этом году наша итоговая аттестация в Нижегородской области прошла без сбоев, очень спокойно. У нас не было каких-то технических проблем, нам удалось полностью модернизировать инфраструктуру, на которой работала наша государственная итоговая аттестация. Поэтому все прошло действительно в штатном порядке. Да, были небольшие нарушения на конкретных пунктах сдачи экзамена – к примеру, где-то поставили не тот аудиофайл. Но это мелкие издержки организации, системных сбоев никаких не было. Если посмотреть на аналитику выбора ОГЭ и ЕГЭ, то у нас ребята стали больше выбирать предметы естественно-научного цикла - и это очень приятно. У нас в этом году очень хорошие результаты по химии, очень много стобалльных результатов. И это дает понимание, что система развивается правильно. Действительно, ребята подходят к выбору предмета более осознанно. Не тот, который легче сдать, а тот, который им действительно нужен для поступления. Ну и в целом у нас средний балл в регионе практически по всем предметам выше, чем среднероссийский. Это показывает качество образования, и это очень приятно.

Плюсы школьной формы

- Перед началом учебного года много говорили о школьной форме. Сначала говорили, что будет единая школьная форма по стране, потом выяснилось, что это всего лишь стандарты по ГОСТу. Как лично вы относитесь к школьной форме? Насколько это нужно школьникам?

- Это очень интересный вопрос, потому что к школьной форме можно подойти с разных точек зрения. Очень часто, когда говорят о введении школьной формы, первое, что начинает обсуждаться - это экономический вопрос. А сколько она будет стоить? И это очень важно, потому что для семьи, которая отправляет ребенка в школу, нужно понимать, сколько нужно заплатить, чтобы ребенок был готов к началу образовательной деятельности. То есть эта форма должна быть конкурентоспособной по цене и при этом соответствовать высоким стандартам одежды для ребёнка. И вот ГОСТ, который вы упомянули, как раз и регламентирует то качество формы, которое подходит для ребёнка с точки зрения всех санитарных требований.

Можно подойти к школьной форме с педагогической точки зрения. И, на мой взгляд, с той моделью педагогики, которая работает у нас в школах, для современного ребёнка школьная форма — это некоторый элемент, который позволяет ему больше сконцентрироваться на обучении.

Я всегда говорил, что обучение требует затрат от ребёнка. Ты всегда должен вкладываться, чтобы получить результаты. Это не просто какое-то увеселение. Если ты не работаешь над собой, если ты не концентрируешься, если ты не стараешься услышать и понять учителя, решить задачу, то прогресса не будет. То есть это всегда и работа ребёнка. А с учётом той информационной перегрузки современных детей школьная форма позволяет ребенку сконцентрироваться. Так что это нужно использовать как педагогический приём.

Но мы не должны забывать о том, что дети все разные, они хотят проявлять свою индивидуальность. Но для этого есть допобразование, спорт и другие способы самовыражения. Поэтому, на мой взгляд, как педагогический приём, школьная форма — действительно уникальный способ. Но, напомню, что введение школьной формы — это прерогатива образовательной организации и родителей. Всё решается на школьном уровне, единой формы в стране не вводится.

- А вы сами свою школьную форму помните?

- Да, я прекрасно помню свою школьную форму. И, в общем, это было достаточно удобно. Я вспоминаю это с теплотой. Хотя я был очень активным ребёнком, и иногда проявлял такую активность, которая привлекала внимание. Поэтому школьная форма — это интересный элемент образовательной системы.

Строительство новых школ

- Мы уже несколько лет наблюдаем, как вводятся новые школы. Какие школы будут построены в этом году?

- 1 сентября свои двери для учеников откроют четыре новые школы. А это всегда большой праздник, когда открываются новые школы. Это школа в Нижнем Новгороде, школа в Арзамасе. Школа в Арзамасе вообще очень интересный объект, потому что он строился совместно с нашими белорусскими коллегами. И это первый для Нижегородской области опыт взаимодействия на строительном блоке социальных объектов со строителями Республики Беларусь. Это очень интересный проект. Школа действительно большая, хорошая и интересная. Главная изюминка этой школы – собственная обсерватория с настоящим телескопом, с цифровым управлением телескопом. То есть можно задать определённые параметры, и он автоматически снимет тот кусочек неба, который интересно посмотреть. Всё это ребята смогут использовать на уроках.

- А какие еще школы откроются?

- В этом году вводится школа в жилом комплексе «Зенит» в Нижнем Новгороде. Это самая большая школа в Нижегородской области, располагающаяся в одном здании. В ней одновременно будет учиться 1600 человек. Больше у нас только Школа 800, но там три корпуса. А здесь в одном корпусе 1600 ребят. И действительно, она построена по самым современным стандартам. У нас в этом году будет введена школа в Павлове. Кроме того, сейчас на этапе строительства у нас еще шесть школ, даже семь. Седьмая – это многострадальный пристрой к 103-й школе в Нижнем Новгороде. Эта школа давно нуждается в дополнительных площадях. Так что мы сейчас активно строим, ещё более активно ремонтируем. У нас в этом году 20 школ выходит из ремонта. У нас никогда такого не было. Такой капитальный ремонт — это действительно модернизация школы. Это фактически создание новой современной школы. 11 отремонтированных школ откроются 1 сентября, еще девять - согласно плану работы.

- Вы упомянули совместный проект с Беларусью. Это единственный такой объект или в дальнейшем это сотрудничество продолжится?

- Эта школа в Арзамасе – первый такой опыт для нас. Но вместе с ними мы будем строить школу в деревне Крутая. Это тоже очень долгожданный объект. Я думаю, что уже к концу года будет выход на строительную площадку. Вся документация уже подготовлена.

Нехватка учителей

- Еще один важный вопрос – нехватка учителей. Сколько сейчас не хватает учителей и по каким предметам?

- На самом деле сейчас у нас любая отрасль экономики страдает от нехватки кадров. И здесь образование не может быть в каком-то своем мире и быть исключением. В целом у нас больше 25 тысяч учителей в регионе, и на сегодняшний день дополнительно нам нужно еще 600. Но это неравномерно распределено по разным предметам. Например, нам нужно всего три учителя китайского языка и восемь учителей географии. Но нет такого, что у нас не хватает учителей, и не ведутся уроки. Уроки ведутся, просто нагрузка на учителя выше, чем хотелось бы. Поэтому если придут дополнительные учителя, они будут балансировать нагрузку внутри школы. У нас работает огромное количество программ для привлечения педагогов. К примеру, в этом году у нас больше, чем в два раза увеличена квота для программы «Земский учитель». Учителя, которые согласятся переехать или начать работу в сельской местности, дополнительно получают миллион рублей. И много таких дополнительных программ поддержки.

- Михаил Юрьевич, День знаний – особый день для первоклассников. Как вы относитесь к дошкольной подготовке, когда родители стараются «натаскать» ребенка к школе?

- Спасибо большое за этот вопрос, потому что здесь скрывается целая система работы с детьми младшего возраста. И, прежде всего, я бы хотел отметить — нельзя «натаскивать» к школе. «Натаскивание» как к ЕГЭ, так и к школе, это всегда неконструктивно и не работает в развитии. Да, это может закрыть какую-то конкретную задачу сейчас, но это сыграет злую шутку в развитии ребёнка в дальнейшем.

Дошкольный период — это очень важный этап. На него приходится сенситивный период в развитии нашего организма. Это то время, когда определенные воздействия на органы чувств максимально эффективны. И если не использовать этот период в развитии ребенка, то мы потеряем то время, когда нужно было вложить базу. С другой стороны, если мы перегрузим ребёнка, то ничего хорошего не будет, потому что у него ещё может быть не сформирована та психическая функция, чтобы воспринять эту информацию и уметь с этим работать. Поэтому всегда должна быть гармония в развитии ребёнка.

Автор: Юлия ВАСИЛИШИНА