Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Японские красавицы в гравюрах укиё-э. Искусство мимолетного мира: что такое бидзин-га?

Оглавление

Если бы вы жили в Японии периода Эдо (XVII–XIX века), то наверняка сталкивались бы с гравюрами укиё-э – красочными изображениями актёров кабуки, пейзажей, сцен из городской жизни и, конечно, женщин. Эти гравюры, известные как бидзин-га (буквально «изображения красивых женщин»), воспевали красоту японских дам, их изысканные наряды и традиции того времени.

Давайте познакомимся с самыми известными гравюрами укиё-э, на которых запечатлены прекрасные женщины, вдохновлявшие художников и любителей искусства уже несколько столетий.

1. Такашима Охиса – красавица чайного дома

Такашима Охиса, «Красавица чайного домика» Кацукавы Сюнтё, ок. 1790-х гг. Источник: Британский музей, Лондон
Такашима Охиса, «Красавица чайного домика» Кацукавы Сюнтё, ок. 1790-х гг. Источник: Британский музей, Лондон

📍 Художник: Кацукава Сюнтё, 1790-е гг.

Охиса была не просто моделью для художников – это была реальная девушка, дочь владельца чайного дома в Эдо. Её красота покорила многих, и художник Кацукава Сюнтё запечатлел её в элегантном образе с веером в руках. В правом верхнем углу можно заметить цветок ириса – символ мудрости и благородства.

В эпоху Эдо чайные дома были местами встреч для состоятельных торговцев и знати, а гейши развлекали гостей танцами, музыкой и беседами. Гравюры с изображением таких женщин служили чем-то вроде рекламы – словно глянцевые журналы своего времени!

2. Женщина, читающая письмо

Женщина, читающая письмо, из «Десяти занятий по женской физиогномике» Китагавы Утамаро, ок. 1792-1793. Источник: Чикагский институт искусств
Женщина, читающая письмо, из «Десяти занятий по женской физиогномике» Китагавы Утамаро, ок. 1792-1793. Источник: Чикагский институт искусств

📍 Художник: Китагава Утамаро, 1792–1793 гг.

Утамаро был настоящим мастером изображения женской красоты. Он создавал утончённые образы с тонкими шеями, миниатюрными ртами и изящными пальцами. В этой гравюре мы видим молодую женщину, читающую письмо. Возможно, это любовное послание?

Её пояс завязан спереди – это знак того, что она замужем. А бритые брови – признак утончённости и высокого статуса в японской культуре того времени. Интересно, что стандарты красоты в Японии сильно отличались от западных: чем длиннее шея и чем меньше лицо, тем лучше!

3. «Три красавицы наших дней»

Три красавицы наших дней, Китагава Утамаро, около 1791 г. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Три красавицы наших дней, Китагава Утамаро, около 1791 г. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк

📍 Художник: Китагава Утамаро, 1791 г.

Эта гравюра – настоящая звезда японского искусства! Утамаро изобразил трёх самых известных красавиц своего времени: гейшу, официантку чайного дома и ещё одну известную светскую даму. Их лица уникальны, а гербы на одежде помогают определить их личность.

Для укиё-э это редкость: обычно в бидзин-га художники рисовали обобщённый идеал красоты, а здесь Утамаро передал индивидуальные черты каждой модели.

4. Наслаждение вечерней прохладой на реке Сумида

«Наслаждаясь вечерней прохладой на берегу реки Сумида» Тории Киёнага, около 1784 г. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Наслаждаясь вечерней прохладой на берегу реки Сумида» Тории Киёнага, около 1784 г. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк

📍 Художник: Тории Киёнага, 1784 г.

Эта гравюра переносит нас на берег реки Сумида – любимое место прогулок горожан Эдо. Здесь изображены три дамы, наблюдающие за проходящей мимо гейшей. Лёгкие кимоно, вечерний ветерок – можно почти почувствовать эту атмосферу!

В отличие от других гравюр бидзин-га, здесь художник показывает не только красоту женщин, но и их повседневную жизнь, а также социальные взаимодействия.

5. Деревня у реки Тама

Деревня у реки Тама, Утагава Хиросигэ, 1858. Источник: Институт искусств Миннеаполиса
Деревня у реки Тама, Утагава Хиросигэ, 1858. Источник: Институт искусств Миннеаполиса

📍 Художник: Утагава Хиросигэ, 1858 г.

В отличие от остальных гравюр в этом списке, здесь женщины показаны не в чайном доме, а за обычной работой – они стирают одежду на реке. На фоне величественно возвышается гора Фудзи.

Эта работа – пример пейзажного укиё-э, которое Хиросигэ прославил на весь мир. Несмотря на бытовую сцену, в гравюре всё равно чувствуется эстетика традиционной японской красоты.

6. Чан Э летит на Луну

«Чан Э летит на Луну», Цукиока Ёситоси, 1885 г. Источник: Ronin Gallery
«Чан Э летит на Луну», Цукиока Ёситоси, 1885 г. Источник: Ronin Gallery

📍 Художник: Цукиока Ёситоси, 1885 г.

А вот и немного мифологии! Эта гравюра изображает легенду о Чан Э – китайской богине Луны, которая выпила эликсир бессмертия и вознеслась на небеса.

Ёситоси был последним великим мастером укиё-э, работавшим в поздний период, когда западное искусство уже начало оказывать влияние на Японию. Его стиль сочетает традиции и новаторские элементы – например, эффектное использование цветовых градиентов.

7. Две красавицы

Две красавицы Китагавы Утамаро, около 1801-4. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Две красавицы Китагавы Утамаро, около 1801-4. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк

📍 Художник: Китагава Утамаро, 1801–1804 гг.

На этой гравюре Утамаро показывает контраст двух женщин – одна богато одета, другая в простом хлопковом кимоно. В этом скрыт глубокий смысл: искусство укиё-э не только воспевало красоту, но и отражало социальные реалии.

В левом углу можно заметить стихотворение, которое сравнивает красавиц с порхающими бабочками – нежными и эфемерными, как сам жанр укиё-э.

Заключение

Происхождение танца Ивато Кагура Аматэрасу работы Тоёкуни III (Кунисада), 1856 г. Источник: Wikimedia Commons
Происхождение танца Ивато Кагура Аматэрасу работы Тоёкуни III (Кунисада), 1856 г. Источник: Wikimedia Commons

Гравюры укиё-э – это не просто красивое искусство, а настоящее окно в жизнь Японии периода Эдо. Они показывают, какие идеалы красоты были популярны, чем занимались женщины и какие истории их окружали.

Сегодня укиё-э остаётся важной частью японского наследия, а их утончённая эстетика вдохновляет современных художников, дизайнеров и любителей японской культуры. Так что если в следующий раз увидите гравюру укиё-э, знайте – перед вами не просто картина, а целая история, запечатлённая на дереве и бумаге. 🎎✨

Музеи
137 тыс интересуются