Найти в Дзене

Снятие наличных теперь под контролем: новые требования ЦБ с 1 сентября

Оглавление

С 1 сентября 2025 года кредитные организации обязаны проверять клиентов, снимающих наличные в банкоматах, на предмет возможного влияния мошенников или совершения операции злоумышленником за клиента. Это следует из официального сообщения Банка России Центральный банк России.

Признаки мошеннических операций (критерии):

1. Нехарактерное для клиента поведение при снятии денег, включая:

  • непривычное время суток;
  • нетипичную сумму;
  • необычное местоположение банкомата;
  • нетипичный способ получения: например, через QR-код или цифровую/виртуальную карту Центральный банк РоссииCNews.ru.

2. Изменение активности коммуникаций:

  • увеличение телефонных звонков минимум за 6 часов до операции;
  • рост количества SMS или сообщений с новых номеров, включая мессенджеры Центральный банк РоссииCNews.ru.

3. Снятие денег в течение 24 часов после оформления займа или кредита, а также повышение лимита на выдачу наличных (включая по кредитной карте) Центральный банк РоссииCNews.ru.

4. Операции по СБП и вкладов:

  • перевод на собственный счёт свыше 200 000 ₽ по СБП со счёта в другом банке;
  • досрочное закрытие вклада на аналогичную сумму Центральный банк РоссииCNews.ru.

5. Изменения в средствах авторизации:

  • смена номера телефона для входа в интернет-банк;
  • изменение характеристик устройства (телефона), с которого осуществляется снятие;
  • наличие вредоносного ПО на устройстве клиента Центральный банк РоссииCNews.ru.

⚖ Правовые последствия при подозрении на мошенничество

  • При обнаружении хотя бы одного признака банк обязан:
    🔔 немедленно уведомить клиента;
    💰 в течение 48 часов ввести лимит на снятие наличных — 
    до 50 000 ₽ в сутки.
  • Для получения более крупной суммы потребуется обратиться в отделение.
  • Уведомление клиента происходит через SMS, push-сообщение или иной канал, предусмотренный договором.

📑 Требование ЦБ вступает в силу 1 сентября 2025 года и является обязательным для исполнения.

Это защитная мера: оно позволяет предотвратить мошенничество и дать клиенту время для осознания ситуации.

📌 Важное дополнение: с 1 марта 2026 года

Будет применяться ещё один блок критериев:

  • использование нетипичных устройств, ОС или провайдеров при доступе в интернет-банк;
  • смена абонентского номера в личном кабинете клиента;
  • пять и более отказов в выдаче наличных за сутки (например, неверный PIN);

Здесь можно ознакомиться с приказом ЦБ