Мария Гончаренко - Настраивая на взаимодействие: ESDM-коучинг родителей младенцев с подозрением на РАС
Все малыши рождаются настроенными на развитие. Мы не говорим о диагнозе
А о том, что иногда общение мамы и малыша отличается от привычного представления
👶 Может быть так что малыши:
Быстро перегружаются ОТ
эмоций взрослого
Достаточно ощущений от своего тела и своего голоса
Не инициируют и плохо поддерживают взаимодействие
Чрезмерно увлечены предметами и яркими стимулами
Не «посылают» маме яркие и понятные сигналы
🤰Особенности родителя:
Функциональные и эмоциональные сложности после рождения малыша
Сложности считывания сигналов малыша (особенно когда они слабые)
Страх (при наличии сиблинга» и чрезмерная включенность
Снижение активности при слабой ответной реакции малыша
«Незнание» что делать и как подключиться
«Загруженность» работой и другим заботами
Коучинг не про обучение работать, скорее это про обучение рассматривать ситуацию маме самостоятельно. Это помощь в освоении ключевых стратегий для налаживания взаимодействия.
Темы тренинга:
🔸Как стать центром внимания малыша (предметы могут привлекать внимание часто больше, может быть затруднен контакт из-за телесного восприятия, сложности с считыванием намерений)
🔸Начинаем дуэт (малыши не умеют управлять своим телом, лицом и голосом, научить видеть сигналы коммуникации от ребенка, чтобы вовремя инициировать коммуникацию и вовремя прерывать. Дети не всегда могут быть готовы или могут перегружаться от нашего взаимодействия. Как присоединиться к тому, что нравится малышу, даже когда нам не понятен этот интерес)
🔸Выстраиваем лепет (есть шумные и активные малыши, бывают разные типы речевых звуков, мы учимся тут комментировать медленнее, связывать предметы с речью. Мама может вести диалог, на невербальном уровне и диалог на уровне звуков, мы учим артикуляционные игры, побуждающие к вокализациям)
🔸Перенос внимания и обмен (переключение внимания на человека с предмета, передавать предмет, показывать предмет, указательный жест. Узнаем у родителей, что помогает малышу смотреть на вас, какие предметы от может отдавать, как 👶 реагирует когда вы показываете ему предмет)
🔸 Отлепить липучку (учимся придавать смысл стереотипным движениям, можно ли добавить какой-то предмет, чтобы добавить функциональности, можно ли ввести новые действия если это действия с предметом, можем ли мы остановить действия малыша. Последнее средство - убрать предмет на котором «залип» ребенок)
🔸Язык тела (считываем телесные сигналы, делаем сами меньше, чтобы он делал больше, подаем сигналы ребенку, чтобы он больше обращал внимание)
🔸Ловим моменты для коммуникации, измеряем расстояние, ожидаем большего от малыша
🔸Взаимодействие в течение всего дня - это не будет занятием, но малыши учатся в течении всего дня. Мы выбираем повседневные дела, превращаем их в общение и естественным образом включаем в жизнь
😌Через коучинг обучают родителей:
Привлекать внимание ребенка
Комментировать действия
Присоединяться к игре
Следовать за малышом
Имитияровать его действия
Очередности и параллельным действиям
Оказывать помощь в игре
Обучать новым действиям
Тренинг для родителей Лори Висмара (гуглится, можно записаться на курс на русском)