С первого взгляда, классицизм и романтизм – противоположности. Первое воспевает рациональность, второе – отвергает, отдавая предпочтение эмоциям. А теперь представьте: есть картины, которые можно отнести и к романтизму, и к классицизму. Почему так получается и как отличить одно от другого? Разбираемся с искусствоведом за шесть минут.
Александр Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», 1835. «Явление Христа народу»,1837-1857. Фото: Третьяковская галерея
Перед вами – две работы русского художника-классициста Александра Иванова: «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» и «Явление Христа народу». В каждой из них живописец стремится к реалистичной анатомии, тщательно прорабатывает детали. Обе опираются на Евангелие. И всё же судьба у изображений разная.
Первая картина вызвала одобрение академиков: в ней строго соблюдены все каноны классицизма. Вторую раскритиковали из-за «неклассического» подхода к библейскому сюжету. Современные искусствоведы полагают, что «Явление Христа народу» – классицизм с элементами романтизма. В чём же разница?
Отличие первое: терминологическое
Классицизм и романтизм – понятия из разных плоскостей. Сопоставлять их как равнозначные – значит сравнивать холодное и шершавое. Ведь классицизм – это стиль живописи, а романтизм – направление.
«Эти понятия часто употребляют как синонимы, но это некорректно. – рассказывает искусствовед Наталья Леванова. – Стиль – это устойчивый набор приёмов и средств, характерных для эпохи. Направление в живописи – это духовно-философское единство мастеров, которое возникает и развивается на основе общего художественного метода».
Читайте также:
Стили и направления в живописи: шпаргалка для всех, кто хочет разбираться в искусстве
Резюмируем. Классицизм – стиль. Он более устойчив, объединяет характерные приёмы живописи (о них расскажем ниже), распространённые в разных странах. Романтизм – направление. Оно отражает мировоззрение творцов, их взгляд на мир. Средства же могут разниться.
Отличие второе: историческое
Классицизм и романтизм появились в разные эпохи. Первый возник во Франции XVII века – в самые жестокие моменты Тридцатилетней войны между католиками и протестантами. Монархии было необходимо создать новый стиль процветающей страны.
Николя Пуссен, «Аркадские пастухи», 1627. Фото: artchive
«Это время сознания национальных государств и школ живописи, – объясняет Наталья Леванова. – Мифологическая тематика продолжала существовать. Но древние сюжеты использовались для постановки острых проблем современного».
Яркий пример – работы основоположника классицизма Николя Пуссена. Французский художник извлекал из истории и мифов моральную составляющую. Так, его «Аркадские пастухи» говорят о том, что смерти не избежит никто, замечает искусствовед Леванова.
«В поздних образцах классицизма под именами античных героев прослеживались черты современников, – говорит эксперт. – Например, на полотне Жака Луи Давида “Смерть Марата” в образе античного героя – реальный человек».
Классицизм, Жак Луи Давид “Смерть Марата”, 1793. Фото: artchive
Романтизм появился в конце XVIII – начале XIX века. Катализатор нового направления – общественное разочарование, которое постигло Францию из-за череды революций и войн Наполеона.
У художников возник интерес к внутреннему миру человека, переосмыслению исторических событий. Например, на картине Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах» живописец изобразил эпизод боя на улицах Парижа.
Романтизм, Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах», 1830. Фото: artchive
Резюмируем. Классицисты трудятся ради величия монархии, используют древние сюжеты, чтобы отразить проблемы современности. Представители романтизма передают эмоции человека в исторических событиях – так художники справлялись с разочарованием от перемен.
Отличие третье: философское
Классицизм и романтизм противоречат друг другу. В основе первого лежит философия рационализма. Стиль апеллирует к духу античности, для которого характерны гармония и величие. Отсюда и название: оно отсылает к «классическим искусствам».
Жак-Луи Давид «Бонапарт на перевале Сен-Бернар», 1803. Фото: artchive
«Это сложные аллегории, которые имеют нравственный подтекст и хорошо продуманные композиционные схемы», – говорит Наталья Леванова.
Основным принципом романтизма стал героический индивидуализм и решительный разрыв с прошлым. Художники отвергали логику и рациональное начало с его четкой классификацией. При этом продолжали использовать приёмы классицизма: создавать детализированные изображения, контраст и пластику фигур.
Резюмируем: классицизм строится на культе разума и обращается к прошлому, романтизм выступает за современность и апеллирует к чувствам.
Отличие четвёртое: художественное
Классицизм и романтизм в живописи можно отличить по набору средств выразительности, замечает искусствовед Леванова. Основные элементы первого – линия и светотень. Второго – цвет и движение.
Характерные черты классицизма
- Библейские, античные и мифологические сюжеты
- Деление героев на положительных и отрицательных
- Композиция всегда уравновешена, поделена на ясные пространственные планы
- Локальный свет, который выявляет пластику фигур и предметов
- Завершённость рисунка.
Романтизм, Уильям Тернер «Последний рейс корабля «Отважный», 1839. Фото: artchive
Характерные черты романтизма
- Исторические и мистические сюжеты, изображения катастроф
- Любовь, смерть, героизм и чудеса природы
- Преувеличенные эмоции
- Смелые краски, энергичные мазки.
Теперь вы и сами можете рассказать, как проявляются классицизм и романтизм на двух картинах Александра Иванова.
«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»:
- Скульптурная пластика фигур
- Безупречный рисунок
- Цветовой контраст героев (человеческое и божественное) на темном фоне
- Благородство и простота композиции
- Идеальная красота Иисуса.
«Явление Христа народу»:
- Библейский сюжет (от классицизма)
- Драматическая композиция
- Яркие цвета
- Индивидуальность персонажей разного возраста и статуса с различными живыми эмоциями
- Пейзаж как активный участник действия
Читайте также:
Самые страшные картины: топ-10 полотен, которые способны довести до безумия. Часть первая
«В романтизме на первый план вышли движение, цвет и драматизм, которые отражают первозданные чувства. Это мир безграничных и стихийных сил, часто разрешительных и неподконтрольных человеку», – говорит Наталья Леванова.
Резюмируем: картина может относиться и к классицизму, и к романтизму. В первом случае художник делает упор на линию и свет, во втором – на цвет и движение.
Ранее мы публиковали полную шпаргалку направлений и стилей живописи.