Как я была волонтёром в пункте приёма вторсырья «РаСбор»
Экопункт курганского экологического движения «РаСбор» – это место, куда можно принести вторсырьё – металл, бумагу, пластик, – а дальше его отправят на переработку. Ещё в экопункте работает обменник: здесь можно оставить хорошие вещи, которыми вы больше не пользуетесь, – книги, посуду, игрушки, мелкую бытовую технику, одежду и обувь, и взять что-то понравившееся себе. Полки обменника никогда не пустуют.
Сдавать вторсырьё давно вошло у меня в привычку – я занимаюсь этим уже несколько лет и планирую продолжать, ведь это нетрудно: помыла, высушила, в пакет положила, в пункт приёма унесла. Стать волонтёром на приёме вторсырья мне предлагали несколько раз, и я наконец согласилась.
В четверг вечером в экопункт я пришла за пять минут до открытия. У дверей уже стояли несколько человек с пакетами, готовые сдавать вторсырьё. Мне выдали рабочие перчатки и поручили следить за сдачей твёрдого пластика: бутылок, флаконов из-под бытовой химии и косметики и так далее. И вот час икс настал: в шесть часов помещение наполнилось людьми – как будто электричка пришла. Такое количество посетителей меня поразило. В первые минуты я даже немного растерялась, но затем поймала общее настроение и только успевала вытаскивать на улицу наполненные вторсырьём мешки. Приятно осознавать, что в Кургане живёт много людей, которых волнуют проблемы экологии. По некоторым было сразу заметно: опытные, отходы рассортировали ещё дома. Вот мальчик лет 7-8, пришедший вместе в бабушкой, деловито опускает сплющенные пластиковые бутылки в мешок. Сразу видно: в экопункте он не впервые.
Пришла женщина и кричит с порога: «Я привезла много твёрдого картона! Оставила его на улице!». «Хорошо, поняли», – отвечают ей волонтёры.
Стою, охраняю свою позицию. Принимаю у посетителей банки и бутылки, проверяю маркировку и отправляю их в мешки. Народа очень много, люди подходят один за другим, мысли в голове – только о вторсырье, другие даже завязаться не успевают.
Другой волонтёр приносит мне завязанный пакет со словами: «Принесли вот. Разбери». Я развязываю пакет, а в нём оказываются разные бутылки, и я раскидываю их по соответствующим мешкам. Да, бывает и так: человек просто приносит пакет с не рассортированным вторсырьём и просит, чтобы волонтёры сами его разобрали, но такое случается редко.
Подходят с вопросами: «А это что за бутылка? Куда её?» А вы принимаете паэурбанки? А провода и наушники?» Только успеваешь отвечать. А нужно ещё следить, чтобы мешки заполнялись правильным вторсырьём.
Некоторые посетители делают по несколько заходов: разберут один пакет и сразу отправляются к машине за следующим. Сначала сдают пластик, затем – бумагу и картон, после – стекло или одежду на ветошь.
Мешки заполняются очень быстро. В углу выросла целая пирамида из яичных кассет и начала крениться в сторону. В обменнике появились новые книги.
По моим наблюдениям, быстрее всех заполняются мешки с пластиком. Огромная доля вторсырья, попадающего на экопункт, – это бывшая упаковка от еды и пластиковые бутылки из-под напитков. Приносят также много стекла, бумаги и картона.
К началу второго часа работы поток посетителей значительно уменьшился.
«Бывает, что приходят и за три минуты до закрытия», – сказали мне опытные волонтёры. Но в этот раз никто не пришёл – последние посетители сдали вторсырьё минут за десять до окончания работы, и волонтёры быстро навели порядок в помещении, а потом пили чай с печеньем и зефиром.
К концу дня у меня с непривычки даже ноги гудели от усталости, но я решила: непременно приду ещё. Волонтёр – это звучит гордо!