Найти в Дзене
Осторожно, репетитор!

Возвращение барьерной среды. Инклюзия и ПМПК

Это инклюзия в действии. Но речь в статье пойдет не о таких ярких предствителях инклюзии, как опорники...
Это инклюзия в действии. Но речь в статье пойдет не о таких ярких предствителях инклюзии, как опорники...

Прочла у коллеги в блоге, с какой радостью она приветствует недавнее постановление правительства об обязательности ПМПК.

№960274-8 Проект постановления :: Система обеспечения законодательной деятельности

Обратите внимание, проект принят пакетно, и в нем, действительно, среди канцеляристко-словесных закорючек стоит предложение по изменению Приказа Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2024 года № 763 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии", направленных на установление обязанности родителей (законных представителей) обеспечивать прохождение своими детьми обследований, проводимых ПМПК....

Радость эта полностью противопоставлена по силе горю тех, других, которые подпадут под это постановление (особенно родителей).

Что сказать… Увы. Дверки закрываются.

Немного истории.

ПМПК расшифровывается как психолого-медико-педагогическая комиссия. Это организация, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля, проводящие комплексное обследование детей для выявления особенностей развития и определения образовательного маршрута.

ПМПК занимается оценкой развития детей, особенно тех, у кого есть трудности в обучении или развитии, а также детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специалисты ПМПК, такие как психолог, логопед, дефектолог, невролог, психиатр и другие, проводят обследование ребенка, чтобы определить его сильные стороны и области, требующие поддержки или коррекции.

Раньше да - эту комиссию проходили исключительно по воле и желанию родителя. И даже пройдя, ее выводы могли числить лишь  в рекомендациях и до школы их не доносить. А как рекламировали эту комиссию, само мероприятие: и выявляется, мол, как на ладони,  ментальное нарушение (ведь и лечить/компенсировать легче, если знаешь); и подбирается самая наиндивидуальнейшая программа, по которой ребенок сможет получить компетенции и, используя их, сможет хотя бы сам себя содержать, а то и - кто знает, менталку возможно и перерасти, — и нормально окончит школу, главное - не отстать необратимо. (Заметьте, нарочно написала только лишь компетенции, но не знания. Знания надо еще уметь "взять" из рук дающего).

Гладко было на бумаге...

Чуть позже очерчу уже явно видные проблемы, которые возникнут именно с обязательным прохождением этой комиссии. А сейчас - немного об инклюзии.

Инклюзия — это процесс вовлечения всех людей, независимо от их особенностей (физических, ментальных, социальных и других), в общественную жизнь. Это не просто включение людей с ограниченными возможностями в образовательные или социальные структуры, но и создание условий для их полноценного участия во всех сферах жизни.
Примеры инклюзии:Инклюзивное образование:
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками в обычных школах, с созданием необходимых условий и поддержкой.
Инклюзивная среда: Создание безбарьерной физической и информационной среды, обеспечивающей доступность для всех людей, независимо от их физических или ментальных особенностей.
Инклюзивный бизнес: Создание условий для работы и карьерного роста людей с ограниченными возможностями в компаниях, где все сотрудники чувствуют себя комфортно и уважают друг друга.
Инклюзивная культура: Создание условий для участия всех людей в культурных мероприятиях, включая людей с инвалидностью.

Слов нет, эта инициатива с легкой руки "Ковчега" распахнула двери коррекционных школ. Их ученики влились в общую массу школьников и фактически растворились в ней. Хорошо это или плохо?

Как инвалидизированый ребенок (без оформления инвалидности), проживший всю жизнь ВЫШЕ планки  инвалида, т.е. закончивший обычную школу, обычный вуз, отработавший 30 лет на обычных работах в окружении обычных людей  и считаемый этими людьми тоже обычным и нормальным, я, товарищи, скажу, что это (инклюзия) - хорошо.

Хорошо для таких, как я, инвалидов, которые могли бы быть  - но не стали -  менее развитыми и образованными. Программы коррекционных школ, разумеется, сильно обрезаны, да еще и в массе - как и всюду - рассчитаны на более слабых учеников. Не обольщайтесь: индивидуальный подход не выполним, если это не частный подход (за деньги). В коррекционных школах (да и в любых школах) при обучении равняются на нижнюю границу: то есть учат сперва слабых, затем средних. А уж сильные сами карабкаются.

Представьте коррекционный класс для слабослышащих, куда моя мама по какому-то наитию меня НЕ отдала (при огромном давлении - отдайте!). Эти дети имеют огромную дельту по развитию, хотя заболевание общее - недостаток слуха. Но кто-то научен читать по губам, кто-то уже вообще научен читать (браво!), а кто-то остается на уровне жестового языка, который, с одной стороны, безусловно, благо и связь с миром, а с другой - во многом непреодолимое препятствие для общения с нормально слышащим человеком.

Последние не могут ориентироваться в мире без определенных символов - жестов (которые не только разные у народов, но разные и по местечковости).

Не буду много об этом сейчас, хотя хочу и могу многое сказать и обязательно скажу (помещу здесь ссылку), кроме одного: глухой или слабослышащий тяжелой степени в определенные моменты выглядит и действует как умственно отсталый, хотя им не является. И с этой точки зрения он безусловно нуждается в особом учительском внимании и подходе, включающем как минимум терпение(!), много терпения для развития ментальных способностей.

Как ныне доказано, менталка, в основном, зависит от слуха.

Таким образом, мою коллегу, репетитора, безусловно можно понять: пытаться «всунуть» хоть сколько-нибудь серьезную математику в ментально не готовую голову - это сизифов труд.

Еще больше можно понять учителей, которые в инклюзивном проекте стали не просто главными исполнителями, но - крайними. Проще говоря, козлами отпущения, увы. И простите за грубость! Только представьте, как вести урок в классе, в котором (допустим) три сдвгшника, один аутист, один с кохлеарным имплантом и пять откровенных лоботрясов, причем никакой ресурсной зоны в школе нет, как и тьютора, который должен был бы быть рядом хотя бы с аутистом.  Колоссальнейшая нагрузка на учителя, пытающегося на уроке дать новые знания. Говорю же, неприятие инвалидов, недоброжелательное отношение к ним - вполне объяснимы. Вспомню себя, в моем классе я такая была одна, и учителям приходилось учитывать мое состояние, как теперь понимаю, за счет каких-то дополнительных усилий, не само собой. Хотя я хорошо училась… Однако, убеждена, доброжелательное отношение учителей достигалось не только моей "гениальностью", но и каким-то воздействием моих родителей, людей не бедных и со связями.

Но хватит про меня.

Количество детей с ограниченными возможностями год от году растет. Они вырастают, и редко кто из них входит во взрослую жизнь полностью излеченный. Возможности компенсирования, конечно, все выше и выше вместе с возможностями медицины, но... она не творит чудеса.

Возьмем, например, детей с РАС. Кто-нибудь задумывался, куда после 18 лет отправляются эти ребята?

Степень у них, конечно, у всех разная. Но, тем не менее, тем детям, которым удается пересечь  восемнадцатилетний порог без диагноза (РАС), снятого - слава богу - или официально не поставленного, так вот, им не приписывается шизофрения. Или, если симптомы похуже, умственная отсталость. Это значит - не ГВЭ, а нормальный экзамен, учитываемый в вузах. И есть аутисты, которые просто замечательно идут по технической линии. И делают открытия. И вообще - могут состояться в жизни.

А еще есть целая - ну прям не побоюсь так обозначить - страта СДВГ. (Писала об этом здесь). Это особые в социальных кругах люди (внешне мало отличающиеся от обычных), вынужденные пожизненно принимать мед препараты для определенной сосредоточенности - но и не более того! Ментально они НЕ больны, если уж быть точным. И все же в отдельных случаях сдвгшники ведут себя и выглядят именно как … больные. И, знаете, есть критичные степени СДВГ (или уставшие родители), когда ПМПК вынужденно назначает особые программы обучения. Особые - это льготные! Низкий старт, ГВЭ…

Ну и - при неснятии диагноза в 18 лет его переквалифицируют во все ту же несчастную МКБ-10.

Но так было раньше - по желанию и воле родителей.

Заметьте, теперь это будет совершенно в обязательном порядке.

Я даже пойду дальше и предположу, что любого лоботряса и вообще «неугодного» можно будет прекрасненько «протащить» через ПМПК со всеми вытекающими.

Дверки закрываются, понимаете?