Система архитектурного образования в России нуждается в срочных изменениях. По оценке специалистов, через 5–10 лет в стране может не остаться достаточного числа квалифицированных кадров, способных реализовать масштабные градостроительные планы. Такой вывод содержится в исследовании консалтинговой группы «Полилог» «Российская архитектура: от масштаба к качеству».
Интервьюирование архитекторов, градостроителей, представителей власти и бизнеса, а также анализ российских центров архитектурной экспертизы показали, что архитектурное образование в стране отстает от современных требований. Выпускников часто приходится доучивать уже на рабочем месте, а зарплаты преподавателей в вузах остаются низкими, что ведет к оттоку сильных специалистов. В результате рынок получает дипломированных, но недостаточно подготовленных сотрудников, отмечают авторы исследования КГ «Полилог», с которым ознакомилась газета ВЗГЛЯД.
«В России остро не хватает специалистов в сфере архитектуры, градостроительства, урбанистики, особенно на уровне городского управления. Для примера, в одном только Нью-Йорке около 30 тыс. человек заняты вопросами архитектуры, городского управления и планирования на всех уровнях. Во всей же России каждый год выпускается всего несколько сотен специалистов; при этом многие из них не будут работать в отрасли», – приводится мнение одного из представителей отрасли.
Эксперты называют и другие системные проблемы: разобщенность школ, отсутствие единых стандартов подготовки, слабую связь с практикой. «Каждый вуз учит по-своему, у каждого своя программа, своя школа. Студенты выходят с очень разным багажом – у кого-то сильная композиция, у кого-то – проектирование, у кого-то – практика. Нет единого стандарта, единого понимания того, что именно должен уметь выпускник», – отмечает участник исследования.
При этом в отрасли есть потенциал для роста престижа профессии и качества образования. По мнению специалистов, ключевым шагом должно стать повышение зарплат преподавателей, а также активное перенимание лучших мировых практик. Важными мерами называют обмен опытом, международные стажировки, приглашение иностранных специалистов и развитие архитектурных школ за пределами Москвы и Петербурга.
«Нам необходимо активнее перенимать лучшие практики не только западных, но и сильных восточных школ, отправлять студентов на стажировки за рубеж, приглашать сюда международных специалистов, чтобы они вели мастер-классы и работали с российскими студентами. Без такого обмена опытом будет трудно двигаться вперед – архитектура развивается быстро, и изолированное образование не даст нужного эффекта», – считают эксперты.