К концу 2025 года патрульные машины ГИБДД по всей России получат новые мобильные камеры. Глава ведомства Михаил Черников в интервью «Известиям» раскрыл детали: это будут не просто «фотоаппараты на колесах», а настоящие цифровые детективы, способные на многое. И поймать в потоке угнанную машину или автомобиль, объявленный в розыск. И вычислить водителя, лишенного прав. И, конечно, фиксировать нарушения ПДД – от банального превышения скорости до более серьезных проступков.
Эпоха, когда инспектор ДПС полагался только на зоркий глаз и радар, уходит в прошлое. Новые комплексы – это симбиоз мощных камер, искусственного интеллекта и, очевидно, доступа к гигантским базам данных в режиме реального времени. Всем привет! Я – Тимофей Корнеев, вы – на канале Токидоки, и сегодня мы про сильный технический апгрейд ГИБДД.
Представьте: патрульная машина просто едет по своему маршруту, а ее «глаза» непрерывно сканируют номера встречных и попутных автомобилей. Система за доли секунды сверяет их с федеральными розыскными базами, списками лишенных прав, возможно, даже с данными о страховках или просроченных техосмотрах.
Для законопослушного водителя, в теории, это должно быть только плюсом. Чем быстрее найдут угнанный автомобиль или остановят человека, не имеющего права садиться за руль, тем безопаснее дорога для всех. Однако, как всегда, дьявол кроется в деталях. Где гарантия абсолютной безошибочности работы алгоритмов? Как часто возможны ложные срабатывания, когда система «опознает» не ту машину или не того водителя? И главное – как будет обеспечиваться защита персональных данных в этом непрерывном потоке сканирования?
Неизбежно возникает чувство, что плотность «цифрового контроля» на дорогах растет в геометрической прогрессии. Стационарные камеры, мобильные комплексы типа «Паркон», а теперь еще и супер-оснащенные патрульные ГИБДД. С одной стороны, логика железная: если водитель знает, что вероятность быть замеченным при нарушении стремится к 100%, он будет трижды подумать, прежде чем лихачить или садиться пьяным за руль.
С другой стороны, нельзя игнорировать психологический аспект. Постоянное ощущение тотального наблюдения – это стресс. Дорога перестает быть пространством свободы (в рамках правил, конечно), а превращается в зону сплошного мониторинга. Не приведет ли это к обратному эффекту – к еще большей нервозности и агрессии за рулем? И не станет ли эта система в руках недобросовестных исполнителей инструментом избыточного давления? К сожалению, наша история прекрасно знает примеры, когда благие намерения оборачивались перегибами.
Станут ли дороги от этого автоматически безопаснее? Во многом это зависит не только от камер в патрульных машинах, но и от нас, водителей. От нашего выбора: соблюдать ли правила, содержать ли машину в порядке, уважать ли других участников движения. Техника – лишь инструмент. А культура вождения – это то, что создаем мы сами, каждый день. Новые камеры – не столько повод для страха, сколько причина еще раз задуматься о том, какими водителями мы хотим быть на этой «новой» дороге. Выбор, как всегда, только за нами…