Курсы по программированию уже более десяти лет являются неотъемлемой частью Кремниевой долины. Теперь, когда искусственный интеллект устраняет необходимость в специалистах начального уровня, для которых эти курсы готовили людей, они исчезают.
Джонатан Ким, потенциальный американский инженер-программист, начал искать работу более 50 недель назад и отслеживал свои успехи в электронной таблице. Он подал заявки на более чем 600 вакансий инженера-программиста. Ему ответили шесть компаний. Две из них провели с ним техническое собеседование. Ни одна из них не сделала ему предложение.
Это не входило в его планы, когда в 2023 году Ким заплатил почти 20 000 долларов за интенсивный курс программирования с частичной занятостью, который, по его мнению, должен был помочь ему получить работу инженера-программиста.
«Они продали нам фальшивую мечту о прекрасном рынке труда», — говорит 29-летний Ким, который работает в магазине мороженого своего дяди в Лос-Анджелесе и продолжает искать работу. Без диплома о высшем образовании он считает, что его шансы невелики, но он улучшает своё резюме, участвуя в проектах с открытым исходным кодом. «Я вижу столько мрачных перспектив, — говорит он. — Трудно сохранять позитивный настрой».
Реклама · Прокрутите, чтобы продолжить
Курсы по программированию уже уходили в прошлое, но искусственный интеллект стал последним гвоздём в крышку гроба.Эллисон Баум Гейтс
Ким решил пройти курсы по программированию как раз в тот момент, когда чат-боты с искусственным интеллектом, такие как ChatGPT, набирали популярность. К тому времени, когда он окончил курсы в 2024 году, искусственный интеллект, который начинал с простых трюков, таких как написание стихов, уже был на пути к тому, чтобы изменить экономику, и, возможно, оказал самое значительное влияние на сферу программирования. Он начал вытеснять разработчиков начального уровня, которых традиционно готовили на курсах, что стало одним из самых быстрых изменений в сфере занятости за всю историю.
Курсы по программированию уже более десяти лет являются неотъемлемой частью Кремниевой долины, предлагая важный способ для нетрадиционных кандидатов получить работу в сфере инженерии с шестизначной зарплатой. Однако операторы курсов по программированию, студенты и инвесторы сообщают агентству Reuters, что этот способ быстро уходит в прошлое, во многом благодаря искусственному интеллекту.
«Курсы по программированию уже были на грани исчезновения, но искусственный интеллект стал последним гвоздём в крышку гроба», — сказала Эллисон Баум Гейтс, генеральный партнёр венчурного фонда SemperVirens, которая была одним из первых сотрудников General Assembly, пионера в сфере курсов по программированию.
Гейтс сказал, что популярность учебных курсов уже снижается из-за перенасыщения рынка, меняющегося спроса со стороны работодателей и таких рыночных факторов, как рост международного найма.
По данным Совета по добросовестному подходу к отчётности о результатах, который стремится сделать результаты образования прозрачными, в учебном лагере для разработчиков Ким только 37% студентов, обучавшихся по программе неполного дня в 2023 году, получили работу по специальности на полный рабочий день в течение шести месяцев после выпуска. Для сравнения: во второй половине 2021 года этот показатель составлял 83%.
Реклама · Прокрутите, чтобы продолжить
Компания Codesmith признала, что выпускники сталкиваются с трудностями в масштабах всей отрасли. «Сегодняшний рынок непрост», — говорится в заявлении компании для Reuters, при этом отмечается, что она продолжает оказывать пожизненную поддержку в трудоустройстве своим выпускникам.
«Это история одного выпускника из более чем 4000», — заявили в компании, добавив, что 70,1 % участников очной программы нашли работу по специальности в течение года после выпуска.
Неудивительно, что программирование — это главный пример возможностей генеративного ИИ. В отличие от более субъективных задач, таких как написание шуток, код либо работает, либо нет. Это чёрно-белое различие делает программирование идеальной темой для обучения моделей ИИ. Кроме того, множество примеров кода предоставляют широкодоступные обучающие данные.
Теперь, когда ИИ преуспел в программировании, количество вакансий начального уровня в сфере программирования сократилось. В отчёте венчурной компании Signalfire, которая отслеживает найм технических специалистов, за май 2025 года говорится, что количество новых выпускников сократилось на 50 % по сравнению с уровнем до пандемии в 2019 году. ИИ может уничтожить половину всех рабочих мест начального уровня в сфере «белых воротничков» в ближайшие 1–5 лет, заявил недавно Axios Дарио Амодей, генеральный директор разработчика ИИ Anthropic.
Нигде этот спад не проявляется так явно, как в индустрии курсов по программированию. Такие курсы начали появляться примерно в 2011 году после Великой рецессии. Спрос на инженеров-программистов рос, и многие работники стремились переквалифицироваться, чтобы получить высокооплачиваемую работу в сфере технологий.
Реклама · Прокрутите, чтобы продолжить
Dev Bootcamp, запущенный в 2012 году, был одним из первых курсов по веб-разработке на таких языках программирования, как JavaScript и Ruby. В рамках интенсивной 19-недельной программы участники занимались днём, а практиковались по вечерам и в выходные. Вскоре появились конкуренты, и к 2018 году количество очных курсов в США и Канаде выросло почти до 100.
У меня были друзья, которые прошли курсы повышения квалификации и смогли найти работу, но это было в золотую эпоху 2020 года. Если бы я выбрал более подходящее время, думаю, результат был бы другим.Джонатан Ким
По словам Майкла Новати, соучредителя Formation Dev, которая помогает опытным инженерам готовиться к собеседованиям, когда компании начали ставить перед собой цели по найму сотрудников из разных социальных групп, они нашли таких партнеров, как женский учебный лагерь по программированию Hackbright. По его словам, найм сотрудников из разных социальных групп больше не является приоритетом для технологических компаний.
В то время как рынок вакансий для начинающих разработчиков программного обеспечения рухнул, ситуация противоположна для опытных исследователей в области ИИ, которые создают генеративные модели ИИ и теперь получают ошеломляющие зарплаты с бонусами до 100 миллионов долларов в год благодаря обостряющейся борьбе за таланты, которую ведёт генеральный директор Meta Марк Цукерберг.
Стоимость компаний, занимающихся искусственным интеллектом, также стремительно растёт, хотя штат сотрудников у них по-прежнему небольшой. По данным профиля Anysphere в LinkedIn, компания, разработавшая инструмент для программирования Cursor, оценивается в 10 миллиардов долларов, а штат сотрудников в США составляет около 150 человек. OpenAI, в которой работает несколько тысяч сотрудников, оценивается в 300 миллиардов долларов.
Реклама · Прокрутите, чтобы продолжить
По словам Новати, эта тенденция представляет собой возврат к традиционной модели найма сотрудников в основном из элитных университетов — системе, которую должны были разрушить учебные курсы. Крупнейшие компании Кремниевой долины делают ставку на классические идеи использования данных из университетов для отбора самых умных людей в обществе, — сказал он. — Они отправляют своих рекрутеров в Массачусетский технологический институт и Стэнфорд, чтобы заманить лучших студентов».
Основатель Codesmith Уилл Сентенс заявил, что меняет учебную программу школы, чтобы она соответствовала тенденциям в области ИИ, в том числе разрабатывает программу технического лидерства в области ИИ, чтобы помочь инженерам-программистам среднего звена научиться использовать ИИ.
Выпускников учебных курсов, таких как Ким, это мало утешает. Он рассчитывает, что в обозримом будущем продолжит работать в магазине мороженого, и расширил круг поиска работы, включив в него не только разработку программного обеспечения.
«У меня были друзья, которые прошли курсы и смогли найти работу, но это было в золотую эпоху 2020 года, — сказал он. — Если бы я выбрал более подходящее время, думаю, результат был бы другим».