Процедура получения водительской медицинской справки, которую многие привыкли воспринимать как незначительную формальность, готовится к кардинальному пересмотру. С 1 сентября 2025 года в России начнет действовать обновленный и значительно расширенный перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Соответствующее правительственное постановление было утверждено заранее – чтобы водительское сообщество постепенно адаптировалось к грядущим изменениям. Читайте далее, чтобы узнать, о чем идет речь...
Итак, нововведения сфокусированы на психических, поведенческих и зрительных расстройствах, что говорит о более глубокой и серьезной оценке психофизического состояния водителя. Далее разберемся, какие диагнозы теперь станут препятствием для вождения и какова логика этих изменений.
Обновленный список противопоказаний включает 11 групп заболеваний, наличие которых может напрямую влиять на способность человека безопасно управлять источником повышенной опасности:
1. Психические нарушения органического происхождения — состояния, возникшие после черепно-мозговых травм, инсультов или других повреждений центральной нервной системы.
2. Шизофрения и расстройства шизофренического спектра — запрет действует даже при ремиссии, если сохраняется остаточная симптоматика, влияющая на поведение.
3. Аффективные расстройства — сюда отнесены тяжелые депрессивные эпизоды и биполярное расстройство, которые могут искажать восприятие реальности и скорость реакции.
4. Невротические и соматоформные расстройства, связанные со стрессом — например, панические атаки или тяжелые тревожные состояния, способные вызвать внезапную потерю контроля.
Фото: Алексей Мальгавко. Источник: ria.ru
5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте — состояния, характеризующиеся асоциальным поведением, неконтролируемой агрессией и импульсивностью.
6. Умственная отсталость — любой степени выраженности.
7. Общие расстройства психологического развития — впервые в список официально включены расстройства аутистического спектра (РАС), включая детский аутизм и синдром Аспергера.
8. Психические расстройства вследствие употребления психоактивных веществ — как алкогольная, так и наркотическая зависимость.
9. Эпилепсия — независимо от формы течения и частоты приступов.
10. Аномалии цветового зрения — формулировка расширена по сравнению с ранее существовавшим термином «ахроматопсия», охватывая более широкий спектр нарушений.
11. Слепота на оба глаза (бинокулярная слепота) — неспособность к объемному зрительному восприятию.
Фото: Алексей Мальгавко. Источник: ria.ru
Так в чем же смысл реформы?
Основная цель этих нововведений — не просто усложнить жизнь водителям, а гармонизировать национальное законодательство с международными стандартами. Очень важно понимать, что это шаг к созданию более безопасной дорожной среды, где каждый участник движения психофизически готов к ответственности. Эксперты по транспортной безопасности подчеркивают:
«Безопасность на дороге начинается не с нажатия на педаль тормоза, а с момента, когда водитель садится за руль, будучи уверенным в своей психофизической готовности».
Включение расстройств аутистического спектра — знаковый момент. Люди с РАС могут обладать высоким интеллектом, но при этом испытывать трудности с быстрой оценкой меняющейся обстановки и интерпретацией невербальных сигналов других водителей, что критически важно на дороге. Речь идет не о стигматизации, а о признании того, что управление автомобилем требует специфического набора когнитивных и социальных навыков.
Фото: Наталья Селиверстова. Источник: ria.ru
Процедура на практике: кого и как коснется реформа
Новые правила затронут всех, кто обратится за получением или продлением водительского удостоверения с 1 сентября 2025 года. Это касается и новичков, и опытных водителей, которые меняют права по истечении срока, а также восстанавливающие их после лишения или, например, открывающие новую категорию.
Подтверждение диагноза — процесс строгий. Он требует официальных заключений от нарколога и психиатра, а также прохождения специализированных тестов. При выявлении заболевания из “черного списка” в выдаче прав будет отказано.
Что касается уже выданных удостоверений, здесь вступает в силу принцип личной ответственности. Если водителю ставят запрещающий диагноз уже после получения прав, он обязан уведомить об этом ГИБДД. Кроме того, медицинские учреждения получают право информировать дорожную полицию о пациентах, чье состояние представляет прямую угрозу безопасности движения.
Таким образом, с осени 2025 года водительская медкомиссия перестает быть формальностью и превращается в реальный барьер для тех, кто по состоянию здоровья не может гарантировать безопасность на дороге. Это логичный и необходимый шаг, отражающий общемировую тенденцию к повышению ответственности водителей.
Главное, чтобы реализация этих нововведений была не только строгой, но и справедливой. В этом плане важно помнить, для каждого водителя это еще одно напоминание: право управлять транспортом неотделимо от обязанности быть ответственным за свою и чужие жизни, ведь автомобиль – это потенциально опасное средство передвижения.
________________
Подпишитесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии, этим вы поможете донести важную информацию до большего количества людей.