Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

И снова – о синем одеянии Принца из «Трёх орешков для Золушки». Когда такие наряды появились?

И не только распашная верхняя одежда, но и обувь с круглыми мысами. Иначе говоря – речь идёт о синхронном изменении женской и мужской моды, случившемся около 1490 года (или – в 1480-х).

Помните мои статьи по бургундской моде? Одна из них называется:

«Закат бургундской моды. Роскошный эннен сменяется унылым чёрным чепцом».

Мне тогда писали, что французские чепцы «арселе» не унылые…

Да. Но «арселе» появятся в начале 16 века! А сперва у головных уборов в виде конуса (энненов) просто «отвалился» конус.

Эта иллюстрация вам знакома, но посмотрим на неё опять…

Дама – в женском шапероне (который потом превратится в чепец «арселе»).

А у кавалера – распашная верхняя одежда с отложным воротником, образующим спереди треугольник. И маленькая шапочка-шляпа. И мысы у обуви не острые, как носили раньше.

Кавалер и дама на одной лошади. Иллюстрация 1490-х.
Кавалер и дама на одной лошади. Иллюстрация 1490-х.

В статье: «Синий «халат» принца… Что это за одежда и когда она вошла в моду?» я писала:

«Синий костюм Принца несколько опережает моду. Другие его наряды стилизованы под конец 15 века, а этот – примерно под 1520-е».

Я немного ошиблась. Нет тут никакого опережения моды. Мужские костюмы из фильма чётко стилизованы под конец 15 века. Я нашла картинки, которые это доказывают.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц в синем одеянии поверх серо-голубого жилета.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц в синем одеянии поверх серо-голубого жилета.

Рыцарь на коне… По сути, у него такая же одежда. Распашная. И маленькая шапочка с пером.

Но обувь у него остромысая. А у дам ещё не «отвалились» конусы. Вот когда отвалятся, тогда и мужская обувь изменится:)

Такая синхронность изменений женской и мужской моды кажется странной. Но так было и весь 15-й век.

«Автор покидает Лес Искушения с Добродетелями», из «Le chemin de Vaillance», около 1480 года.
«Автор покидает Лес Искушения с Добродетелями», из «Le chemin de Vaillance», около 1480 года.

На картинке ниже дама в шапероне без конуса.

А у кавалера распашная верхняя одежда, обувь с тупыми мысами, маленькая шапочка... И длинные волосы.

В период бургундской моды волосы у мужчин были короче. Первыми начали носить длинные волосы итальянцы, потом немцы, а за ними многие другие.

В фильме «Три орешка для Золушки» длинных волос у героев нет. Возможно, в королевстве Чехия мода на длинные кудри не прижилась. Да и в фильме, наверное, не стоило делать Принца с кудрями до плеч.

Фламандская или бургундская мода. Конец 15 века.
Фламандская или бургундская мода. Конец 15 века.

Ниже – миниатюра из часослова Генриха Восьмого, созданного для французского королевского двора.

Здесь мужчина не длинноволосый. А его наряд напомнил мне костюмы друзей Принца (и отчасти - его самого).

В конце 15 века носили не только распашное верхнее платье, но и вот такие безрукавки, и НЕ распашные курточки, застегнутые у ворота…

И какие же молодцы создатели костюмов для фильма, что учли всё это разнообразие.

Часослов Генриха VIII, иллюстрированный около 1500 года художником Жаном Пуайе.
Часослов Генриха VIII, иллюстрированный около 1500 года художником Жаном Пуайе.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц с друзьями в лесу.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц с друзьями в лесу.

Но вернёмся к распашному платью (мужскому).

По картинкам конца 15 века создаётся впечатление, что такая одежда вошла в массовую моду уже тогда.

Варианты встречаются разные. Вот здесь… Похоже на бургундскую моду. Но отличие – в отложном воротнике.

Ну и шапочки (или, если угодно – шляпы) в период бургундских мод часто были выше. А теперь они стали с низкой тульей.

Иллюстрация к «Роману о розе». Конец 15 века.
Иллюстрация к «Роману о розе». Конец 15 века.

Ещё иллюстрация к «Роману о розе».

«Рукопись, созданная для Луизы Савойской, матери Франциска I, с миниатюрами в стиле Робине Тестара. Франция, конец XV века».

Дама в шапероне, один кавалер – в коротком распашном одеянии, второй – в длинном, с разрезами на рукавах.

Иллюстрация к «Роману о розе», 1490-е годы.
Иллюстрация к «Роману о розе», 1490-е годы.

Картинка ниже - явно из конца 15 века. 1480-е или 1490-е.

Я их научилась отличать от более ранних или более поздних: по моделям платья, обуви, причёскам и головным уборам.

Интересный момент… Наряду с короткой одеждой, едва прикрывающей интимные места, носили и платье до колен, и парадное платье до пола. Пожалуй, знатные особы стали даже чаще носить длинные парадные одежды, чем в период бургундских мод.

«Любовь и её посланник». Картинка конца 15 века.
«Любовь и её посланник». Картинка конца 15 века.

И ещё картинка, наверняка из того же периода.

Интересней всех одет мужчина в чёрном, зелёном и бежевом.

Три цвета в костюме. (Как у нашего Принца.)

На голове у этого мужчины как будто две шляпы, надетые одна на другую.

Обед знатных особ. Иллюстрация конца 15 века.
Обед знатных особ. Иллюстрация конца 15 века.

Жильбер де Бурбон, граф не Монпансье, де Клермон и дофин Оверни. В 1495 году был назначен вице-королём Неаполя, где вскоре и умер.

И опять в костюме – три цвета. Рукава и безрукавка разные. Небольшая шапочка-берет.

Жильбер де Бурбон, граф не Монпансье. Около 1490 года.
Жильбер де Бурбон, граф не Монпансье. Около 1490 года.

Портреты двух мужчин, фламандца и итальянца.

Страны разные, а наряды и причёски похожие.

Удивительно, но в конце 15 – начале 16 веков мужская мода разных стран была более единообразной, чем женская. Не знаю, с чем связано это, но заметила такую особенность.

Ханс Мемлинг. Портрет молодого мужчины, 1485 – 1490 годы.
Ханс Мемлинг. Портрет молодого мужчины, 1485 – 1490 годы.
Марко д’Оджоно. Портрет молодого мужчины, 1494 год.
Марко д’Оджоно. Портрет молодого мужчины, 1494 год.

А как развивалась мужская мода дальше? Об этом я как раз рассказала в статье: Синий «халат» принца… Что это за одежда и когда она вошла в моду?

Там всё довольно последовательно. Только я не учла переходный период между двумя стилями. А он тоже важен.

И ведь он-то и показан в фильме. Принц, его друзья, Золушка на охоте одеты, как могли одеваться дворяне двух последних десятилетий 15 века. Когда закончился период бургундской моды (отраженной в сказке «Солёный принц») и начал формироваться новый стиль, отчасти – под влиянием итальянской моды (о ней я ещё напишу более подробно).

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц в синем распашном одеянии.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц в синем распашном одеянии.

Гульфики и узкие штаны… Была ли мужская мода Италии 15 – 16 веков самой откровенной?

«Три орешка для Золушки». Платья и головные уборы королевы.

«Три орешка для Золушки». Принц как итальянец. Почему его одели так для бала?