И не только распашная верхняя одежда, но и обувь с круглыми мысами. Иначе говоря – речь идёт о синхронном изменении женской и мужской моды, случившемся около 1490 года (или – в 1480-х).
Помните мои статьи по бургундской моде? Одна из них называется:
«Закат бургундской моды. Роскошный эннен сменяется унылым чёрным чепцом».
Мне тогда писали, что французские чепцы «арселе» не унылые…
Да. Но «арселе» появятся в начале 16 века! А сперва у головных уборов в виде конуса (энненов) просто «отвалился» конус.
Эта иллюстрация вам знакома, но посмотрим на неё опять…
Дама – в женском шапероне (который потом превратится в чепец «арселе»).
А у кавалера – распашная верхняя одежда с отложным воротником, образующим спереди треугольник. И маленькая шапочка-шляпа. И мысы у обуви не острые, как носили раньше.
В статье: «Синий «халат» принца… Что это за одежда и когда она вошла в моду?» я писала:
«Синий костюм Принца несколько опережает моду. Другие его наряды стилизованы под конец 15 века, а этот – примерно под 1520-е».
Я немного ошиблась. Нет тут никакого опережения моды. Мужские костюмы из фильма чётко стилизованы под конец 15 века. Я нашла картинки, которые это доказывают.
Рыцарь на коне… По сути, у него такая же одежда. Распашная. И маленькая шапочка с пером.
Но обувь у него остромысая. А у дам ещё не «отвалились» конусы. Вот когда отвалятся, тогда и мужская обувь изменится:)
Такая синхронность изменений женской и мужской моды кажется странной. Но так было и весь 15-й век.
На картинке ниже дама в шапероне без конуса.
А у кавалера распашная верхняя одежда, обувь с тупыми мысами, маленькая шапочка... И длинные волосы.
В период бургундской моды волосы у мужчин были короче. Первыми начали носить длинные волосы итальянцы, потом немцы, а за ними многие другие.
В фильме «Три орешка для Золушки» длинных волос у героев нет. Возможно, в королевстве Чехия мода на длинные кудри не прижилась. Да и в фильме, наверное, не стоило делать Принца с кудрями до плеч.
Ниже – миниатюра из часослова Генриха Восьмого, созданного для французского королевского двора.
Здесь мужчина не длинноволосый. А его наряд напомнил мне костюмы друзей Принца (и отчасти - его самого).
В конце 15 века носили не только распашное верхнее платье, но и вот такие безрукавки, и НЕ распашные курточки, застегнутые у ворота…
И какие же молодцы создатели костюмов для фильма, что учли всё это разнообразие.
Но вернёмся к распашному платью (мужскому).
По картинкам конца 15 века создаётся впечатление, что такая одежда вошла в массовую моду уже тогда.
Варианты встречаются разные. Вот здесь… Похоже на бургундскую моду. Но отличие – в отложном воротнике.
Ну и шапочки (или, если угодно – шляпы) в период бургундских мод часто были выше. А теперь они стали с низкой тульей.
Ещё иллюстрация к «Роману о розе».
«Рукопись, созданная для Луизы Савойской, матери Франциска I, с миниатюрами в стиле Робине Тестара. Франция, конец XV века».
Дама в шапероне, один кавалер – в коротком распашном одеянии, второй – в длинном, с разрезами на рукавах.
Картинка ниже - явно из конца 15 века. 1480-е или 1490-е.
Я их научилась отличать от более ранних или более поздних: по моделям платья, обуви, причёскам и головным уборам.
Интересный момент… Наряду с короткой одеждой, едва прикрывающей интимные места, носили и платье до колен, и парадное платье до пола. Пожалуй, знатные особы стали даже чаще носить длинные парадные одежды, чем в период бургундских мод.
И ещё картинка, наверняка из того же периода.
Интересней всех одет мужчина в чёрном, зелёном и бежевом.
Три цвета в костюме. (Как у нашего Принца.)
На голове у этого мужчины как будто две шляпы, надетые одна на другую.
Жильбер де Бурбон, граф не Монпансье, де Клермон и дофин Оверни. В 1495 году был назначен вице-королём Неаполя, где вскоре и умер.
И опять в костюме – три цвета. Рукава и безрукавка разные. Небольшая шапочка-берет.
Портреты двух мужчин, фламандца и итальянца.
Страны разные, а наряды и причёски похожие.
Удивительно, но в конце 15 – начале 16 веков мужская мода разных стран была более единообразной, чем женская. Не знаю, с чем связано это, но заметила такую особенность.
А как развивалась мужская мода дальше? Об этом я как раз рассказала в статье: Синий «халат» принца… Что это за одежда и когда она вошла в моду?
Там всё довольно последовательно. Только я не учла переходный период между двумя стилями. А он тоже важен.
И ведь он-то и показан в фильме. Принц, его друзья, Золушка на охоте одеты, как могли одеваться дворяне двух последних десятилетий 15 века. Когда закончился период бургундской моды (отраженной в сказке «Солёный принц») и начал формироваться новый стиль, отчасти – под влиянием итальянской моды (о ней я ещё напишу более подробно).
Гульфики и узкие штаны… Была ли мужская мода Италии 15 – 16 веков самой откровенной?
«Три орешка для Золушки». Платья и головные уборы королевы.
«Три орешка для Золушки». Принц как итальянец. Почему его одели так для бала?