Продолжение к статье: Высокие эннены с вуалями в форме бабочки и «двойная сахарная голова».
О бургундской моде я ещё планирую писать. А эту статью сделала, чтобы стало понятно, как случился в моде поворот.
Поворот от красоты, изящества и разнообразия головных уборов к вот такой унылости, что мы видим на миниатюре. Ведь дама в таком наряде более похожа на служанку, чем на аристократку.
Но вернёмся к энненам.
Как я уже писала, в 1470-х высокие эннены в виде конусов стали узкими. И у них появилась новая деталь – широкий отворот из чёрной ткани, обрамляющий лицо дамы.
Называлась эта полоса ткани «шаперон». Как мужской головной убор, похожий по форме на тюрбан со свисающими концами.
Принц из «Трёх орешков для Золушки» одет в шаперон в начале фильма.
Только мужские шапероны были разных цветов, часто – яркими. А те шапероны, что стали украшать женские эннены, были только чёрными.
Ниже – портрет Маргариты Йоркской (англичанки), последней жены герцога Бургундии Карла Смелого. Здесь хорошо виден и узкий конус, и то, как драпируется вокруг него вуаль, и шаперон.
Портрет Маргариты Бургундской, единственного ребёнка Карла Смелого.
Здесь тоже хорошо виден шаперон с драгоценным украшением.
Платье - новой модели. Уже не с треугольным декольте, а с квадратным.
Интересная деталь – белая ткань на плечах. Или это – прорези, сквозь которые выбивается нижняя рубашка.
Я бы сказала, что здесь ощущается влияние итальянской моды. И, возможно, если бы не печальные события, то мода Бургундии начала бы подражать итальянской.
Интересная иллюстрация тех лет. Дамы в таких же энненах с короткими вуалями, одна – в мягком эннене. Мужчина – длинноволосый, кудрявый, в невысокой шапочке с пером, которая гармонирует с такой причёской.
А вот дама в коротком эннене. Он тоже довольно узок.
Платье имеет оформление выреза, типичное для бургундской моды.
В 1477 году Карл Смелый погибает на поле битвы.
Французский король Людовика XI, воспользовавшись удобным моментом, захватывает западную часть Бургундии. И попутно предлагает 20-летней Марии брак со своим семилетним сыном.
Подданные Марии, естественно, были против. Она вышла за 18-летнего Максимилиана Габсбурга, а спустя пять лет погибла на охоте.
В это время шла «Борьба за бургундское наследство» между Максимилианом и Людовиком XI. По её итогам Нидерланды и восточные земли Бургундии остались у Габсбургов…
В такой обстановке было не до моды и роскоши. Блистательный «Век бургундской моды» закончился.
А сам женский костюм сильно упростился.
С головных уборов исчезли конусы. Остались одни шапероны. Вот как на картинке у дамы, что сидит за спиной кавалера.
Ниже – иллюстрация Робине Тестара, французского художника.
Такие головные уборы носили во Франции в последнее десятилетие 15 века. Чепец, а над ним – чёрное короткое покрывало из сукна, плотного шёлка или бархата. В книге Мерцаловой оно названо «темплет», хотя раньше так называли другие головные уборы.
На портрете Хуаны Безумной, жены сына Марии Бургундской Филиппа, такой же головной убор, только нарядней. Да, эта мода охватила многие страны.
Оно, вроде, и неплохо смотрится. Но не постоянно же носить такое!
Все-все дамы на большом приёме в одинаковых головных уборах. Да ещё и в чёрных… Словно стая ворон или монахини.
Впрочем, эта мода задержится надолго только во Франции. В Италии, Испании, Австрии, Нидерландах, Чехии, германских государствах она будет иной. Более весёлой и красочной.
Хотя фламандская мода и в 1490-х была веселее французской.
На иллюстрации ниже у дамы слева – тюрбан, перевитый золотистой нитью. У дамы справа – не чёрное, а зелёное покрывало... Есть разнообразие.
А вот Франции…
На картинке видно, как развивается головной убор с чёрной занавеской, появившийся в начале 1490-х. В 1510-х он примет форму чепца, получившего название «арселе».
Я бы сказала, что этот французский чепец станет симпатичным только в 1520-х. В правление Франциска Первого, когда во Франции и начнётся эпоха Возрождения. Вот тогда и мода станет интересней.
Ещё два портрета Марии Бургундской в энненах.
Жаль, что виден только самый верх платьев. Но это явно не французский стиль, а как будто влияние Италии или Германии.
Загадочный эскофьон-ан-буреле. Он или не он в сказке «Солёный принц»?
«Так вот откуда пошёл леопардовый принт»… Пятнистые меха на портретах начала 16 века.
Бургундская мода. Эннен в форме конуса, «цветочный горшок» и «улей».