Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Три орешка для Золушки». Платья и головные уборы королевы

Сейчас как бы лето, и такая статья не ко времени. Но я вижу, что другие мои статьи по костюмам из этого фильма читают. И решила написать о нарядах королевы-матери. Ведь они прекрасны, а мы их не обсуждали ещё…

В нарядах королевы, на мой взгляд, нашел отражение немецкий ренессанс раннего периода (конец 15 – начало 16 века).

Например, вот этот головной убор замужней дамы. В книге Мерцаловой я нашла название «хаархаубе». Даже и не выговорить.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Головной убор и платье королевы.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Головной убор и платье королевы.

Такие головные уборы часто были громоздкими и имели разную форму.

Как они держались, не знаю. Но, наверное, они были лёгкими.

Лукас Кранах Старший. Свадебный портрет жены доктора Анны Каспиан, около 1502 года.
Лукас Кранах Старший. Свадебный портрет жены доктора Анны Каспиан, около 1502 года.
Альбрехт Дюрер. Портрет Барбары Дюрер, 1490-е годы.
Альбрехт Дюрер. Портрет Барбары Дюрер, 1490-е годы.

У дам на портретах выше рукава платьев не узкие. А этой дамы – облегающие. И талия немного завышена. Сине-белое платье королевы из фильма имеет похожий фасон.

Вообще, фасоны женских нарядов германских государств и стран центральной Европы отличались большим разнообразием.

Бартоломеус Даухер. Портрет Урсулы Грек Ульм, 1491- 1492 годы. Ульмский музей.
Бартоломеус Даухер. Портрет Урсулы Грек Ульм, 1491- 1492 годы. Ульмский музей.

Нашла вот такую немецкую картинку конца 15 века. Здесь белый чепец как бы устремлен вниз. Мне кажется, он похож на чепец королевы.

Немецкая иллюстрация, около 1500 года.
Немецкая иллюстрация, около 1500 года.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Головной убор королевы.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Головной убор королевы.

Интересен такой портрет девушки. Тем, что здесь простые узкие рукава. Хотя это уже 16-й век, и рукава часто были широкими. Или узкими, но с буфами и разрезами. Как на платьях других дам из фильма.

Святая Екатерина. Немецкий художник начала 16 века.
Святая Екатерина. Немецкий художник начала 16 века.

Бальное платье и причёска с сеточкой.

Если говорить о прическе, то волосы королевы уложены в сеточку совершенно не так, как, к примеру, на французских средневековых гравюрах, где изображены королевы.

Здесь нет кос, лежащих вдоль ушей плотно. Голова королевы, грубо говоря, напоминает по форме треугольник, а не прямоугольник.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Король и королева на балу.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Король и королева на балу.

Бальная причёска королевы напомнила мне прическу на картине ниже.

Здесь у девушки – косы под сеточкой. Но они – словно из взбитых волос. И причёска тоже имеет форму треугольника.

Для меня эта картина – загадка. Почему?

Здесь изображена некая Мадлен Французская. Она была помолвлена с Владиславом Постумом, эрцгерцогом Австрии и королём Чехии и Венгрии. Но жених умер в 1457 году, до свадьбы.

И вот перед нами – картина неизвестного австрийского художника. Где жених с невестой одеты не как французы середины 15 века.

Тут, скорее, – немцы или чехи конца 15 века. Будто кто-то, спустя немного времени, решил написать портрет этой пары, которая в реальности, увы, не соединилась: Владислава и Мадлен.

Мадлен Французская и ее жених Владислав. Неизвестный австрийский художник.
Мадлен Французская и ее жених Владислав. Неизвестный австрийский художник.

Рукава бального платья королевы - с объёмными буфами у плеч, на которых есть разрезы.

Тут влияние итальянской моды… Ведь и принц одет, как итальянец, и его друзья.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Королевская семья на балу.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Королевская семья на балу.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013), одно из платьев Лукреции.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013), одно из платьев Лукреции.

А ещё есть такой портрет 1520 года. Здесь запечатлена Анна Ягеллонка, королева Чехии, Венгрии и жена императора Священной римской империи.

Рукава её платья тоже с разрезами.

А ещё у неё – широкий головной убор, как носили в центральной Европе в начале 16 века. Это, наверное, не шляпа, а берет (или – барет)

Анна Богемская и Венгерская, 1520 год.
Анна Богемская и Венгерская, 1520 год.

В начале фильма у короля с королевой тоже пышные головные уборы.

Вот такие – широкие, по моде начала 16 века. У короля – с зубчиками, у королевы – без них.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Король и королева в зимних нарядах.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Король и королева в зимних нарядах.

И ещё - такой интересный портрет.

Он не в тему здесь, но мне сразу вспомнился бальный головной убор Мачехи.

Да, он фантазийный. Но ведь все фантазии должны опираться на что-то, имеющее место в реальности.

Портрет Кунигунды Австрийской, 1485 год.
Портрет Кунигунды Австрийской, 1485 год.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки», 1973 год. Мечеха и Дора на балу.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки», 1973 год. Мечеха и Дора на балу.

Загадочный портрет двух художников и его влияние на моду.

«Три орешка для Золушки». Чьё платье красивей?

«Три орешка для Золушки». Принц как итальянец. Почему его одели так для бала?

«Три орешка для Золушки». Шапочка Принца с зубцами. Встречались ли такие в реальности?