Большинство выпускников 11-х классов этого года (71,7%) либо четко определились с профессией, либо находились в активной стадии выбора. Это показало исследование проекта единой модели профориентации «Билет в будущее», реализуемой в рамках нацпроекта «Молодежь и дети». С итогами исследования ознакомился РБК. В рамках проекта выпускники школ в течение года проходили диагностику, которая оценивает уровень готовности школьников к выбору профессии.
Диагностику прошли почти 51 тыс. учащихся 11-х классов во всех регионах. Дополнительно к тестированию школьников попросили оценить уровень своей готовности к самостоятельному выбору профессии и образования.
На вопрос об уровне готовности самостоятельно выбрать профессию треть уверенно заявили, что уже сделали выбор и дополнительная профориентация им не нужна. Еще 38,4% школьников сообщили, что рассматривают несколько вариантов и готовятся к окончательному выбору. В неопределенности находились 16,9%, которые узнавали о некоторых профессиях, но пока не решили, насколько они им подходят.
Минимальную вовлеченность в вопрос выбора профессии показал каждый десятый участник тестирования (11,5%). Большинство сообщили, что им предлагали несколько вариантов, но самостоятельно они об этом еще не задумывались, а остальные вовсе не думали о будущей профессии, участие в тестировании стало для них первым шагом.
Еще один вопрос, который задавали ученикам 11-х классов, — определились ли они уже с будущей профессией и образованием. Чуть больше половины сообщили, что выбрали и образование и профессию, 23,32% — только образование, 12,57% — только профессию. Совсем не определились на момент прохождения тестирования 12,22% учеников.
Результаты исследований Высшей школы экономики также показывают усиливающийся тренд на профессионализацию, в том числе высшего образования, когда в университет приходят студенты, у которых уже есть в голове представление о профессии, рассказал РБК директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев.
«Сейчас поступающие в университет студенты видят своей задачей — повышение уровня навыков, которые будут необходимы на рынке труда, такая ситуация в целом нетипичная, поскольку раньше запросы были несколько иными, например, был запрос на широкое высшее образование», — сказал Терентьев.
По его словам, такое смещение акцентов произошло благодаря активной профориентационной работе в школе, государственному дискурсу и дискурсу образовательных организаций на усиление связи с рынком труда.
Прочитать интервью