Найти в Дзене
Где учился — там и пригодился: так ли опасен академический инбридинг, которого избегают на Западе?
Почти половина самых продуктивных российских ученых работает в том же университете, где когда-то они защищали диссертацию. Это явление называют академическим инбридингом — и в России к нему относятся довольно спокойно. В отличие, например, от США или Германии, где найм собственных выпускников считается дурным тоном. Исследователи Лаборатории «Развитие университетов» проверили, насколько обоснованы эти опасения западных коллег. Анна Панова и Виктория Слепых проанализировали данные почти трех тысяч кандидатов наук...
4 дня назад
Не просто школа, а скала: команды школ Дальнего Востока защитили программы развития в «Циолковском-2030»
Двадцать три школы Дальнего Востока завершили программу «Циолковский 2030» и защитили программы развития, созданные с экспертами Института образования ВШЭ. Лучшими признали проекты школ из Амурской области, Забайкальского края и Камчатки. Программу запустили НИУ ВШЭ и Благовещенский педагогический институт при поддержке Минвостокразвития и Корпорации развития Дальнего Востока. Четыре месяца школьные команды учились проектировать изменения на основе данных и работать в логике развития территорий...
5 дней назад
Нет в PISА счастья: или почему рейтинги благополучия школьников не работают на уровне стран
Международные рейтинги благополучия школьников оказались иллюзией. Профессор Кит Тай Хо из Китайского университета Гонконга проанализировал данные PISA по восьмидесяти странам и объяснил, почему сравнивать благополучие учеников разных государств не имеет смысла. О своих выводах он рассказал на открытом семинаре ВШЭ по образованию. © AI Последние пятнадцать лет в рамках PISA тестируют не только навыки чтения и математики, но и спрашивают школьников о том, как они себя чувствуют, насколько мотивированы и довольны жизнью, ощущают ли себя частью школы...
1 неделю назад
Будущих ученых и инженеров «съедает» тревога: Студенты не боятся математики, но испытывают сильный стресс на экзаменах — и это мешает им стр
Не так страшна математика, как момент, когда ее проверяют. Студенты не испытывают особенного дискомфорта, когда разбирают новые темы или решают сложные задачи. Но приближение к экзамену — резко повышает тревожность молодых людей. Боязнь экзамена имеют отложенные последствия, считают исследователи, которые опросили более шести тысяч первокурсников из двух десятков университетов. Чтобы точнее понять механизм, использовали международный опросник AMAS с девятью вопросами. Часть из них описывает обычные учебные ситуации, другая — моменты проверки знаний...
2 недели назад
Больше половины российских вузов обзавелись собственными колледжами, и это не баг, а фича
Почти 60% университетов в России одновременно ведут программы колледжей. На этих программах учится каждый пятый студент среднего профобразования — больше полумиллиона человек. Об этом говорится в новом докладе в серии «Современная аналитика образования», который подготовили эксперты Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ. Привычное деление «колледж — это одно, университет — совсем другое» давно перестало работать. Исследователи проанализировали 648 учебных заведений и выяснили: вузовские колледжи стали новой элитой среднего профобразования...
855 читали · 2 недели назад
Кадры бегают по кругу: «Текучки» оказалось больше, чем инвестиций в новые рабочие места
«Вообще-то у нас текучки нет!» — авторитетно заявляла героиня Людмилы Гурченко в фильме «Любовь и голуби». Сегодняшний рынок труда не может похвастаться тем же. Исследование, которое провела Лаборатория непрерывного образования взрослых Инобра, показало, что основная часть вакансий, публикуемых на электронных площадках поиска работы, связана с той самой текучкой, а не с новыми рабочими местами, которые создаются инвестициями компаний в технологии. © AI Исследователи проанализировали почти 2 миллиона объявлений на платформе «Работа России», сопоставив их с объемами инвестиций в основной капитал...
2 недели назад
Когда ошибки — подарок для учителя: будущие педагоги разбирали ошибки ИИ и обнаружили, в чем ошибаются сами
Нейросети постепенно входят в учебные практики, но многие будущие учителя по-прежнему воспринимают их как нечто инородное для школы. Это чувство дистанции мешает широкому внедрению технологии. Исследование Юэ Чжан из Гонконгского педагогического университета показывает, что вопрос упирается не столько в навыки, а сколько в то, как сами педагоги понимают свою роль и что они считают собственным профессиональным пространством. © AI В опросах студенты признавали пользу ИИ для подготовки уроков и проверки текстов, но одновременно технология вызывала у них тревогу...
2 недели назад
В университетах появились «цифровые кентавры»: студенты работают с ИИ как с напарником: машина готовит черновик, человек определяет стратеги
В шахматах «кентавром» называют команду человека и компьютера — вместе они играют сильнее, чем каждый по отдельности. В 1998 году такой кентавр впервые вышел на соревнования и обыграл программу, которая принимала решения самостоятельно. Дмитрий Земцов и Иван Груздев обнаружили, что студенты применяют похожую модель в учебе. Они отдают рутину машине, а сами определяют задачи и контролируют результат. © AI Исследование основано на глубинных интервью с теми, кто активно использует генеративный ИИ —...
3 недели назад
Книжки на миллион: проект для неговорящих детей взял главный приз конкурса инноваций в образовании - 2025
В Москве наградили победителей Конкурса инноваций в образовании. Абсолютным победителем стал проект «Понятные книжки» — адаптированная литература для неговорящих детей. Автор получила миллион рублей от Альфа-Банка. Конкурс проводится в двенадцатый раз, второй год его поддерживает Альфа-Банк. За это время количество заявок выросло втрое — до 1,4 тысячи проектов из 77 регионов России и восьми стран ближнего зарубежья. В финал вышли 12 команд из Москвы, Петербурга, Северодвинска, Оренбурга, Томска, Иркутска, Ульяновской области и Приморского края...
3 недели назад
Приоритетова дюжина: тринадцать вузов получат по 830 млн рублей господдержки
Как выяснил «Ъ», в 2026 году финансирование в рамках программы поддержки университетов «Приоритет 2030» получат 106 вузов. Общая сумма государственных грантов составит около 26,8 млрд руб.— в частности, 13 университетов получат по 830 млн руб. Гранты второй год подряд распределяются по новым правилам — жюри обращает особое внимание на «стратегические проекты, направленные на технологическое лидерство». Опрошенные «Ъ» эксперты считают, что такой подход к финансированию подталкивает руководство университетов ставить более амбициозные задачи, а не «ждать приказа сверху»...
3 недели назад
Виктор Болотов награжден Орденом Дружбы: За заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов, многолетнюю научно-педагогическую дея
Виктора Александровича часто называют «отцом ЕГЭ». Именно он во главе Рособрнадзора создавал систему, которая открыла дорогу в вузы ребятам из самых отдаленных регионов и помогла преодолеть коррупционные практики девяностых. Уже много лет профессор Болотов работает в нашем институте. Те, кто знаком с ним лично, ценят в нем не только высокий профессионализм, но и интеллигентность, внимательность к людям, готовность поддержать. Это человек со спокойным стратегическим видением и редкой способностью слышать собеседника...
4 недели назад
Половина преподавателей ходят на обучение, которое им почти ничего не дает: Евгения Опфер награждена медалью РАО за исследование о качестве
Преподаватели российских вузов активно записываются на курсы и семинары, но нередко выбирают программы, которые мало помогают в повседневной работе. Только 56% уверенно используют цифровые инструменты в обучении, а своей подготовкой в области исследований довольны 47%. Исследование основано на данных всероссийского исследования «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России». В опросе участвовали 2700 преподавателей из 22 университетов. Большинство из них признаются, что накапливают часы обучения, но не видят, чтобы это помогало решать практические задачи...
1 месяц назад