Найти в Дзене
Альтернативная история

Корабли для блокады Великобритании. Несостоявшиеся линкоры-авианосцы Гитлера

Уже в 30-е годы, одновременно с постройкой авианосца «Graf Zeppelin», в военно-морском командовании разгорелись споры о целесообразности разработки гибрида артиллерийского корабля и авианосца. Подобные проекты прельщали возможностью упрощения взаимодействия благодаря размещению авиации, предназначенной для поддержки основных сил флота, непосредственно на линкоре. Также, наличие собственной истребительной авиации теоретически повышало живучесть линейного корабля в бою.

Альтернативное кораблестроение | Альтернативная история | Дзен

Однако существовала проблема: требования к линкорам и авианосцам настолько разные, что их сложно объединить в одном корабле без компромиссов. Простое сочетание четырех трехорудийных 406-мм башен и полетной палубы длиной не менее 100 метров приводило к созданию корабля водоизмещением около 74 000 тонн и длиной более 300 метров. В то время ни одно государство не могло позволить себе строительство такого гиганта. Важно и то, что живучесть такого корабля в артиллерийской дуэли была почти на 30% ниже, чем у линкора с аналогичным вооружением и защитой. К тому же, его авиационное оборудование, скорее всего, выходило из строя, даже если повреждения не затрагивали его артиллерийскую боеспособность. Другими словами, авиация гибрида могла эффективно работать только до начала боя с равным противником.

Были и более очевидные недостатки подобного объединения. Размещение башен главного калибра в диаметральной плоскости корабля мешало создать эффективную полетную палубу. В свою очередь, наличие палубы ограничивало углы обстрела артиллерии. В итоге пришли к выводу, что такой гибрид будет плохим линкором и плохим авианосцем.

Тем не менее, в Германии в начале 40-х шла работа над идеей корабля-гибрида, результатом которой стал ряд предэскизных проектов, одобренных командованием флота в апреле-мае 1942 года. После войны эти разработки получили однозначно негативную оценку, так как считалось, что идея химерична. Однако, в данном случае, это было заблуждением. Проекты представляли собой рейдеры, не предназначенные для артиллерийских боев с равноценными противниками. Таким образом, недостатки гибрида — ущербность артиллерийского и авиационного вооружения по отношению к водоизмещению — не были критичными. Для поставленных целей вооружения было вполне достаточно.

Интересно и происхождение этих проектов. Накануне спуска авианосца «Graf Zeppelin» на воду 6 декабря 1938 года, Гитлер приказал подготовить доклад о корабле, освещающий все военные и технические аспекты проблемы. Он был ознакомлен с ситуацией с помощью специальной модели. Гитлер проявил большой интерес, задавая вопросы, известные только специалистам. После доклада еще около 15 минут продолжался неофициальный разговор о корабле, его возможностях и характеристиках. В ходе беседы Гитлер высказал мнение, что комбинация авианосца и крейсера может создать отличный корабль для ведения экономической войны. Офицеры поддержали эту мысль, и Гитлер, похоже, увлекся ею. В разговорах главнокомандующего ВМФ с фюрером идея гибрида вскоре вновь всплыла. Так как содержание этих обсуждений, вероятно, становилось известно военно-морскому руководству, то идея была поддержана в управлении кораблестроения ВМФ.

Конструкторы не стали разрабатывать принципиально новый проект — «большой авианесущий крейсер» A-II создавался на том же корпусе и с той же силовой установкой, что и «классический» авианосец A-I. За счет сокращения размеров авиагруппы и уменьшения длины полетной палубы планировалась установка четырехорудийной башни с 280-мм орудиями. Мостик разместили по центру, считая, что будет достаточно катапульт для взлета.

Проект линкора-авианосца A-II

Из-за отсутствия готовых проектов четырехорудийных башен был разработан вариант A-IIa с двумя трехорудийными башнями, производство которых было освоено на «карманных линкорах» и линейных кораблях типа «Gneisenau». При этом пришлось увеличить длину корабля и пожертвовать толщиной барбетов и противоторпедной переборки, но бортовая броня стала толще.

A-IIa:

Разумеется, даже в качестве рейдеров эти проекты имели недостатки. Например, расположение надстройки напоминало британский «Furious» 1918 года. Известно, что именно мощное возмущение воздушного потока, вызванное надстройкой, стало причиной безуспешных попыток посадки самолетов на палубу. Кроме того, в то время для взлета с катапульты авианосец всегда должен был приводить направление старта строго по ветру. При массовом подъеме авиации (две катапульты, два старта в минуту) корабль должен был бы постоянно маневрировать, что сложно для судна таких размеров.

Аэродинамические недостатки проекта привели к созданию модификации A-IIb. При тех же размерах и вооружении он имел «остров» по левому борту и только одну катапульту. За счет снижения мощности силовой установки удалось увеличить авиагруппу, но только за счет истребителей.

A-IIb
A-IIb

Необычное расположение надстройки на левом борту не было случайным. Опытные моряки знают, что при визуальном контакте с авианосцем в плохих условиях первым признаком направления движения является расположение «острова»: слева — идет на тебя, справа — идет от тебя. Таким образом, в определенных ситуациях направление движения рейдера могло быть определено неверно.

-4

-5

Вероятно, создание новых проектов было направлено на развитие конструкторской мысли и накопление опыта, а также отработку технических решений, которые предполагалось использовать при модернизации строящегося авианосца «Graf Zeppelin». В условиях отсутствия производственных мощностей, нехватки кадров и дефицита материалов это вполне объяснимо. Иная трактовка сомнительна, так как трудно представить, что новые проекты всерьез планировалось реализовать. Тем не менее, конструкторское бюро продолжало работу в этом направлении.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Авианосец "Граф Цеппелин". Германия - Альтернативная История
Нереализованная немецкая морская Вундерваффе. Тяжёлый крейсер-авианосец Хильдебранд (Hildebrand) - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/korabli-dlya-blokady-velikobritanii-nesostoyavshiesya-linkory-avianosczy-gitlera/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉