Опытная установка пистолета-пулемета ППШ и пулемета системы Максим на мотоцикле М-72, разработка НИБТ Полигона 1942 года
Установка вооружения на различную технику стали ставить еще в самом конце XIX века. Впрочем, по-настоящему массовым данное явление стало в годы Первой мировой войны. Касалось это и мотоциклов, которые в Первую мировую войну обрели большую популярность. Наряду со специализированными пулеметовозами появились и первые мотоциклы, которые можно называть кочующими огневыми точками. Активно шли эксперименты по теме установки пулеметного вооружения, причем коляска, как наиболее логичный вариант, выбирали далеко не всегда.
Занимались экспериментами по вооружению мотоциклов и в Советском Союзе. Поначалу речь шла, прежде всего, о традиционной установке пулеметного вооружения в коляске. Но далее появились альтернативные решения по установке вооружения. В итоге всё равно оптимальным вариантом стала установка ручного пулемета в коляске, тем не менее, во время Великой Отечественной войны возникали идеи о различных альтернативных установках вооружения. В частности, подобными экспериментами занимался НИБТ Полигон.
В Кубинке работами по различным вариантам установки вооружения на мотоциклы очень активно занимались еще в 1940-41 годах. Поначалу речь шла о ТИЗ-АМ-600, на тот момент это была единственная массовая модель мотоцикла с коляской, который выпускался для Красной Армии. Вместе с тем, весной 1941 года появился новый мотоцикл, которому предстояло заменить ТИЗ-АМ-600 и ряд других моделей. Речь идет, разумеется, о М-72, советском варианте немецкого тяжелого мотоцикла BMW R 71. В 1940 году эта модель мотоцикла стала лучшей в ходе совместных испытаний.
М-72 являлся не лицензионной копией немецкого мотоцикла, кроме того, в его конструкцию внесли ряд изменений. Предполагалось, что М-72 будут выпускать на целом ряде заводов. Головным производителем стал Московский Мотоциклетный Завод (ранее Московский Велосипедный Завод). Также М-72 предполагалось выпускать в Харькове, Ленинграде, Таганроге (там он заменял ТИЗ-АМ-600). Оптимизм советских военных не был лишен оснований: BMW R 71 обладал более прогрессивной конструкцией, нежели тот же BMW R 12, например, у него имелась подвеска заднего колеса, да и трубчатая рама выглядела более современным решением.
Еще до начала Великой Отечественной войны специалисты НИБТ Полигона подготовили документацию об установке различного вооружения на М-72. Существенной разницей, по сравнению с более ранним временным периодом, стало то, что прорабатывалась установка не только стрелкового вооружения, но и перевозка более солидных образцов. Включая минометы. Что-то отработали еще для ТИЗ-АМ-600, что-то уже для М-72. В обоих случаях прорабатывался вопрос установки станкового пулемета ДС, более солидного, нежели ручной пулемет ДП и танковый ДТ.
На НИБТ Полигоне успели составить инструкции по установке различного вооружения, впрочем, основная масса данных креплений в серию не пошла. Типовым решением для М-72 стала установка крепления для ручного пулемета ДП в коляске. Потенциально туда же можно было поставить ДТ с установленными сошками. Тем не менее, от идеи поставить на мотоцикл станковой пулемет окончательно не отказались, по крайней мере на начало 1942 года. Да и не только их. В тематическом плане работы НИБТ Полигона на 1942 год значилась довольно широкая гамма вооружения, которую планировали ставить в М-72.
Существенной разницей стало то, что теперь среди устанавливаемого вооружения появились противотанковые ружья (прежде всего ПТРС) и пистолеты-пулеметы ППШ. Сама по себе установка ППШ выглядела логичным шагом. Во-первых, ППШ в 1942 году стал массовым явлением, производство пистолета-пулемета стремительно росло. Во-вторых, ППШ оказался существенно легче ручного или танкового пулемета, у него была меньше отдача и больший боезапас. На этом фоне не стоит удивляться повышенному интересу к ППШ, а также возвращению идей специального вертлюга на руле.
К 13 февраля 1942 года (на 2 дня раньше установленного планом срока) сотрудники НИБТ Полигона, который к тому моменту находился под Казанью, подготовили опытную установку ППШ, которую поставили на М-72. Тот же мотоцикл было решено использовать для установки станкового пулемета системы Максим. К слову, в описании установки указывалось, что одновременно предусматривалась возможность поставить пулемет ДС. То есть, на всякий случай, готовили резервный вариант. Тогда еще не было известно, что ДС более в серию не пойдет.
В целях более равномерного распределения массы пулемет и его станок крепились на коляске отдельно. Причем пулемет поставили вместе со штатным щитком, что давало какую-то минимальную защиту. Хитрость установки заключалась в том, что при необходимости станковой пулемет можно было перенести на штатный станок, который крепился в задней части коляски. То есть можно было сделать из мотоцикла тачанку. В штатном исполнении пулемет ставился на шкворень в передней части коляски. Во главе угла ставилась простота исполнения и максимальная унификация. Помимо пулемета, в коляске перевозилось 3 короба с лентами - один в установке пулемета, плюс 2 в багажнике коляски.
Еще более простой оказалась установка пистолета-пулемета ППШ. Ставился он на специальную стойку, которая конструктивно была куда более простой, чем разработка ВАММ для пулемета ДТ. Согласно инструкции, при ее установке даже не требовалось полностью снимать фару. Ее откручивали, оставляли висеть не проводах, далее в кронштейне фары просверливалось 4 отверстия, куда вставлялись болты. Помимо самого ППШ, в мотоцикле перевозилось 3 диска к нему. Потенциально можно было вести огонь на ходу, но НИБТ Полигон это не проверял.
По неизвестным причинам дальше опытных работ установка ППШ и пулемета на М-72 не продвинулась. Согласно отчету полигона за 1942 год, установки успешно прошли испытания, после чего материалу по ним отправили в ГАБТУ КА. Также летом 1942 года НИБТ Полигон разработал еще один вариант установки ППШ. Ставился он как на М-72, так и на более легкий мотоцикл ИЖ-9. Данная разработка также успешно прошла испытания, но в серию не пошла. Ставить ДП оказалось проще.
Список источников:
ЦАМО РФ
Другие материалы по отечественным велосипедам и мотоциклам 1914-1945 гг:
Рассказ о "самокате Жерара", складном военном велосипеде Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard
Рассказ о самокате (велосипеде) Дукс-Боевой из коллекции Политехнического музея в Москве
Рассказ об МД-1 (Московский Дорожный, первая модель), самом массовом велосипеде Красной Армии
Рассказ о тяжелом мотоцикле ПМЗ-А-750 из коллекции Михаила Полковникова