Рассказ о "самокате Жерара", складном военном велосипеде Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard
Велосипеды, как устройство для использования в военных целях, не так давно отпраздновали 150-летие. Пионерами использования их в таком качестве стали французы, они же оставались на лидирующих позициях и дальше. Так исторически сложилось, что в России такая техника находилась обычно в положении догоняющих. Поэтому не стоит удивляться, что в истории отечественных самокатных частей (так тогда именовались военные велосипедисты) есть французский след, причем очень хорошо видный.
С осени 2019 года в коллекции Музея отечественной военной истории, что рядом с подмосковной деревней Падиково, можно видеть редкий экспонат. Это "самокат Жерара", первый в мире складной военный велосипед, созданный еще в конце XIX века французским офицером Анри Жераром. Поскольку выпускался он силами Peugeot, известен он как Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard (modele l’armee). Для русской армии он стал самым массовым из велосипедов, более того, именно "самокат Жерара" красовался на погонах русских самокатчиков. 5 октября, в том или ином виде, этому велосипеду исполняется 130 лет, есть смысл немного о нем рассказать.
Если вы посмотрите на данный велосипед, то заметите, насколько он отличается от похожих, складных моделей. Местами его конструкция выглядит вычурной, что не должно удивлять. В том или ином виде то, что вы видите, появилось более чем 130 лет назад. У данного велосипеда два создателя: Анри Жерар (1859-1908), на тот момент еще лейтенант, а также Шарль Морель (1848-1914), промышленник и изобретатель. А также основатель фабрики Bonnet & Morel. Теоретически Морель был первым, построив опытный складной велосипед в 1892 году. Но более удачная работа оказалась у Жерара, который создал свой велосипед в 1893 году. Справедливости ради, заниматься Жерар данной темой начал еще в 1887 году.
Дальше состоялась встреча двух изобретателей. Конструкция лейтенанта Жерара требовала доработки, что и удалось Морелю. А еще у него имелась производственная база в Домене, что к востоку от Гренобля. Именно там и родились первые работоспособные образцы. Жерар и Морель, можно сказать, дополняли друг друга, причем не только с точки зрения инженерного таланта. У одного имелись в наличии возможности производить велосипеды, а также мастера, способные доработать конструкцию. У Жерара же существовали связи во французской армии, кроме того, у него имелась хватка на поприще продвижения.
5 октября 1894 года было принято решение о производстве складного велосипеда. К тому моменту Анри Жерар получил звание капитана. Так и появился, можно сказать, бренд "велосипед капитана Жерара". Кстати, патенты у Жерара и Мореля совместные, что слегка намекает на партнерские отношения. Следует отметить, что одним только складным велосипедом дело не ограничилось. Bonnet & Morel выпускала еще и сдвоенные велосипеды, которые также разрабатывались совместно. Об этом прямо говорят имеющиеся патенты.
В 1895 году началось производство велосипеда, а также прошли его успешные войсковые испытания. Для этого сформировали роту, которой командовал сам Жерар. С точки зрения продвижения своего детища Анри Жерар сделал очень много. Он постоянно участвовал в различных соревнованиях, сочетая это с военными маневрами. В 1900-1906 годах Жерар командовал взводом, в котором было 150 самокатчиков. 14 июля 1901 года был проведен марш от Седана до Парижа. Одним словом, тот факт, что именно имя Жерара фигурировало в названии велосипеда, более чем заслужено.
Заинтересовались складным велосипедом, который солдат мог носить за спиной, и в России. Случилось это в 1895 году, на фоне возросшей активности Мореля и Жерара. Была закуплена партия велосипедов, которая далее прошла войсковые испытания. Результаты оказались противоречивыми, при этом критика, в значительной степени, оказалась вполне справедливой. Неспроста позже, в 1899 году, выпуск велосипедов организовали на мощностях Peugeot. Фабрика Мореля продолжала действовать, но не просто так велосипед известен как Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard.
Русский след в истории этого велосипеда появился как раз после войсковых испытаний. Жерар получил письмо от А.А. Перекрестова, в котором имелся список предложений по улучшению велосипеда. Так вот, после этого велосипед действительно изменился. Например, если раньше рама состояла из одной трубы, то теперь их было две. Изменился и размер колес. Постепенно "самокаты Жерара" стали поступать в русскую армию, но больше их производилось для французской армии. Да и для гражданского покупателя данная модель также была доступной. При этом как минимум раз в 2-3 года велосипед дорабатывался, в основном по мелочам.
В 1912 году появилась улучшенная и одновременно самая массовая модель. В каталоге Peugeot она обозначалась как Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard transformee 1912 (modele l’armee). Продолжилась работа по облегчению конструкции, также появились крылья. Именно такая модель и стала основной в годы Первой мировой войны. В 1913 году данную модель выбрало Главное военно-техническое управление Русской Императорской Армии. Правда, с одним нюансом: выпускать хотели у нас, а Peugeot не имела права продавать лицензию. Самого Жерара уже 5 лет как не было в живых.
В результате было принято решение о закупке таких велосипедов. В 1914 году Peugeot получила заказ на 12000 велосипедов общей суммой 1128000 рублей. Надо сказать, что такая массовость была скорее вынужденным решением. К велосипеду всё еще имелись претензии, но лучше так, чем ничего. У нас был разработан и выпускался небольшими сериями "Дукс Боевой", едва ли не лучший складной военный велосипед своего времени. Но объемы выпуска оказались несопоставимыми. Неслучайно именно "самокат Жерара" оказался на погонах русских самокатчиков.
Первая мировая война весьма так влияла на облик велосипеда. В полной мере это можно видеть по велосипеду, который находится в коллекции Музея отечественной военной истории. Попал он туда из коллекции Андрея Мятиева, одного из главных специалистов в России по велосипедам (кто не видел его канал, советую глянуть, узнаете много интересного). Так вот, у данного экземпляра наибольший интерес вызывают шины. Вообще у "самоката Жерара" они изначально пневматические, но встречаются и вот такие, сплошные шины. Причем еще и разных вариантов.
Наиболее необычно у данного велосипеда расположено сиденье. Вместо привычного крепления в одной точке их две, причем трубы, которые позволяют регулировать сиденье по высоте, весьма тонкие и на первый взгляд хлипкие. Данная идея появилась не просто так. Достаточно посмотреть на то, как выглядит велосипед в сложенном виде, чтобы всё встало на свои места. Таким образом его банально проще таскать за спиной. Для этого, к слову, имеются два кожаных ремня-лямки. В рабочем положении они позволяют таскать велосипед, как ранец.
Надо сказать, что именно такой складной велосипед, с чудной рамой и странным креплением седла, оказался не самой популярной идеей. В годы Первой мировой войны сложился несколько иной облик. Получался вполне привычный велосипед, с вполне обычной рамой (у Дукса Боевого, впрочем, она не такая уж и обычная), только складной. Тот же складной велосипед BSA выглядит вполне привычно. Тем не менее, свои плюсы у творения Анри Жерара всё же имелись, неспроста он оказался не только первым массовым складным армейским велосипедом, но и так долго выпускался.
Массовость, к слову, сделала своё дело. Безусловно, велосипед ныне встречается редко, но говорить, что их совсем нет, не получится. Они вполне попадаются, по понятным причинам это в основном модель Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard transformee 1912 (modele l’armee). С учетом того, что пик применения "самокатов Жерара" пришелся на Первую мировую войну, ничего удивительного.
Список источников:
onlinebicyclemuseum.co.uk
147ri.canalblog.com
lepetitbraquet.fr
kskdivniy.ru/museum