33,3K подписчиков

Самый массовый из немецких тяжелых мотоциклов

2,2K прочитали

Рассказ о BMW R 12 W, военной версии самого массового из немецких тяжелых мотоциклов

Несмотря на то, что мотоциклы массово появились уже после автомобилей, они довольно быстро нашли своё место в армиях мира. Особенно этот процесс стал виден после начала Первой мировой войны. Мотоциклы оказались отличным средством связи, применяли их и в разведке. Тогда же началась эксплуатация военных мотоциклов, оснащенных колясками. Появление колясок стало весьма важной вещью - это позволило ставить на мотоциклы различное вооружение. Поначалу, впрочем, мотоциклов с колясками было немного, в том числе и у немцев. Собственно говоря, будущий главный производитель немецких тяжелых мотоциклов появился, в текущем виде, уже после Первой мировой войны. У производителей авиационных моторов из Мюнхена было два варианта - либо закрыться, либо найти сторонний бизнес. Разумеется, речь идет о BMW, чья деятельность до сих пор неразрывно связана с мотоциклами.

BMW R 12 стал настоящим успехом для производителя мотоциклов из Мюнхена.
BMW R 12 стал настоящим успехом для производителя мотоциклов из Мюнхена.

Начинались мотоциклы BMW с моделей, имевших оппозитные моторы воздушного охлаждения объемом около 500 кубических сантиметров. Далее появились более легкие мотоциклы, с 1-цилиндровыми моторами. Наконец, в 1928 году появилась первая "туристическая" модель - R 62. Она получила 745-кубовый оппозитный мотор, став первым тяжелым мотоциклом компании. Следующим шагом стало появление более совершенной модели - R 11. Это был большой шаг в развитии баварских мотоциклов, кроме того, модель заметили немецкие военные. В военном исполнении появилась коляска, вполне логичная для тяжелого мотоцикла. Фактически это был первый тяжелый мотоцикл рейсхвера, проложивший путь более совершенным моделям.

Представленный мотоцикл позднего выпуска, изготовлен в 1940 году.
Представленный мотоцикл позднего выпуска, изготовлен в 1940 году.

Успех тяжелого мотоцикла BMW R 11 закрепила новая модель, появившаяся в 1935 году. Прямой наследник, получивший обозначение BMW R 12, впитал лучшее, что было реализовано на первом крупносерийном мотоцикле из Мюнхена. Одновременно на R 12 реализовали последние технические новинки, благодаря чему мотоцикл ждал большой успех. Заметили его и в немецкой армии. В результате BMW R 12 стал не только самым массовым тяжелым мотоциклом немецкой армии, но и самым массовым мотоциклом BMW на несколько десятилетий. На выставке "Моторы Войны" представлено обе версии этого мотоцикла - гражданская и военная. Обе восстановлены силами мастерской "Военный Ангар" Игоря Шишкина. На минувшей неделе состоялся динамический показ BMW R 12 W, военной версии мотоцикла, о ней и поговорим.

Для своего времени мотоцикл был революционной разработкой. Вместе с тем, он не являлся чисто военным.
Для своего времени мотоцикл был революционной разработкой. Вместе с тем, он не являлся чисто военным.

Одной из слагаемых успеха BMW R 11 и его потомка было то, что в Германии у них конкуренты попросту отсутствовали. В 1933 году появился Zündapp K 800 с 800-кубовым 4-цилиндровым оппозитом, но он был существенно тяжелее и имелись проблемы с эксплуатацией мотора. В этом плане R 11 был более интересен. Кроме того, BMW являлась одним из новаторов в области разработки новых мотоциклов. Наконец, в гамме мотоциклов BMW имелся выбор. В дополнение к более тяжелому R 11 предлагался похожий, но более мощный и легкий R 16. Такая политика в дальнейшем принесла свои плоды.

От гражданской модели R 12 W отличался небольшим объемом деталей.
От гражданской модели R 12 W отличался небольшим объемом деталей.

К 1935 году набралось достаточное количество новых технических решений, которые реализовали на 750-кубовом R 12. Представили его в феврале 1935 года, совместно с развитием R 16 - модели R 17. И если преемник R 16 не имел существенных отличий, то R 12 явно привлек к себе пристальное внимание. Он стал первым серийным мотоциклом, на котором реализовали вилку переднего колеса с телескопическими амортизаторами. До того типовым решением было использование параллелограммной передней подвески. Уже вскоре гидравлические амортизаторы стали визитной карточкой мотоциклов BMW.

На экспозиции неподалеку от него есть и гражданский вариант, без коляски.
На экспозиции неподалеку от него есть и гражданский вариант, без коляски.

Модель R 12 стала универсальной. Это был и "турист", способный передвигаться на дальние дистанции, и, в доработанном виде, гоночный мотоцикл. Несмотря на большую массу, R 12 вполне применялся на спортивных трассах, использовался он и для установки рекордов скорости. Наконец, мотоцикл зарекомендовал себя как надежный "внедорожник". Последняя особенность привлекла внимание немецких военных. Вермахт, образованный в марте 1935 года, нуждался в тяжелых мотоциклах с коляской. На момент появления BMW R 12 оказался попросту безальтернативен.

Коляска Steib была штатным оснащением военной версии мотоцикла.
Коляска Steib была штатным оснащением военной версии мотоцикла.

Поначалу имелись некоторые проблемы с рамой, которая, как и в случае с R 11, была штампованной. Позже детали частично начали сваривать, но история не прошла бесследно. Появившиеся в 1938 году модели R 51, R 61 и, наконец, R 71 имели трубчатую раму. Вместе с тем, ряд производителей, в том числе Zündapp, сохранили верность штампованной раме. К тому же проблему с рамой R 12 решили, а сам мотоцикл стал одним из символов надежности. Эта модель хорошо чувствовала себя и вне дорог, что было важно для армейской эксплуатации.

Изначально имелось только подрессоривание люльки.
Изначально имелось только подрессоривание люльки.

Удачная конструкция сделала BMW R 12 очень популярным, кроме того, этот мотоцикл стал долгожителем. Всего с 1935 по 1941 годы сдали около 36 тысяч таких мотоциклов. Минимум треть из них ушла в Вермахт, но это только официальные цифры. На самом деле сколько их реально оказалось в войсках, вопрос открытый, особенно после того, как начали хватать все подходящие для службы мотоциклы. А по ходу войны годными к строевой службы записали даже модели, которые ранее не трогали. Поэтому BMW R 75 является самым массовым военным BMW официально, а вот неофициально - всё может быть. В армию забрили и мотоциклы-одиночки, такой R 12 представлен на выставке "Моторы Войны".

Сколько точно R 12 ушло в армию, неизвестно. Обычно гражданские мотоциклы, которые забрали на военную службу, не учитывают.
Сколько точно R 12 ушло в армию, неизвестно. Обычно гражданские мотоциклы, которые забрали на военную службу, не учитывают.

Типовым решением для вермахта стало использование BMW R 12 W с коляской производства фирмы Steib. В ходе выпуска появилась стандартная коляска BW 40, имевшая торсионную подвеску. Коляска была и преимуществом, и недостатком мотоцикла. С одной стороны, коляска позволяла ставить пулемет, а также перевозить грузы. С другой стороны, на бездорожье она действовала как якорь. Это не было секретом еще до войны, поэтому еще в 1939 году появились первые образцы тяжелого мотоцикла Zündapp KS 750 с приводом на коляску. Позже, скрипя зубами, BMW была вынуждена взять на вооружение ноу-хау конкурента. Ну а далее появился BMW R 75, в котором совместили надежность R 12 и трубчатую раму R 71.

BMW R 12 стал первым в мире тяжелым мотоциклом с телескопическими амортизаторами в передней вилке.
BMW R 12 стал первым в мире тяжелым мотоциклом с телескопическими амортизаторами в передней вилке.

Благодаря массовости и передовой конструкции немалое число R 12 пережило войну. Менее "внедорожный", чем R 75, этот мотоцикл был удобнее в повседневной эксплуатации. Основная часть их, впрочем, навсегда осталась в Советском Союзе. Те, кто не сгорел в огне войны, стали трофеями, после войны их долго эксплуатировали. Такая судьба и у представленного экспоната. После 8 месяцев работы мотоцикл стал, как новый. Есть, кстати, такой тонкий момент. У нас больше знают либо R 75, либо R 71, последний с 1941 года выпускался в Советском Союзе. Но R 71 имел весьма скромные объемы выпуска, а R 75 массово пошел в серию уже после начала Великой Отечественной войны. Так что типовой образ немецкого тяжелого мотоцикла начала войны с коляской - это BMW R 12.

Спидометр в корпусе фары - типовое для BMW решение.
Спидометр в корпусе фары - типовое для BMW решение.

Для своего времени появление передней вилки с телескопическими амортизаторами было настоящим достижением. Неудивительно, что в дальнейшем телескопические амортизаторы стали ставить почти на все новые модели BMW. А вот в других странах не торопились с этим решением. В дальнейшем, на модели BMW R 71, появилась и подвеска заднего колеса, но по некоторым причинам армейский мотоцикл BMR 75 ее не получил. Не было ее и у Zündapp KS 750.

Типовым решением был и 2-цилиндровый оппозитный мотор.
Типовым решением был и 2-цилиндровый оппозитный мотор.

Иная ситуация оказалась со штампованной раме. Впервые появившись на R 11, далее эволюция ей не оставила место в линейке мотоциклов BMW. К концу 30-х годов произошло возвращение к трубчатым рамам. У R 12 же хватало клепаных соединений. Судя по всему, жесткости рамы оказалось недостаточно, хотя штампованную раму можно видеть на том же Zündapp KS 750. Тут уже скорее кому что удобнее делать.

Военная версия штатно оснащалась двумя сиденьями.
Военная версия штатно оснащалась двумя сиденьями.

Мотор у мотоцикла традиционный для BMW - 2-цилиндровый оппозит воздушного охлаждения. Мощность была не то, чтобы очень высокой, но для такого мотоцикла скорее важна тяговитость. В конце концов, для любителей быстрой езды были и спортивные мотоциклы. Мотоцикл оснащался 4-скоростной КПП, а привод на заднее колесо производился при помощи карданного вала. Вполне типовое для BMW решение.

Также крепились кофры.
Также крепились кофры.

Военный вариант мотоцикла отличался небольшими деталями, при этом гражданская модель постепенно эволюционировала с оглядкой на версию для вермахта. Это касалось, в том числе, и переднего крыла. Версия с несколько вычурным передним крылом прожила недолго, поскольку оно сильно забивалось грязью. Впрочем, встречаются разные варианты передних крыльев, что лишний раз говорит о наличии проблемы. Также военный вариант мотоцикла штатно имел два сиденья и кофры для вещей. Сами кофры могли быть как кожаными, так и металлическими.

Коляска Steib стала классической.
Коляска Steib стала классической.

Еще одним признаком военного мотоцикла было наличие коляски. Ее традиционно выпускала фирма Steib (Josef Steib Spezialfabrik für Seitenwagen) из Нюрнберга. Коляски Steib можно было видеть у самых разных производителей мотоциклов. Вместе с тем, более подходящим вариантом было использование тяжелых мотоциклов. К слову, в некоторых странах считали, что и 750-кубовый мотор для таких дел слабоват. Не только в США, но и в Европе хватало стран, которые предпочитали 1200-кубовые мотоциклы. Ну и японцы передают привет.

Ее можно быдо видеть на целом ряде немецких мотоциклов.
Ее можно быдо видеть на целом ряде немецких мотоциклов.

Если вы видели материал по Zündapp KS 750, то ничего нового по поводу коляски не увидите. Модель BW 40/BW 43 являлась прямым развитием коляски, установленной на представленном экземпляре. Больше того, те, кто увлекается мотоциклами М-72, тоже ничего нового не увидят. Вместо торсионной подвески здесь пока еще только подрессоривание люльки, а уже дальше появилась BW 40 с торсионной подвеской. "Лодка" Steib стала классической, она получилась универсальной, в дальнейшем очень похожие коляски стали выпускать у нас.

Также ее можно видеть и на советских мотоциклах, прежде всего М-72.
Также ее можно видеть и на советских мотоциклах, прежде всего М-72.

История BMW R 12 стала типичным примером эволюции военных мотоциклов. Даже такая удачная модель, после установки коляски, получила немало проблем в тяжелых дорожных условиях. Выход был логичным - привод на коляску. К этому пришли не только немцы: до них то же самое сделали французы и японцы, такие мотоциклы можно видеть на "Моторах Войны". Всего же здесь представлено более десятка военных мотоциклов. Увидеть их можно со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.

Другие статьи по немецким мотоциклам:

Рассказ о Zündapp KS 750, одном из двух немецких единых военных мотоциклов