Обычно я оперативно даю комментарий по операционным и финансовым отчетам Новабев Групп, но в этот раз написал пост лишь спустя месяц после публикации самих результатов. Тем не менее, надеюсь, что из-за задержки он не будет для вас менее полезным, тем более, что во втором квартале бизнес продемонстрировал ряд позитивных нехарактерных тенденций для этого периода.
👉 Ключевые операционные результаты:
— Общие отгрузки за второй квартал превысили 4 млн декалитров (+13%), а за полугодие приблизились к 7,2 млн декалитров (+5%);
— Отгрузки собственной продукции в России составили 3,2 млн декалитров (+16%) во втором квартале и 5,6 млн декалитров (+6%) за полугодие;
— Продолжается курс на на укрепление премиальных марок. Бренды из данной категории демонстрируют двузначные темпы роста, что позитивно влияет на маржинальность;
— Количество торговых точек в июне достигло 2 131, а выручка собственного ретейла выросла во втором квартале на 25,8%, за полугодие — на 22,7%.
👉 Мой комментарий:
1. Компания очень хорошо отработала 2 квартал 2025 года. Если посмотреть на 2 верхних графика, представленных на слайде, то заметно, что это лучшее первое полугодие с 2022 года. Также второй квартал по объему отгрузок стал лучшим в истории компании. Ближайшее значение (3,6 млн декалитров) компания отгружала лишь в 2022 году. Явных причин такого резкого роста отгрузок я не нашел. Единственное адекватное объяснение - увеличение продаж через партнерские сети и маркетплейсы (проект, который компания запускала в декабре 2024 года);
2. Темпы открытия новых торговых точек снизились, что отчетливо видно на правом нижнем графике. За квартал компания открыла лишь 28 магазинов. Скорее всего это является следствием высоких процентных ставок, хотя нельзя исключать ситуацию, что компания решила сместить акцент с масштабирования на повышение монетизации уже работающих торговых точек. Однако, тенденция превращения "ВинЛаб" в формат "магазин у дома" продолжается. Неоднократно говорил, что, на мой взгляд, магазин, предлагающий премиальную продукцию (в этот сегмент активно стремится компания) не может располагаться на каждом углу;
3. Впервые за долгое время поквартальное потребление продукции на 1 торговую точку сети не сократилось по отношению к предыдущему году, а осталось на прежнем уровне (1,9 тыс. декалитров на 1 "ВинЛаб"). Это говорит о том, что эффективность перестала снижаться, во всяком случае в отдельно взятом квартале. Тут необходимо сделать оговорку, что я не располагаю данными по каналам продаж (какой объем отгрузок приходится на собственные торговые точки, а какой на партнерские сети), поэтому юнит-экономика "грязная";
Резюмируя, если исключить из рассмотрения ситуацию с кибератакой и сделать акцент исключительно на операционные результаты компании, то второй квартал получился благоприятным для компании. К сожалению, пока нельзя сказать, что это устойчивая тенденция. Для этого необходимо как минимум получить статистику за 3 квартал, которая будет омрачена кибератакой на компанию, что превращает данные в зашумленные. Если бизнес нашел путь сохранять эффективность на текущих отметках, это может стать интересной инвестиционной идеей, но пока лучше находиться в стороне.