Поскольку работаю как бизнес-консультант преимущественно с владельцами и руководителями малого и среднего бизнеса, именно с ними чаще всего общаюсь. Так что и эти статьи на канале преимущественно для них – и все же надеюсь, что остальным тоже интересно, ведь дает увидеть ситуации немного с других точек зрения, «примерить» на себя новые роли, оценить для себе перспективы карьерного и профессионального роста.
И сегодня у меня для вас очень интересная тема! Потому что все наемные работники, а также поклонники психологической мотивирующей литературы сталкивались с тем, что их призывали работать «как на себя». Я и сама периодически так делаю, почитайте мои статьи и посты в ТГ и ВК и убедитесь))
И действительно – часто работодатели и владельцы бизнеса ставят перед топ-менеджерами задачу построить такую систему управления, чтобы сотрудники работали, как будто это их личный бизнес! Вот и сами руководители чтобы так выкладывались, и рядовых сотрудников чтобы так же замотивировали!
Мало того – я сама, когда в найме работала, периодически слышала вопрос, вхожу ли я в число учредителей бизнеса, на каких условиях и т.д. Спрашиваю – почему вы так решили? А мне отвечают – с таким удовольствием, с горящими глазами про предприятие рассказываете, что это явно не просто наемная работа…
Знаете, что скажу? А ведь действительно – мне моя работа доставляла настоящее удовольствие тогда! А вот переработок практически не было. Я уже была научена горьким опытом предыдущего «впахивания» до полного «упахивания»… Переход от практически фанатичной преданности делу к постоянной, а потом и хронической усталости и выгоранию мне не понравился. Поэтому на новом месте еще при приеме на работу с собственниками обсудили и договорились – работаю хорошо, но без фанатизма, с нормальным отдыхом. То есть – выходные есть, отпуска полноценные, без необходимости постоянно быть на связи и рулить процессом удаленно. Поэтому да, были ресурсы, чтобы глаза горели и работа доставляла удовольствие.
И то по прошествии времени вижу, что были у меня определенные ограничения, которые мешали принимать более грамотные и эффективные стратегические решения. Но это уже после, когда и опыт дополнительный появляется, и уже проявились факторы, которые были незаметны в моменте. А тогда чувствовала, что выкладываюсь полностью!
Так вот, какие моменты я отметила для себя, чтобы строить систему управления «как для себя»:
- Регламентирование бизнес-процессов – всегда говорю и буду говорить, что регламенты необходимы, они здорово упрощают жизнь и снижают риски и зависимости от конкретных сотрудников. Но 100% зарегламентированность ограничивает мышление - уже думать не нужно, можно в прямом смысле слова тупо следовать инструкции, а в результате и улучшить что-то уже мышления не хватает.
- KPI, направленный на выполнение планов – оперативный уровень, для рядовых «за станком» иногда можно этим ограничиться, а вот для руководителей этого мало. Обязательно включите в KPI не только количество, но и качество процессов в отделе или на предприятии, учтите соотношение расходов на решение разных задач – и тут уже мышление на другом уровне начинает работать, вопросы гораздо сложнее и¸ скажем так, объемней, чем просто выполнение плана в процентах.
- У руководителя должна быть на работе возможность удовлетворения его потребностей более высоких уровней, если брать по пирамиде Маслоу: самореализация, признание и причастность к какому-то кругу, ответственность и т.д. Если работа не является для него такой площадкой, где все это можно реализовать, то человек будет как-то подсознательно отказываться считать это место своим – в смысле, чтобы выкладываться «как для себя».
Конечно, это далеко не все – только основные моменты, которые прочувствовала, размышляя на эту тему. Может, что-то добавите из своих соображений?
Кстати, по последнему пункту что еще хочу заметить. Даже если формально человек имеет право в работе самореализовываться, фактически ему необходимы для этого ресурсы. То есть их надо освободить. Делегировать подчиненным, расписав бизнес-процессы, это хорошо – но мало.
Такой бытовой пример. Если готовить и есть дома, то приходится и мыть посуду. И чаще всего, несмотря на эмансипацию и равноправие, отвечает за это мать семейства. Она у нас руководитель. Дальше варианты – она моет посуду сама руками, или складывает в посудомоечную машину, а потом оттуда достает, или «назначила» ответственным за мытье посуды кого-то из семьи, или в доме есть система «дежурств по кухне», или еще что-то. Так вот – если мама «начальник», но моет посуду сама и руками, то времени на это она тратит больше, чем в других случаях. В результате она не успевает что-то другое – например, с уроками помочь или отпуск запланировать.
Самый экономичный вариант – посудомойка, загрузку-разгрузку которой поручили, например, ребенку-школьнику. Здесь не будем заниматься подсчетом, сколько воды тратится и сколько таблетка для посудомойки стоит – смотрим общую схему, а цены меняются постоянно. Во-первых, руководитель задачу делегировал, во-вторых, ее выполнение автоматизировано. В-третьих – хорошо, если у посудомоечной машины есть таймер, когда начать мытье, и звуковой сигнал, когда она закончила работу. И такая автоматизация позволяет более эффективно ресурсы и семьи (бизнеса), и мамы-руководителя использовать. В результате мама не чувствует себя прислугой и обходится без деклараций в стиле "я женщина, а не посудомойка". А руководитель в такой ситуации не гибнет под грудой рутины и оперативки, а чувствует, что в этом бизнесе он может реализовываться, как в своем, а не на мелочи жизнь разменивать.
Какие инструменты для автоматизации можно применять? Их сейчас множество – от 1С:Бухгалтерия, о которой слышали, наверное, все, до специализированных программ и станков. Например, я и в своей Лаборатории управления Кругловой Анны (ЛУКА), и при работе с бизнесами клиентов активно применяю Битрикс24. Да, просто «с нуля» работать не будешь, его можно и нужно настраивать с учетом специфики компании – этим, собственно, и занимаемся, сначала помогаю клиентам бизнес-процессы настроить и отладить, потом их в программе отразить, чтобы автоматизация была эффективной. Это не единственный вариант – разработчики предлагают разные программы.
А если вам нужна помощь в этом направлении – обращайтесь, проконсультирую и помогу. Свои вопросы и запросы пишите в WhatsApp на номер 8-931-009-26-76 (менеджер ответит, даже с 10 по 20 августа, когда я в отпуске).
Провожу обучения для руководителей и собственников малого и среднего бизнеса - офлайн будет уже осенью, а онлайн-программы можно проходить в любое время. Также бизнесменам сейчас предлагаю бесплатный разбор управленческой ситуации – если хотите поучаствовать, заполните анкету по этой ссылке.