Найти в Дзене
Generalissimus

Битвы цивилизаций. Осада Акры (1189-1191). Часть 7-я. Противостояние возобновляется

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке С наступлением весны 1190 года боевые действия в районе осажденной Акры возобновились. Первая крупная битва по сведениям Бахи ад-Дина – главного мусульманского летописца событий Третьего крестового похода состоялась в месяц сафар (в конце марта или начале апреля). Крестоносцы предприняли попытку внезапного нападения на Саладина, который с небольшой свитой и незначительной охраной отправился на охоту. Султан, наконец-то избавившийся от затяжных и изнуряющих приступов лихорадки, часто выезжал для осмотра окрестностей, иногда охотился. Он привык к тому, что латиняне не предпринимают против него никаких враждебных действий. Этим обстоятельством и фактором неожиданности решили воспользоваться Ги де Лузиньян и его ближайшие советники. Затея иерусалимского короля не увенчалась успехом. Старший сын ближневосточного владыки – наследный принц Аль-Афдал Али ибн Юсуф вовремя разглядел с возвышенности, чт
Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

С наступлением весны 1190 года боевые действия в районе осажденной Акры возобновились. Первая крупная битва по сведениям Бахи ад-Дина – главного мусульманского летописца событий Третьего крестового похода состоялась в месяц сафар (в конце марта или начале апреля). Крестоносцы предприняли попытку внезапного нападения на Саладина, который с небольшой свитой и незначительной охраной отправился на охоту.

Султан, наконец-то избавившийся от затяжных и изнуряющих приступов лихорадки, часто выезжал для осмотра окрестностей, иногда охотился. Он привык к тому, что латиняне не предпринимают против него никаких враждебных действий. Этим обстоятельством и фактором неожиданности решили воспользоваться Ги де Лузиньян и его ближайшие советники.

Затея иерусалимского короля не увенчалась успехом. Старший сын ближневосточного владыки – наследный принц Аль-Афдал Али ибн Юсуф вовремя разглядел с возвышенности, что в сторону отцовского кортежа из лагеря крестоносцев выдвинулся конный отряд. Наследник Саладина тотчас поспешил во главе мамлюкской кавалерии наперерез врагу, атаковал его с фланга, смешал походные порядки и обратил в бегство.

Если верить мусульманским источникам, то в этой скоротечной встречной битве Аль-Афдал Али ибн Юсуф одержал полную победу. Христиане потеряли десятки человек погибшими и ранеными, в то время как доблестные воины султана лишились всего одного бойца, павшего смертью истинного храбреца и мученика за исламскую веру[1].

22 апреля Салах ад-Дин получил долгожданное радостное известие о том, что после продолжительной осады, наконец-то, сложил оружие гарнизон крепости Бельвуар (Бельфор). По условиям капитуляции защитникам высокогорной цитадели предоставлялось право свободного выхода при доспехах и оружии. Однако все запасы, ценности и личные вещи им запрещалось брать с собой. Поскольку защитники замка сдались на милость победителя, не дожидаясь решительного штурма и не пролив лишней мусульманской крови, благородный Саладин отпустил из плена Рено Сидонского – бывшего владельца Бельфора.

25 апреля султану донесли, что латиняне закапывают отдельные участки рва, которым они обнесли свои осадные укрепления, возведенные вокруг восточной и северной стены Акры. Салах ад-Дин догадался, что крестоносцы готовятся в ближайшие дни предпринять попытку штурма. Ближневосточный владыка принял решение нанести упреждающий удар.

-2

На следующий день во время полуденного отдыха, когда латиняне, утомленные жарким солнцем и физическим трудом, собрались пообедать, конные мамлюки и сирийская кавалерия внезапно обрушились на христиан. Завязался упорный и длительный бой, который с перерывами продолжался до самого вечера. Обе стороны понесли ощутимые потери. Саладину не удалось избавить Акру от осады, разорвав блокадное кольцо, но от намерения атаковать крепость и от попыток взять её навальным приступом крестоносцы на время отказались.

Активизация латинян вынудила султана перенести свой полевой лагерь ближе к Акре, расположившись у возвышенности Телль-Кайзан (Кайсан), находившейся примерно в семи километрах юго-восточнее горы Торос. Интуиция не подвела правителя Сирии, Палестины и Египта. Его противники действительно готовили очередной неприятный сюрприз.

К 12 мая совместными усилиями люди Ги де Лузиньяна и Конрада Монферратского соорудили три большие осадные передвижные башни. Известный современный британский профессор-медиевист Томас Эсбридж, резюмируя изученные им первоисточники – ближневосточные и европейские, приводит краткую, но весьма наглядную инженерно-историческую реконструкцию этих самых осадных башен:

«Построенные из дерева, специально для этой цели доставленного из Европы, эти трёхэтажные бегемоты на колёсах (их высота достигала 65 футов – 20 метров) были покрыты вымоченными в уксусе шкурами, чтобы смягчить эффект огня, и завешаны верёвочными сетями, чтобы устоять при попадании снаряда катапульты»[2].

А вот как описывает внешний вид вражеских передвижных осадных исполинов, сооруженных латинянами, непосредственный участник событий – Баха ад-Дин: «Враги построили три башни из дерева и железа и обшили их шкурами, пропитанными уксусом, чтобы нельзя было поджечь их горящими предметами, которые бросали в них осажденные. Эти башни были огромными, как горы; мы видели их с того места, где находились; они возвышались над стенами города.

Башни стояли на колесах, и в каждой, судя по сообщениям, могло находиться более пяти сотен воинов; крыши у них были широкие и построены таким образом, чтобы на них можно было везти по одной баллисте. Вид этих сооружений произвел глубокое впечатление на осажденных мусульман, наполнив их неописуемым страхом и лишив всякой надежды отстоять город»[3].

Кинематографическое воплощение мощи и впечатляющих размеров передвижных осадных штурмовых башен в разгар противостояния султана Салах ад-Дина и крестоносцев. Кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан)
Кинематографическое воплощение мощи и впечатляющих размеров передвижных осадных штурмовых башен в разгар противостояния султана Салах ад-Дина и крестоносцев. Кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан)
-4
-5

К счастью и большому везению для мусульман, в лагере Салах ад-Дина нашёлся один житель Дамаска, который знал состав «греческого огня» и способ его приготовления. Средневековый напалм, изготовленный на основе сырой нефти, султан приказал разлить по специальным горшкам и кувшинам, а затем выстрелить этими «снарядами» по вражеским осадным башням, предварительно подпалив тлеющие фитили.

Эффект от этого «зажигательного бомбометания» превзошёл все самые радужные ожидания и надежды. В каждую из башен угодили несколько горшков, наполненных горючей смесью, которая не только не тухла, если её поливали водой, но наоборот, разгоралась только сильнее и ярче. Крестоносцы ничего не могли поделать с «колдовским сарацинским огнищем». Им только и оставалось, что, отойдя на безопасное расстояние, с горечью и бессильной злобой наблюдать, как в головёшки превращаются их передвижные исполины, при помощи которых она намеревались на днях ворваться на стены Акры.

Воодушевлённый столь впечатляющим успехом, Салах ад-Дин 19 мая предпринял атаку лагеря Ги де Лузиньяна. Латинские дозорные и караульные вовремя заметили приближение противника и подняли тревогу. Крестоносцы успели занять круговую оборону и успешно отразить нападение мусульманской конницы.

После серии крупных сухопутных сражений и локальных стычек боевые действия переместились на море. 12 июня сразу две египетские эскадры, применив «греческий огонь», прорвались сквозь итальянские корабли, благополучно войдя в гавань Акры. На прибивших из Александрии судах в осажденный город были доставлены провизия, оружие, древесину для изготовления катапульт и снаряды к ним. Во время прорыва мусульмане захватили одну генуэзскую галеру, а ещё несколько сильно повредили огнём.

В середине июля Салах ад-Дин получил важные известия о том, что крестоносное воинство Священной Римской империи благополучно преодолело просторы Малой Азии, разгромив армию сельджукского султана Кылыч-Арслана II, а также попутно захватив его столицу Конью (Иконий). Примечательно, что эти новости в своём личном послании Саладину подробно изложил один из иерархов тогдашней Армянской Апостольской церкви – Базиль (Парсег), католикос Рум-Кале[4] и епископ Ани[5].

Ближневосточному владыке из письма католикоса стало доподлинно известно, что, несмотря на трагическую гибель Фридриха I Барбароссы, германских крестоносцев продолжает вести к Антиохии сын покойного императора – Фридрих VI, герцог Швабии. Базиль уведомил султана, что немецкие рыцари и пилигримы в последние недели терпят всевозможные лишения – нехватку еды, падёж лошадей, вспышку инфекционных заболеваний[6]. Этими подробностями католикос прямо намекал, что справиться с имперскими крестоносцами будет несложно при правильном стратегическом подходе.

Салах ад-Дин и прежде был весьма встревожен периодически приходящими известиями о том, что Фридрих I Барбаросса вопреки всем преградам и трудностям неуклонно и успешно прокладывает путь своей армии от самых стен Константинополя до предгорий Тавра, одолевая многочисленные отряды воинственных сельджуков. Правитель Сирии, Египта и Палестины принял решение выслать на перехват германского войска значительные силы, доверив общее и главное командование над ними своему старшему сыну – Аль-Афдалю Али ибн Юсуфу.

Одновременно султан отправил ещё несколько кавалерийских отрядов, чтобы они на всякий случай перекрыли все дороги, ведущие от восточных склонов Тавра в Сирию и Левант. Учитывая непредсказуемый характер и религиозный фанатизм отдельно взятых европейских правителей, влиятельных аристократов и церковных иерархов, германские крестоносцы запросто могли прямиком двинуться на Иерусалим или Триполи, а не направиться предварительно в Антиохию.

Яркий пример крайне неудачного кастинга голливудских создателей исторических фильмов и пеплумов середины ХХ века. Султан Саладин в исполнении британского актёра Реджинальда (Рекса) Кэри Харрисона, скорее, похож на мавра, Дон Кихота или индуса, чрезмерно загримированного гуталином, но никак не на представителя средневековой курдской знати. Кадры из фильма «Ричард Львиное Сердце» (оригинальное название – «Король Ричард и крестоносцы»; «King Richard and the Crusaders») [1954; производство – США. Режиссёр – Дэвид Батлер. Автор сценария – Джон Твист]
Яркий пример крайне неудачного кастинга голливудских создателей исторических фильмов и пеплумов середины ХХ века. Султан Саладин в исполнении британского актёра Реджинальда (Рекса) Кэри Харрисона, скорее, похож на мавра, Дон Кихота или индуса, чрезмерно загримированного гуталином, но никак не на представителя средневековой курдской знати. Кадры из фильма «Ричард Львиное Сердце» (оригинальное название – «Король Ричард и крестоносцы»; «King Richard and the Crusaders») [1954; производство – США. Режиссёр – Дэвид Батлер. Автор сценария – Джон Твист]
-7
-8
-9
-10
-11

Прошла всего пара-тройка дней после ухода значительной части мусульманской армии из лагеря Саладина, как латиняне 25 июля 1190 года – в день поминовения Святого Иакова совершили неожиданное массовое нападение на ставку султана. Одни историки считают, что причиной столь внезапного агрессивного порыва крестоносцев стала нехватка продовольствия в лагере Ги де Лузиньяна. Дескать, опасаясь скорого всеобщего голода, христиане в порыве отчаяния устремились штурмовать исламское становище, где провизии было с избытком.

Другие медиевисты полагают, что главным мотивом нападения католического воинства на мусульманский лагерь была извечная банальная жадность и алчность освободителей «Святого Гроба Господня». Христиане, осаждавшие Акру, узнали о том, что многотысячная армия Священной Римской империи приближается к Антиохии.

Кто-то вслух высказал мысль о том, что теперь придётся делиться трофеями и военной добычей с германцами. Другие тотчас предложили дерзкое и весьма заманчивое предприятие – взять приступом лагерь Саладина, не дожидаясь немецких пилигримов, чтобы все богатства султана и его эмиров заполучить себе, не делясь сарацинскими трофеями с имперцами.

Ряд исследователей эпохи Крестовых походов выдвигают гипотезу о том, что атаку на ставку Салах ад-Дина организовали Ги де Лузиньян и его ближайшие сподвижники. Узнав, что ближневосточный владыка выслал из своего стана значительное количество конных воинов, иерусалимский король и его советники решились на смелую операцию, намереваясь внезапным нападением разгромить сарацинский полевой лагерь. В случае поражения Саладину (если он останется живым и на свободе) придётся надолго и далеко отступить от Акры, что предрешит дальнейший успех её осады.

Какими бы мотивами и причинами не руководствовались крестоносцы, устремляясь в масштабную атаку 25 июля, но всё произошло в худших традициях сражений бездарно проигранных латинянами исключительно по собственной глупости, алчности, заносчивости, а также из-за неумения планировать и предвидеть наперёд очевидные трудности.

Знатные рыцари – конные и пешие, простые воины, плохо вооруженные ополченцы и пилигримы нестройной толпой понеслись к мусульманскому лагерю, не слушаясь приказов и дельных советов. Атакующие столь рьяно бежали и так сильно торопились, словно, их ожидал опустевший вражеский лагерь, заваленный грудами всевозможного добра, богатства и провизии.

Несмотря на сумбурное начало, а также на полное отсутствие дисциплины и организованности крестоносцы смяли боевые порядки сарацин, ворвавшись сразу в нескольких местах во вражеский стан. И тут повторились роковые события «Великой битвы при Акре», произошедшей 4 октября 1189 года. Не обращая внимания на уцелевших и отступивших противников, быстро опомнившихся и объединившихся в два больших отряда, латиняне, обуянные алчностью, принялись, словно одержимые, грабить шатры и палатки, что попадались по пути.

-12

Тем временем, мусульмане, ведомые Саладином и младшим его братом Аль-Адалем ибн Айюбом[7], устремились в контратаку. Католические мародёры и грабители были выбиты на равнину, окружены, а заем методично и практически поголовно истреблены. По явно заниженным сведениям Бахи ад-Дина, султанское войско потеряло всего десять простых воинов погибшими[8]. В то же время по данным других арабских хронистов счёт убитых христиан шёл на тысячи.

В своих текстах, переполненных ликованием по случаю победы истиной исламской веры над нечестивыми варварами-франками, ближневосточные летописцы сообщают, что Салах ад-Дин и его младший брат в общей сложности уничтожили от 7000 до 9000 латинян[9]. Упоминавшийся признанный британский специалист по эпохе Крестовых походов – Томас Эсбридж на основе анализа самых разных первоисточников – арабских и европейских полагает, что крестоносцы безвозвратно потеряли 5000 человек[10].

Самый подробный подсчёт числа погибших врагов приводит Баха ад-Дин: «Разные источники приводят разные сведения касательно числа погибших неверных: кто-то называет цифру восемь тысяч, другие – семь. Сам я видел пять рядов тел, тянувшихся от лагеря ал-'Адиля до самого лагеря неприятеля. Я встретил образованного человека, одного из наших воинов, который ходил по этим рядам, подсчитывая мертвых, и спросил, сколько он насчитал. Он ответил: "Пока что четыре тысячи шестьдесят". К этому времени он закончил подсчет трупов в двух рядах и занимался подсчетом их в третьем ряду, но в тех рядах, которые ему еще предстояло пройти, мертвые тела лежали еще плотнее»[11].

Наибольшее удивление Салах ад-Дина и его приближенных вызвал тот факт, что среди погибших латинян были обнаружены четыре женских тела, облаченных в доспехи. Свиту султана удивило и то обстоятельство, что в отличие от своих мужчин-единоверцев, женщины-крестоносцы неистово сражались с сарацинами на протяжении всей битвы, не принимая участия в грабеже и мародёрстве[12].

-13
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 168-169;

- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 214.

[2] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 407-408.

[3] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 175.

[4] - руины средневековой крепости Рум-Кале (иначе – Рум-Кале или Кал'aт ар-Рум) находятся в юго-восточной части современной Турции. Крепость была выстроена на высоком гористом утёсе в месте впадения реки Мерзимен в Евфрат. В период с 1147 по 1292 гг. Рум-Кале была местом постоянного пребывания Католикоса Армянской Апостольской церкви.

[5] - разрушенный средневековый город Ани расположен на северо-востоке современной Турции близ нынешней границы с Арменией. В период с 961 по 1045 гг. Ани был столицей Армянского царства. В 1313 году город был практически полностью разрушен в результате сильнейшего землетрясения, после чего утратил своё прежнее значение. Окончательно Ани был покинут жителями к середине XVIII века.

[6] - столь откровенная «промусульманская» позиция католикоса объясняется историками тяжёлой геополитической обстановкой, в которой в то время находилось Киликийское армянское царство. Его правителям приходилось вести постоянные войны с главным западным противником – могущественным и агрессивным Румским (Иконийским) сельджукским султанатом. Попытка установить прочный военно-политический союз с Византийской империей успехом не увенчалась, а княжество Антиохийское находилось в глубочайшем упадке после завоевания значительной части его территорий Салах ад-Дином.

В этой непростой ситуации армянским правителям и католикосам приходилось заискивать перед Саладином, добиваясь его расположения, а также позиционируя себя его друзьями и союзниками. Войны на два фронта – и сельджуками, и с могущественным ближневосточным исламским правителем Армянское царство не выдержало бы ни при каких условиях. По этой причине из двух зол (потенциальных противников) армянские цари (короли) и высшие церковные иерархи выбирали меньшее – союз с Салах-ад-Дином.

Полный текст письма можно прочесть в биографии Саладина, которую составил его личный советник и духовник: Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 183-186.

[7] - полное имя его в период правления Египтом (1200-1218) звучало следующим образом: Аль-Адиль I Сайф ад-Дин Абу Бакр Ахмад ибн Наджм ад-Дин Айюб.

[8] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 193.

[9] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 150;

- Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство / Пер. с франц. А. Ю. Карачинского; Вступ. статья С. В. Близнюк. – СПб.: «Издательская группа Евразия», 2002. С. 183.

[10] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 409.

[11] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 193.

[12] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 209.

-14
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Жан Ришар (1921-2021) – известный современный французский историк, профессор, представитель Школы Хартий, член многих европейских академических исторических и археологических обществ, один из наиболее выдающихся ученых XX в., изучавших историю крестовых походов и Латинского Востока.

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».

-15

Полностью цикл публикаций «Битвы цивилизаций. Осада Акры (1189-1191)» можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:

Часть 1-я. Ги де Лузиньян вновь идёт на крайний риск

Часть 2-я. Цитадель из разряда почти неприступных

Часть 3-я. Сентябрьское наступление Саладина

Часть 4-я. Ответные удары крестоносцев

Часть 5-я. Первое генеральное сражение

Часть 6-я. Длительное затишье

Часть 7-я. Противостояние возобновляется

Часть 8-я. Бедствия, неурядицы и коварные интриги в христианском стане

Часть 9-я. Вторая зимовка под стенами недосягаемой твердыни

Часть 10-я. Стратегический план и полководческие инициативы Филиппа II

Часть 11-я. Защитник Исламской Веры vs Львиное Сердце: заочная схватка началась

Часть 12-я. Новые раздоры, давняя вражда и текущие противоречия между предводителями крестоносцев

Часть 13-я. Французский король идёт на решительный штурм

Часть 14-я. Коренной перелом или Ричард I по-настоящему берётся за дело

Часть 15-я. Долгожданная капитуляция

Часть 16-я. Главные итоги

-16

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)