Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Поздним вечером 7 июля 1191 из Акры приплыл гонец с коротким посланием, которое потрясло Салах ад-Дина и его ближайшее окружение. Главный исламский летописец событий Третьего крестового похода Баха ад-Дин, практически неотлучно находившийся при султане во время осады Акры, свидетельствует:
«В тот самый день мы получили из города письмо, в котором говорилось следующее: "Мы доведены до такой крайности, что у нас нет иного выхода, как сдать город. Если завтра, в 8-й день, вы ничего не сделаете для нашего спасения, мы предложим капитуляцию и не будем выдвигать никаких условий, кроме сохранения нам жизни".
Это было самое грустное известие, какое только могли получить мусульмане. Этот удар поразил их в самое сердце, ибо под Акрой были собраны все войска Побережья, Иерусалима, Дамаска, Алеппо, Египта и других мусульманских стран… Султан, пораженный ударом, подобного которому ему никогда прежде не доводилось получать, страдал так ужасно, что мы боялись за его жизнь»[1].
Современный израильский историк Пётр Ефимович Люкимсон, ссылаясь на арабские первоисточники, в фундаментальной документальной биографии Салах ад-Дина приводит текст иного послания, которое ближневосточному владыке доставили «связные пловцы» из Акры в ночь на 8-е июля:
«Мы поклялись умереть вместе. Мы будем сражаться, пока не умрем, и не сдадим город до тех пор, пока живы. Вы [Саладин и его военачальники], со своей стороны, должны сделать все, чтобы связать силы врага и не дать ему атаковать нас. Поскольку мы исполнены решимости, то не унизьте себя перед врагом и не покажите себя трусами. Мы приняли свое решение»[2].
Вполне возможно, что султан получил оба эти послания и, скорее всего, депеши были доставлены ему с небольшим временным интервалом. Окружающие в большинстве своем свидетельствуют, что Салах ад-Дин находился в состоянии глубочайшего душевного упадка, разочарования и отчаяния. Однако одновременно с внешними проявлениями депрессии и покорности судьбе он до последних минут изыскивал любые возможности, чтобы отсрочить неизбежное падение Акры.
Гарнизон осажденного города, ополченцы и мирные жители не верили в возможность собственного спасения в продолжении сопротивления неистребимым, непреклонным и фанатично настойчивым латинянам. В состоянии мрачной обреченности пребывали Али аль-Маштуб Сейф ад-Дин и Боха ад-Дин Каракуш.
Султан обо всём этом был прекрасно осведомлён. Он также знал, что от затяжной и неудачно складывавшееся в последние дни кампании сильно устали – морально и физически многие его самые опытные, выносливые, терпеливые и лично преданные ему воины, полевые командиры, высшие военачальники и эмиры. И всё-таки допустить капитуляции Акры без последнего боя Саладин никак не мог.
Последнее сражение близ стен осажденной Акры произошло 9 или 10 июля 1191 года (по данным арабских первоисточников). Европейские средневековые хронисты по неизвестной причине об этой битве или умалчивают вовсе, или сообщают о ней мимоходом – без каких-либо подробностей и деталей.
Как и прежде, Салах ад-Дин предпринял попытку двойного нападения. Его кавалерия, а следом за ней и пехота почти одновременно атаковали латинский лагерь, расположенный у подножия горы Торон, и осадные позиции крестоносцев, возведенные ими близ стен Акры.
К величайшему разочарованию султана, христиане вновь оказались полностью готовыми к отражению нападения. Укрываясь за валами, усиленными частоколом и плетёными изгородями, латиняне встретили доблестных воинов ислама плотными рядами щитов и грозной «щетиной» длинных копий. Правильно сформированные баталии крестоносцев были готовы к отражению атак со всех сторон, представляя собой классическое каре эпохи Нового времени.
Внутри этих баталий находились отряды сержантов в качестве резерва, а также лучники, которые беспрерывно осыпали конных египтян, сирийцев, сельджуков и бедуинов тучей стрел. Но больше всего мусульманам досаждали отряды арбалетчиков. Под надёжным прикрытием пехоты эти опытные стрелки разили своими арбалетными болтами всадников Саладина до того, как они могли ответить прицельными выстрелами из своих луков.
Все организованные атаки и стихийные наскоки исламской кавалерии крестоносцы успешно отразили на всех важных направлениях. Лишь в нескольких местах наиболее отчаянные и бесстрашные воины джихада смогли на непродолжительное время вклиниться в оборонительные позиции латинян, закрепившись ненадолго на валах и баррикадах.
Крестоносцы мужеством своим, упорством, отвагой и доблестью ни в чём не уступали мусульманам. Даже Баха ад-Дин, известный своим скептическим и пренебрежительным отношением к участникам Третьего крестового похода, констатировал, пусть и неохотно, что на этот раз неверные, избрав верную и эффективную тактику защиты, были непобедимы.
Личный духовник, доверенный советник и персональный биограф Саладина в своём фундаментальном труде повествует о нескольких эпизодах, красноречиво характеризующих высокую степень мужества и самопожертвования христиан, как знатных рыцарей, так и простых пилигримов:
«Некоторые (из наших воинов) перебрались через траншеи, но противник яростно сопротивлялся, и они не смогли выбить его с занимаемых им позиций. Один из мусульман, преодолевших траншеи, сообщил, что видел некоего человека, франка огромного роста, который в одиночестве стоял на вершине укрепления, и при этом собственными силами удерживал мусульман на большом расстоянии.
Его товарищи, слева и справа от него, передавали ему камни, которые он обрушивал на наших воинов, когда те приближались к укреплению. "В этого человека, – говорил очевидец, – попало более пятидесяти стрел и камней, но ничто не отвлекло его внимания от его действий. Он продолжал сражаться и отгонять наступающих до тех пор, пока не сгорел заживо от бутыли с нефтью, брошенной в него нашими пиротехниками"...»[3].
Но более всего даже самых бывалых и опытных воинов Салах ад-Дина поразил тот факт, что среди отчаянно и доблестно сражавшихся крестоносцев были женщины. Одна из них столь ловко, метко и быстро стреляла из лука, что насмерть сразила нескольких египетских ветеранов, отличившихся во многих предыдущих битвах и походах Саладина.
Даже после того, как в эту отважную женщину попали несколько мусульманских стрел, она не покинула строй и продолжала стрелять, разя вражеских кавалеристов, бешено проносящихся мимо и яростно атаковавших по фронту. В конце концов, один мамлюк, разъяренный гибелью своих товарищей, зарубил отважную израненную и истекавшую кровью христианскую лучницу[4].
Не добившись никакого успеха ни на одном из участков масштабной битвы, понеся серьёзные потери, воинство Салах ад-Дина отступило. Эту очередную неудачную попытку ослабить блокадное кольцо вокруг Акры видели защитники и жители осажденного города. И они, и всемогущий ближневосточный владыка поняли, что настало время капитуляции. Требовалось как можно скорее договориться с лидерами латинян, пока они были согласны на более-менее сносные для мусульман условия.
Каракуш Боха ад-Дин и Али аль-Маштуб Сейф ад-Дин, не плохо разбираясь в характерах и личностных особенностях предводителей крестоносцев, предпочли вести предварительные переговоры с королём Франции и Конрадом Монферратским. В ночь на 11 июля руководители обороны Акры договорились с Филиппом II и маркизом де Монферрато о том, что после уплаты общего выкупа, сумма которого окончательно предстояло согласовать с Саладином, жители города смогут покинуть его, взяв с собой имущество, которое смогут унести в руках.
Узнав о сепаратных переговорах за его спиной, Львиное Сердце пришёл в ярость. Он пригрозил, что если его союзники не откажутся от своих намерений и обещаний, данных нечестивым и побежденным сарацинам, то Ричард применит силу оружия. Первым правитель английский обещал (к величайшей радости и восторгу Ги де Лузиньяна и его брата Жоффруа) разгромить воинство Конрада. Маркиз Монферратский менее всего имел права (по убеждению Ричарда) участвовать в переговорах, а тем более, от имени прочих знатных христианских особ диктовать свои условия.
Ни король Франции, ни сеньор Тира не рискнули перечить разгневанному Львиному Сердцу, а тем паче, вступать с ним в вооруженный конфликт. «Усмирив бунт на корабле», правитель «Туманного Альбиона» при полной и всецелой поддержке братьев-Лузиньянов, Генриха II Шампанского, пизанцев, тамплиеров, госпитальеров и герцога Бургундии продиктовал окончательные условия капитуляции.
Крестоносцы отпускали на свободу всех пленных мусульман, которые имелись у них на тот момент. В свою очередь из тюрем Акры и полевого стана Салах ад-Дина отпускались все христиане, содержавшиеся в исламской неволе. Султан возвращал иерусалимским священникам Святой Животворящий Крест Господень.
За право свободного выхода из Акры всех его жителей и защитников, которые намерены покинуть город после занятия его латинянами, всемогущему султану надлежало уплатить огромную сумму – 200 000 золотых динаров. Этот выкуп в пересчёте на тогдашние английские деньги составлял порядка 23 000 фунтов стерлингов или 35 000 серебряных марок.
Согласно договоренности, достигнутой между Ричардом I Плантагенетом и Филиппом II ещё до начала похода, выкуп, полученный от Саладина, они делили пополам. Иными словами, короли Англии и Франции получали по 100 000 золотых динаров, а прочие предводители и высокопоставленные аристократы получали возможность обогатиться исключительно за счёт захвата военной добычи и трофеев в Акре.
Именно по этой причине Львиное Сердце категорически настаивал на том, что жители капитулировавшего города получали только личную свободу и возможность беспрепятственно уйти из Акры. Уносить с собой оружие, ценности, домашнюю утварь, ценное имущество, уводить скот и лошадей запрещалось. Мусульманам дозволялось лишь взять предметы религиозного культа, а также запас еды и воды на дорогу.
Как только вступило в силу перемирие и полный запрет на использование любого оружия, в том числе стрел и арбалетных болтов, наиболее непримиримо настроенные жители Акры и воины её гарнизона появились на крепостных стенах в самых своих дорогих и роскошных одеждах. Эти люди стремились всем своим видом показать, что дух их и воля не сломлены.
Комментируя данный факт, известный современный британский профессор-медиевист Томас Эсбридж, обобщая сведения латинских первоисточников, отмечает: «Оказалось, что безликие противники последних месяцев – вовсе не толпа дикарей, а люди обладавшие достойным восхищения мастерством и исключительной отвагой и несломленные несчастьем. Их лица оставались решительными»[5].
К данному комментарию следует прибавить наблюдение одного из непосредственных очевидцев «исхода жителей Акры». Крестоносец, внимательно рассматривая мусульман, покидавших свой город и свои дома, в которых остались все их ценности и имущество, отмечал, что сарацины, шли налегке и без гроша в кармане, но при этом вид их был вовсе не болезненный и напрочь лишенный оттенков изнеможения. Напротив, многие мусульмане шли с гордо поднятой головой, сохраняя достоинство и выдержку, будто, это они были победителями[6].
В пятницу 12 июля 1191 года крестоносцы вступили в Акру. Известный средневековый арабский историк, хронист и богослов Абу Шама аль-Макдиси в одном из своих трудов следующими словами описывал этот долгожданный для христиан и трагический для местных мусульман момент:
«Страшный шум [радости] поднялся на стороне франков. Всех правоверных охватил ужас, все оцепенели, поле огласилось воплями, плачем, стонами и рыданиями. О, гнусное зрелище: маркиз [Конрад Монферратский], войдя в Акру с четырьмя знаменами христианских королей, поднял одно из них на цитадели, второе – на минарете великой мечети (а была пятница – священный для мусульман день!) и третье – на боевой башне, вместо знамени ислама»[7].
Следует обязательно отметить важное обстоятельство. В первые после капитуляции дни Акру покинула только незначительная часть её жителей – женщины, старики, дети, раненые и больные. Все остальные, прежде всего, представители знати и администрации, торговцы, воины, военачальники и зажиточные горожане остались в Акре в качестве заложников.
Подобная мера по глубокому убеждению Ричарда I и Филиппа II служила самой надёжной гарантией добросовестного исполнения султаном своих финансовых обязательств. В свою очередь, короли-крестоносцы гарантировали всем заложникам жизнь, свободу передвижения (в рамках городских застроек и кварталов), неприкосновенность и возможность совершать намаз в нужное время и необходимое количество раз.
Как только Салах ад-Дин выплачивал в полном объёме 200 000 золотых динаров, оставшиеся жители и защитники Акры получали свободу. На сбор требуемой суммы султану предоставлялся ровно месяц. К исходу 12 августа 1191 года ближневосточный владыка должен был полностью расплатиться с королями Англии и Франции.
Если для мусульман, оказавшихся в Акре на момент занятия её воинством крестоносцев, вступление в город иноверцев-завоевателей был сродни катастрофе и величайшее трагедии, то в стане победителей царили совсем иные настроения. Один из западноевропейских хронистов своим читателям и потомкам оставил запись следующего содержания:
«Христиане вступали в город, испытывая радость и ликование, прославляли Бога громкими голосами и благодарили Его за то, что Он смилостивился над ними и принес спасение Своему народу. И вознеслись знамена и гербы королей над стенами и башнями… Каждый король получил свою часть замиренного города, в то время как войско расположилось повсюду, наслаждаясь отдыхом после столь долгой и утомительной осады»[8].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 263.
[2] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 245.
[3] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 264.
[4] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 281.
[5] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 432.
[6] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 229.
[7] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 128.
[8] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 229.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.
Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.
Режин Перну (1909-1998) – одна из самых известных и популярных французских писательниц ХХ века, признанный историк-медиевист, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе монографии по эпохе Крестовых походов, а также увлекательное жизнеописание подвигов и приключений английского короля Ричарда I Львиное Сердце.
Полностью цикл публикаций «Битвы цивилизаций. Осада Акры (1189-1191)» можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я. Ги де Лузиньян вновь идёт на крайний риск
Часть 2-я. Цитадель из разряда почти неприступных
Часть 3-я. Сентябрьское наступление Саладина
Часть 4-я. Ответные удары крестоносцев
Часть 5-я. Первое генеральное сражение
Часть 6-я. Длительное затишье
Часть 7-я. Противостояние возобновляется
Часть 8-я. Бедствия, неурядицы и коварные интриги в христианском стане
Часть 9-я. Вторая зимовка под стенами недосягаемой твердыни
Часть 10-я. Стратегический план и полководческие инициативы Филиппа II
Часть 11-я. Защитник Исламской Веры vs Львиное Сердце: заочная схватка началась
Часть 12-я. Новые раздоры, давняя вражда и текущие противоречия между предводителями крестоносцев
Часть 13-я. Французский король идёт на решительный штурм
Часть 14-я. Коренной перелом или Ричард I по-настоящему берётся за дело
Часть 15-я. Долгожданная капитуляция
Часть 16-я. Главные итоги
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)