Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
13 октября 1189 года в походном шатре Салах ад-Дина состоялся расширенный военный совет. Султан обратился к своим наиболее приближенным и доверенным лицам с предложением продолжить активные наступательные действия против латинян, засевших на горе Торон и укрепившихся у её подножия.
Баха ад-Дин – главный мусульманский летописец осады Акры почти дословно передаёт заключительную часть речи ближневосточного владыки: «Врагов осталось совсем немного; теперь настало время уничтожить их полностью… Враг жив; если мы оставим его в покое и он останется здесь до той поры, когда море станет пригодно для судоходства, он получит мощное подкрепление. Я придерживаюсь мнения, и оно кажется мне наиболее правильным, что нам следует немедленно атаковать христиан…»[1].
Советники Саладина, его лучшие военачальники и придворные вельможи, хотя и выразили полную поддержку намерениям своего повелителя, но с высокой степенью почтительности и полагающегося пиетета аргументировано выразили сомнения в целесообразности продолжения активных боевых действий против Ги де Лузиньяна, его сторонников и союзников.
Ближний круг правителя Сирии, Египта и Палестины предложил на время отвести объединенное исламское войско в более удобное для его размещения место – подальше от места «Великой битвы при Акре». На поле сражения, несмотря на ежедневные авральные работы похоронных команд, оставалось множество тел павших латинян, а также сотни лошадиных трупов.
Первая половина осени выдалась жаркой, поэтому и жители Акры, и крестоносцы, и войско Салах ад-Дина – все страдали от невыносимого смрада разлагавшейся плоти, распространявшегося на несколько километров вокруг. В мусульманском лагере возросло число инфекционных больных, и лекари султана связывали эту вспышку с миазмами гниения, приносимыми ветром с поля недавней масштабной битвы.
Ещё одним важным доводом советников султана был тот факт, что большинство исламских воинов находились практически безвылазно в седлах, боях, переходах и рекогносцировках пятьдесят дней. Люди и кони изрядно устали, даже самым выносливым бойцам и резвым скакунам требовался полноценный отдых.
Раненым и больным необходимы были более подходящие условия для лечения, выздоровления и реабилитации. Саладин и сам был нездоров. Приступы лихорадки беспокоили его и прежде, но на этот раз лучшие врачеватели Ближнего Востока никак не могли добиться хотя бы временной ремиссии. Изнурительная лихорадка Саладина усугублялась практически ежедневным его физическим и моральным перенапряжением.
Воинство Ги де Лузиньяна едва ли не каждую неделю получало подкрепления. Крестоносцы из самых разных стран и городов Европы десятками, а то и сотнями прибывали на кораблях в Тир, а оттуда прямиком направлялись под стены Акры. В свою очередь, армия Салах ад-Дина давно не пополнялась свежими и боеспособными воинскими контингентами.
Султан отправил в Дамаск своего старшего сына Аль-Афдала Али ибн Юсуфа. Ему надлежало как можно скорее привести к Акре воинов, недавно мобилизованных в сирийских провинциях. Саладин также распорядился, чтобы его египетские наместники провели дополнительный набор местных кавалеристов.
Кроме того, султан отправил в Багдад подробную реляцию о своём недавнем большом успехе в «Великой битве при Акре». Ближневосточный правитель просил у своего сюзерена военной помощи, чтобы окончательно разгромить неверных, изгнав их навсегда от стен Акры, а затем захватить их главный палестинский оплот – Тир.
Багдадский халиф Абуль-Аббас Ахмад ан-Насир Лидиниллах сердечно поздравил Салах ад-Дина с блестящей победой над нечестивыми латинянами пожелав своему верному вассалу дальнейших успехов в борьбе за истинную исламскую веру. И хотя ан-Насир Лидиниллах пообещал всемерную поддержку и помощь в борьбе с крестоносцами, на практике весь его клад в джихад ограничился посылом в стан Саладина нескольких отрядов вооруженных добровольцев, большая часть из которых представляла собой плохо вооруженных и слабо подготовленных ополченцев.
Халиф завидовал военным, дипломатическими и политическим успехам правителя Египта, Сирии и Палестин. Больше всего Абуль-Аббас Ахмада тревожил тот факт, что мусульмане Ближнего Востока, Закавказья, Ирана и Месопотамии почитали Салах ад-Дина как главного своего героя, предводителя и величайшего праведного защитника ислама. Непосредственно исконным владениям Аббасидского (Багдадского) халифата крестоносцы не угрожали. По этой причине ан-Насир Лидиниллах не собирался тратиться на военные расходы и посылать в помощь Саладину своих воинов.
Высшие военачальники султана и ближайшие его советники настойчиво убеждали ближневосточного владыку, что будет гораздо более правильно и безопаснее отвести войско на несколько километров восточнее нынешнего лагеря. Когда на новом месте армия Салах ад-Дина пополнится резервами, а воины отдохнут, подлечатся и наберутся сил, можно снова будет приступить к активным масштабным боевым действиям.
В конце концов, Саладин последовал советам своего ближнего круга. В тот же день – 13 октября передовые отряды мусульманской армии начали выдвижение к холму Аль-Харруба (Телль-Карраба), расположенному в 13 км к юго-востоку от Акры. Спустя десять дней к месту новой ставки султана прибыл Аль-Афдал Али ибн Юсуф. Он привёл из Алеппо менее двух тысяч всадников и пехотинцев.
Удалением главных вражеских сил от восточных предместий Акры тотчас в полной мере воспользовались Ги де Лузиньян и его сторонники. Известный средневековый арабский историк Ибн аль-Асир в одном из своих трудов свидетельствует: «Они [крестоносцы] окружили Акру с суши, пока их суда осаждали город с моря. Также они начали копать рвы и строить земляной вал. Каждый день мусульманский авангард пытался завязать с ними бой, но они не вступали в него, опасаясь, как бы Саладин не начал атаку прежде, чем они завершат строительство своих оборонительных укреплений»[2].
Как только армия султана удалилась на достаточное расстояние, латиняне с энтузиазмом принялись за возведение новой циркумвалационной линии, которая после завершения работ полностью изолировала Акру от внешнего мира со стороны суши. Из местных пород песчаника и спрессованного болотного турфа христиане возводили валы, которые снаружи окружали рвами.
Чтобы воспрепятствовать атакам мусульманской кавалерии, как со стороны нового лагеря Саладина, так и со стороны Акры, крестоносцы по предложению одного из военных советников иерусалимского короля выкопали десятки замаскированных волчьих ям, глубоко и прочно вкопав в их дно заостренные длинные колья.
Уже упоминавшийся Ибн аль-Асир, неоднократно критиковавший Салах ад-Дина за ряд тактических и стратегических ошибок, допущенных в ходе кампаний 1187-1189 годов, резюмируя осадную деятельность латинян, сделал следующее заключение: «Видя, насколько усилились позиции христиан вокруг Акры, стало понятно, насколько "хороший" совет дали султану приближенные, убедив его отступить»[3].
Со стороны моря Акру вновь блокировали итальянцы – пизанская и генуэзская эскадры. Впрочем, водная блокада оказалась не столь надёжной и эффективной. В самом конце октября 1189 года в гавань осажденного города сквозь вражеский заслон пробилась целая мусульманская флотилия в составе полусотни галер, которые доставили провизию и вооружение.
В свою очередь в ноябре значительное подкрепление прибыло в Тир. Для отвоевания Акры, а затем и Иерусалима прибыли несколько сотен знатных феодалов, рыцарей и профессиональных воинов из Фландрии, Дании, Италии, разных уголков Франции и даже из Венгрии. Крестоносцы, которые плыли на Святую Землю окружным путём через Гибралтарский пролив, огибая Пиренейский полуостров, успели сразиться с маврами в Португалии. Вкусив сладкий победный плод, а также разжившись трофеями, новоприбывшие пилигримы, преисполненные воинственности, алчности тщеславия, так и рвались снова в бой.
Однако окончательно наступившая зима, ознаменовавшаяся затяжными проливными дождями и частыми ветрами, положила конец вооруженному противостоянию христиан и мусульман. Как это часто бывало в подобных случаях, длительное затишье в боевых действиях, а также вынужденное бездействие и безделье очень скоро привело к тому, что противники начали общение, которое в дальнейшем переросло в более продуктивные контакты.
В эпоху Классического (Высокого) Средневековья войны в общем и целом велись по рыцарским правилам, даже если это касалось боевых действий, протекавших в рамках Священной войны, направленной против представителей другой веры. За исключением случаев варварского разграбления взятых приступом городов, или актов вопиющего и беспринципного нарушения всех существующих кодексов и неписаных правил войны, как это неоднократно делал известный «барон с большой дороги» Рено де Шатийон, противники старались вести себя по отношению друг к другу с уважением и по-джентльменски.
И христианские, и мусульманские средневековые первоисточники содержат множество любопытных фактов, касающихся взаимоотношений между непримиримыми врагами. Во время штурмов, морских и полевых битв латиняне и воины ислама беспощадно истребляли друг друга всеми доступными методами и средствами. Однако, как только наступали часы затишья, или противоборствующие армии расходились на зимовку, картина изменялась до неузнаваемости.
Знатные крестоносцы-феодалы и эмиры вели светские беседы, обсуждая породы лошадей, способы соколиной охоты, похваляясь своими подвигами и родословной. Многие из иерусалимских рыцарей и баронов в совершенстве знали арабский язык, а Салах ад-Дин и многие его приближенные вполне сносно владели франкским наречением.
Осажденные и осаждающие охотно обсуждали недавние бои, воздавая дань мужеству, отваге и воинской доблести друг друга. Нередко представители знати – мусульманской и католической охотно в мирные дни навещали своих врагов с дружескими визитами, обменивались подарками, совместно охотились, упражнялись в стрельбе, демонстрировали оружие.
И доблестные рыцари, и простые воины устраивали состязания, соревнуясь в ловкости, меткости при стрельбе из лука, умении владеть мечом, копьём или боевым топором. Владельцы породистых лошадей организовывали скачки, а физически развитые бойцы соревновались в борьбе, выносливости и подъёме тяжестей.
Известный современный израильский историк Пётр Ефимович Люкимсон в одном из фрагментов своего фундаментального труда, посвященного биографии Саладина, очень наглядно и увлекательно повествует о парадоксах взаимоотношений между представителями двух абсолютно разных цивилизаций, жестоко и бескомпромиссно воюющих на протяжении почти целого столетия:
«Если в ближайшие часы не предвиделось крупного сражения, христиане отправлялись в лагерь противника за покупками, бродили между лавками, осматривая товары, торговались, и никто их при этом не трогал. Мусульмане, в свою очередь, посещали притоны в лагере противника, где тоже чувствовали себя в безопасности.
По вечерам знатные рыцари отправлялись в гости к эмирам и, сидя вокруг щедро накрытого дастархана, вели разговоры «за жизнь», слушали выступления певцов, заворожено следили за «танцем живота», исполняемого юными рабынями, а иногда развлекались, устраивая бои между самыми юными из своих воинов…»[4]
И в лагере Ги де Лузиньяна, и в стане Саладина во все дни, когда не велись боевые действия, самым многолюдным и шумным местом были базары. По обе стороны противостояния можно было купить, продать, обменять или заказать практически всё. Торговцы, купцы, ростовщики, скупщики, работники средневековых ломбардов, негоцианты и коммивояжеры – представители самых разных стран, народов, национальностей и вероисповедания вели бойкую и весьма прибыльную куплю-продажу.
На рынках и базарах, действовавших в Акре и её окрестностях, в изобилии имелось всевозможное оружие – европейское и восточное (в том числе наиболее востребованные мечи, сабли, ножи и кинжалы из дамасской стали), доспехи, снаряжение и амуниция. Поскольку среди крестоносцев имелось немало знатных дам, прибывших на Святую Землю в окружении прислуги, ходовым товаром были самая разнообразная одежда, ювелирные украшения, знаменитые персидские ковры, восточные предметы быта и утварь.
Многие европейцы, оказавшись в Палестине, впервые в своей жизни попробовали специи, сахар, пряности, средневековые восточные кондитерские изделия, экзотические фрукты, овощи и бахчевые культуры. От «диких, варварских, грязных и нечестивых магометан» крестоносцы переняли традицию регулярно посещать горячие бани, пользоваться мылом и парфюмерными изделиями, а также регулярно менять верхнюю одежду и нательное бельё, которое прежде занашивалось до дыр, бессменно используясь до крайней степени ветхости.
Разумеется, самые оживленные рынки, а также центры культуры, досуга и восточного гурманства находились в лагере Салах ад-Дина. Один из главных исторических консультантов сегодняшней публикации Ибн ал-Асир очень подробно рассказывает о том, как был организован быт в становище мусульманской армии: «В центре лагеря была широкая площадь, где находились сто сорок палаток кузнецов. Я заметил, что только одна кухня содержит двадцать восемь огромных котлов, каждый из которых способен вместить целую овцу.
Я лично подсчитал количество лавочек, зарегистрированных у старшины рынка, и насчитал их около семи тысяч. Заметьте, что это не были лавочки, подобные тем, что встречаются в городах: одна из них была способна обслужить сотню наших, все они были прекрасно снабжены… Что касается рынка старой и новой одежды, то он поражал воображение. В лагере было оборудовано более тысячи бань. Большинство из них содержали выходцы из Африки, обычно они объединялись по два или по три человека. Эти купальни были глиняные, окруженные палисадом и циновками, чтобы купающихся не было видно. Посещение бани стоило одну серебряную монету»[5].
Что же, как говорится, самое время нанести «ответный визит» в лагерь крестоносцев, чтобы сравнить степень комфорта, бытовых и санитарно-гигиенических условий, в которых находились пилигримы и их заклятые противники иноверцы. Вновь слово предоставляется Петру Люкимсону – автору одной из лучших биографий Салах ад-Дина, написанных в последние годы:
«Главной проблемой их лагеря, бывшего на самом деле довольно большим для той эпохи городом, была, судя по всему, гигиена. В отличие от мусульман, рывших примерно в километре от палаток выгребные ямы, а также совершавших перед каждой молитвой ритуальное омовение рук и часто купавшихся в походных банях или в море, христиане справляли малую и большую нужду прямо на территории лагеря и не мылись неделями, а подчас и месяцами. В результате от них и их жилищ исходил ужасающий запах, еще раз подтверждавший убеждение мусульман, что они имеют дело с варварами. Но главным следствием этого состояния крестоносного лагеря было то, что в нем постоянно вспыхивали различные инфекционные заболевания, уносившие не меньше жизней, чем спорадические атаки противника»[6].
Помимо крестоносцев, наёмников, моряков, священников, торговцев, лекарей, мирных паломников, ростовщиков, скупщиков трофеев и военной добычи, всякого рода авантюристов, искателей приключений и «лучшей доли в райских землях» в окрестности Акры одним из последних осенних рейсов 1189 года прибыли три сотни европейских путан. Один из арабских хронистов назвал их «прекрасными и развратными франкскими женщинами, не имевших мужей, конкретных обязанностей и хозяйственных забот».
Несмотря на праведное возмущение и негодование священнослужителей, западноевропейские женщины с пониженной социальной ответственностью быстро обустроились на новом месте. К всеобщей радости крестоносной братии, очень скоро близ осажденной Акры начали действовать самые разные по степени комфорта и сервиса «пункты оказания интимных услуг».
К величайшему прискорбию католических прелатов, монахов и рядовых священников, которые самым строжайшим образом соблюдали обет безбрачия, интимного воздержания и целомудрия, очень часто количество крестоносцев, желающих воспользоваться прелестями развратных девиц, превышало число латинян, посещавших ежедневные мессы.
Более того, запретными сладострастными услугами чужестранок, исповедовавших чужую веру, со временем стали активно и повсеместно пользоваться и мусульманские мужчины. Жители и защитники Акры, страждущие вкусить запретный и греховный плод, платили латинским стражникам и караульным передовых постов золотыми и серебряными монетами, чтобы те в дни затишья беспрепятственно пропускали их к заветным шатрам и палаткам с «красными фонарями».
Имад аль-Дин – личный и доверенный секретарь Саладина оставил подробные письменные воспоминания о том, как муллы, имамы и муфтии негодовали, подобно их католическим коллегам, но поделать с «озабоченными ходоками» из числа единоверцев ничего не могли[7]. Пойманных с поличным мусульман приговаривали к солидным штрафам и телесным наказаниям (в том числе к ударам палкой по спине и пяткам). Однако желающих посетить «корчму заморских жриц любви» всё равно хватало с избытком.
Остаётся лишь посочувствовать борцам за религиозную нравственность и телесную беспорочность, находившимся по обе стороны циркумвалационной линии. К их величайшему разочарованию, осада Акры в очередной раз подтвердила нелицеприятную истину о том, что война войной, а древнейшая профессия востребована всюду и в любое время, даже самое тяжкое, смутное и смертельно опасное.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 165.
[2] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 232-233.
[3] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 399.
[4] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 212-213.
[5] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 250.
[6] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 212.
[7] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 401.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.
Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.
Полностью цикл публикаций «Битвы цивилизаций. Осада Акры (1189-1191)» можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я. Ги де Лузиньян вновь идёт на крайний риск
Часть 2-я. Цитадель из разряда почти неприступных
Часть 3-я. Сентябрьское наступление Саладина
Часть 4-я. Ответные удары крестоносцев
Часть 5-я. Первое генеральное сражение
Часть 6-я. Длительное затишье
Часть 7-я. Противостояние возобновляется
Часть 8-я. Бедствия, неурядицы и коварные интриги в христианском стане
Часть 9-я. Вторая зимовка под стенами недосягаемой твердыни
Часть 10-я. Стратегический план и полководческие инициативы Филиппа II
Часть 11-я. Защитник Исламской Веры vs Львиное Сердце: заочная схватка началась
Часть 12-я. Новые раздоры, давняя вражда и текущие противоречия между предводителями крестоносцев
Часть 13-я. Французский король идёт на решительный штурм
Часть 14-я. Коренной перелом или Ричард I по-настоящему берётся за дело
Часть 15-я. Долгожданная капитуляция
Часть 16-я. Главные итоги
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)