Найти в Дзене
Generalissimus

Битвы цивилизаций. Осада Акры (1189-1191). Часть 4-я. Ответные удары крестоносцев

Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

В результате постоянных концентрированных массированных атак, многократно предпринимаемых армией Салах ад-Дина ежедневно в период с 14 по 20 сентября 1189 года, мусульманам удалось ликвидировать осадное кольцо, созданное накануне крестоносцами вокруг восточных и северных крепостных стен Акры.

С целью воодушевления гарнизона и личного осмотра текущего положения дел в городе, подвергшемся сухопутной блокаде, султан несколько часов провёл в Акре. С высоты сторожевых башен и минарета он внимательно осмотрел окрестности, а затем проверил состояние фортификационных сооружений внешних крепостных стен и цитадели.

Своей инспекцией ближневосточный владыка остался доволен. Акра действительно была готова к самой длительной, интенсивной и изнуряющей осаде, как со стороны суши, так и со стороны моря. Запасов провизии для защитников и мирных жителей хватало не менее чем на полгода вперёд, оружия, стрел и метательных снарядов – на три месяца. С питьевой водой в колодцах проблем вообще не имелось. Моральный и боевой дух гарнизона, ополченцев и волонтёров-добровольцев был на самом высоком уровне.

И всё же, несмотря на все положительные и оптимистичные впечатления от пребывания в Акре, на душе у Салах ад-Дина было неспокойно и тревожно. Он не решил главной и самой насущной задачи: объединенное христианское воинство, которое возглавлял Ги де Лузиньян, не было разбито, обескровлено или деморализовано. Кроме того, доблестные воины ислама не сумели, хотя приложили титанические усилия, захватить ни полевой укрепленный лагерь латинян, возведенный у подножия горы Торон, ни ставку иерусалимского короля, находившуюся на её вершине.

Саладин находился в разбитом состоянии – и в прямом, и в переносном смысл этого значения. Всё то время, которое правитель Сирии, Египта и Палестины находился близ Акры, его одолевали изнуряющие приступы лихорадки. Семидневная битва, в которой он принимал самое деятельное и непосредственное участие, измотала его физически и морально.

Каково же было удивление прославленного исламского завоевателя Иерусалима, когда утром 21 сентября 1189 года приближенные сообщили ему, что католики вывели за пределы своего лагеря практически все наличные силы, выстроились в боевые порядки и медленно движутся по направлению к полевой ставке Саладина, имея явное намерение атаковать её!

-2

Доподлинно неизвестно, кто из христианских предводителей принял решение о переходе в контрнаступление – Ги де Лузиньян, его военные советники или европейские аристократы из числа недавно прибывших на Святую Землю. Однако, кто бы ни стоял в конечном итоге за реализацией этого важнейшего решения, принято оно было в самый критический и переломный момент оправдано верно.

Лучшие воины самых элитных и боеспособных отрядов Салах ад-Дина были изрядно утомлены физически, их моральный дух, религиозное рвение и боевой настрой заметно сникли. Как и их владыка-султан, сарацины нуждались в отдыхе для восстановления физических сил и душевного равновесия.

Наступил наиболее благоприятный момент для перехвата стратегической инициативы. Наступательный порыв врага надлежало погасить окончательно, и единственной реальной возможностью для успешного осуществления этого замысла был внезапный переход в масштабное контрнаступление.

Баха ад-Дин – главный мусульманский летописец осады Акры, а также доверенный советник Саладина, его духовник, личный секретарь и персональный биограф оставил достаточно подробное описание боевого построения латинского войска: «…вражеская пехота и конница, развернувшись в цепь на вершине горы, покинули лагерь и медленно, без какой-либо спешки, двинулись в нашу сторону. Внутри образованного пехотой внешнего кольца, точно окруженные стеной, они шли до тех пор, пока не достигли шатров нашего авангарда»[1].

Султан, превозмогая слабость, температуру и озноб, вновь лично руководил сражением. Когда расстояние между передними рядами противоборствующих армий сократилось до нескольких десятков метров, Салах ад-Дина взмахнул своим мечом и громко крикнул: «Вперед, за ислам!» Тотчас сарацинская кавалерия мощным клином ударила по обоим флангам христианского войска, смяв их и частично отбросив назад.

Саладин, несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, руководил своим войском тактически грамотно, быстро и своевременно принимая необходимые решения. Для расширения брешей, образовавшихся в боевых порядках крестоносцев после таранного удара конных сельджуков и мамлюков, султан тотчас послал отборную пехоту – курдов, суданцев и спешенных туркмен.

В результате продолжительной, крайне ожесточенной, бескомпромиссной и яростной схватки верх начали повсеместно одерживать мусульмане. Ги де Лузиньяну и его военачальникам ничего не оставалось, как отдать приказ о начале поэтапного и организованного отступления обратно к своему лагерю.

-3

Прорваться латинянам к сарацинским шатрам не удалось. Обе стороны понесли ощутимые потери. Общее число погибших, раненых и покалеченных измерялось сотнями. Как и в предыдущие дни, пленных практически не брали ни магометане, ни католики. И всё-таки, эту трудную и кровавую битву крестоносцы могли занести себе в актив.

Наступательный порыв армии Салах ад-Дина на длительное время иссяк. Понимая, что в ближайшие недели его воины не способны на полноценные штурмы вражеских укрепленных позиций, султан прибегнул давним восточным тактическим хитростям, многократно испытанным и проверенным на практике.

В частности, он 24 сентября имитировал нападение на позиции христиан вокруг горы Торон, имея цель выманить посредством притворного отступления главные силы крестоносцев на равнину, окружить их кавалерией со всех сторон, а затем уничтожить. Однако Ги де Лузиньян не поддался на уловку коварного противника.

Оказывая повсеместное и почти ежедневное достойное и эффективное сопротивление сарацинам, латиняне столкнулись с очень серьёзной проблемой, которую требовалось решить в ближайшие дни. В лагере объединенного христианского войска заканчивались запасы продовольствия и фуража. Крупный отряд крестоносцев, высланный 29 сентября для сбора провизии в северо-западном направлении, был перехвачен мусульманской и бедуинской конницей, окружён и практически полностью истреблён.

Салах ад-Дин, не имевший возможности взять вражеский лагерь штурмом, принял решение уморить христиан голодом, окружив гору Торон многослойным плотным блокадным кольцом. К счастью для крестоносцев, иерусалимский король или его советники предвидя подобное неблагоприятное развитие событий, успели своевременно заранее отправить гонцов в Тир с призывом о помощи.

К чести Конрада Монферратского, несмотря на его существенные и довольно серьёзные разногласия с Ги де Лузиньяном, маркиз, действуя в тандеме с Людвигом III, маркграфом Тюрингии, мобилизовал практически все наличные силы, с которыми поспешил на помощь бывшему правителю «Священного города» и его союзникам.

По сообщениям итальянских пилигримов Конрад Монферратский и Людвиг Тюрингский привели из Тира к окрестностям Акры тысячу всадников и 20 000 пехотинцев[2]. Если количество конницы выглядит вполне правдоподобно, то численность пехоты завышена в 8-9 раз. Напомним, что всё крестоносное войско Священной Римской империи, которое Фридрих I Барбаросса собрал со всех уголков своей обширной державы, не превышало 15 000 человек. Ричард Львиное Сердце и Филипп II сообща повели на Святую Землю 12-14 тысяч воинов.

Маркиз де Монферрато и ландграф Тюрингии никак не могли сообща иметь войско более многочисленное, чем армии самых могущественных, состоятельных и влиятельных государей Западной Европы. По подсчётам современного российского историка Александра Владимировича Грановского в окрестности Акры под началом Конрада Монферратского и Людвига III прибыло около 2-3 тысяч человек – конных рыцарей и сержантов, а также профессиональных пехотинцев[3].

С учётом наличных сил, оставшихся в распоряжении Ги де Лузиньяна после напряженных и кровопролитных сентябрьских боев, общая численность крестоносного воинства приблизительно составляла от 8 до 10 тысяч человек. Салах ад-Дин, накануне получивший подкрепления, прибывшие из Месопотамии и юго-восточной части Малой Азии, имел в своё распоряжении порядка 15 000 активных бойцов, преимущественно конных[4].

-4

Генеральное сражение, которое мусульманские источники называют «Великой битвой за Акру», состоялось 4 октября 1189 года практически у самых стен осажденного города. Согласно исторической реконструкции Стенли Лейн-Пула – авторитетного британского профессора-востоковеда, медиевиста и арабиста, начальная диспозиция латинян была следующей:

«Они расположились полукругом, протяженностью более 3 км по фронту; один фланг упирался в море, другой – в реку Белус. Их передовая линия проходила параллельно линиям обороны сарацин. Лучники и арбалетчики шли, как обычно, впереди, а рыцари и пехота следовали, сомкнув ряды, сразу же за ними»[5].

Незаменимый и наиболее часто цитируемый в данном цикле публикаций исламский автор – Баха ад-Дин и на этот раз оставил письменные подробности о приготовлениях сторон к битве: «В среду, в 21-й день месяца ша'бан 585 года от хиджры[6] [4 октября 1189 года], армия франков пришла в необычное оживление; кавалерия и пехота, ветераны и новобранцы – все выстроились в линию за пределами лагеря, разделившись на центр, правый и левый фланги.

Их король находился в центре; перед ним держали Евангелие, защищенное шелковым пологом, который поддерживали за углы четыре человека. Правое крыло франков вытянулось вдоль всего левого крыла мусульман; а их левое крыло аналогичным образом выстроилось против нашего правого. Они занимали гребень гор, их правый фланг упирался в реку, а левый – в море»[7].

Итальянский священнослужитель, богослов и хронист Ральф де Дичето (де Дикето)[8] – современник Третьего крестового похода благодаря информации, содержавшейся в письмах и посланиях крестоносцев, а также свидетельствам непосредственных участников сражения, зафиксированных им письменно, донёс до потомков важные сведения, касающиеся построения боевых порядков крестоносцев.

Христианская армия по его данным была разделена на четыре больших отряда (баталии). Первым отрядом, расположившимся на месте развилки дорог, ведущих из Акры в Назарет и Сафарию, командовал Ги де Лузиньян. По его началом были воинские контингенты иерусалимских баронов и рыцарей, а также французские крестоносцы и госпитальеры.

Конрад Монферратский расположился слева от позиций короля Иерусалима (юго-восточнее горы Торон). В распоряжении маркиза был его отряд, приведенный им из Тира, а также итальянские крестоносцы – венецианцы и ломбардцы. Напротив северо-восточной оконечности Торона выстроилась баталия Людвига III. Он руководил воинами из родной Тюрингии, а также крестоносцами из Северной Европы и Пизы. Баталии Конрада Монферратского и Людвига Тюрингского образовывали центр объединенного латинского войска.

На левом фланге встал отряд тамплиеров, который возглавлял их великий магистр Жерар де Ридфор, репутация которого после битвы при Хаттине и последующих за ней событий, была основательно опорочена. Оттон I, граф Гелдерна[9], командовал резервом, а Жоффруа де Лузиньян – брат иерусалимского короля и доблестный рыцарь Жак д'Авен остались охранять лагерь крестоносцев.

В первых рядах христианского войска находились стрелки – лучники и арбалетчики, за ними – отряды легкой конницы, далее – пехотинцы. Рыцари небольшими группами размещались между рядами и на стыках баталий. Сведения Ральфа де Дичето относительно боевых порядков латинян практически полностью подтверждает анонимный продолжатель «Иерусалимской истории» Гильома Тирского[10].

Диспозицию мусульманской армии Баха ад-Дин описывает следующим образом: «Правый фланг тянулся до моря, а левый упирался в реку, подобно флангам армии франков. Султан велел своим войскам разбивать лагерь в соответствии с боевым порядком, по отдельности правому флангу, левому флангу и центру, чтобы в случае тревоги им не пришлось маневрировать, чтобы выйти на предписанные позиции»[11].

Салах ад-Дин со своей личной гвардией и лучшими отрядами кавалерии расположился в самом центре своих боевых порядков, как это предписывали исламские восточные традиции. Рядом с владыкой Сирии, Египта и Палестины находились двое старших его сыновей – Аль-Афдал Али ибн Юсуф и аз-Зафир ибн Юсуф. Они возглавляли самые отборные и элитные конные отряды, сформированные из числа наиболее опытных ветеранов прошлых войн, кампаний и походов – курдов и мамлюков. Помимо кавалерии в центре исламского воинства расположились пехотинцы, недавно набранные в провинциях древней Месопотамии – междуречья Тигра и Евфрата, а также в поселениях Джазиры[12]. Их боевые качества были невысокими, вооружение и защитная экипировка уступала аналогам латинских пеших бойцов.

На правом фланге под началом атабека Захира ад-Дина Ибн аль-Буланкири разместились кавалерийские отряды, набранные в Мосуле и его окрестностях. За ними – во второй линии находились конные сельджуки и воины мусульманских народов Закавказья, недавно мобилизованные в юго-восточных провинциях современной Турции. Этими отрядами командовал Кутб ад-Дин ибн Hyp ад-Дин. Главной ударной силой правого крыла армии Салах ад-Дина была сирийская конница. Ею и всем правым флангом руководил племянник султана – аль-Малик аль-Музаффар Таки ад-Дин Омар.

Левое крыло исламского воинства формировали курдская кавалерия, которую возглавлял эмир Сейф ад-Дин Али аль-Маштуб, а также всадники, набранные в северных провинциях нынешнего Ирака, которыми командовал Мужахид ад-Дин Береткаш. Главной ударной силой левого крыла султанской армии была египетская конница и отряд отборных мамлюков под началом опытного полководца Сейф ад-Дина Йазкужа. Опорой левого мусульманского фланга служил холм Киср аль-Хаммар, имевший форму треугольника, обращенного своей вершиной к стыку отряда рыцарей Ордена тамплиеров и баталии Людвига III Тюрингского.

Большинство военачальников и простых воинов с обеих сторон были абсолютно уверены в своём превосходстве и в победном итоге предстоящей битвы. Один из командиров рыцарского конного отряда, оглянувшись на сплочённые и почти симметричные своих соотечественников, произнёс фразу, которую многие католические священники сочли дерзким и не уместным богохульством: «Какая сила может нам противостоять? Даже если Господь останется в стороне, мы всё равно одержим победу!»[13]

Саладин, напротив, несмотря на заметно численное превосходство своей армии, особенно в кавалерии, был более сдержан в своих словах и поступках. Он не произносил неистовых и пламенных речей, предоставив эту прерогативу муллам и имамам. Сам Салах ад-Дин накануне битвы «лично обошел ряды войска, вдохновляя людей на битву, подбадривая их перед боем и убеждая их в том, что угодная Аллаху религия одержит победу»[14].

-5
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 156.

[2] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 393.

[3] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 416.

[4] - там же.

[5] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 202.

[6] - Хи́джра в дословном переводе с арабского означает «переселение». 24 сентября 622 года (по юлианскому календарю) мусульманская община, которую возглавлял пророк Мухаммед, переселилась из Мекки в Медину. Это событие, получившее название хиджра, стало отправной точкой отсчёта нового летосчисления – первым годом исламского лунного календаря. Окончательный переход на летосчисление с хиджры мусульманские правители начали в 637 году – в период правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба.

За отправную точку новой эры (по велению халифа) был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1-е мухаррама – первый день первого месяца исламского лунного календаря. Эта каноническая дата – 1 мухаррама 1-го года по хиджре соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю. Таким образом, при сопоставлении мусульманского и христианского летоисчисления, датировки по хиждре отстают от современного юлианского или григорианского календаря на 622 года, шесть месяцев и 17 дней (18 – если год високосный).

[7] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 160.

[8] - в ряде источников его имя транслируется как Ральф де Дицето, Ральф из Дисса или на латинский манер – Радульфус де Дичето.

[9] - графство Ге́лдерн (с 1339 года – герцогство) входило в составе Священной Римской империи. Географически графство Гелдерн занимало территории современных нидерландских провинций Гелдерланд и Лимбург, а также часть германской федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Название герцогства происходит от немецкого города Гельдерн, правители которого получили от императора в 1079 году титул графа, а в 1339 году – герцога.

[10] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 229-230.

[11] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 160.

[12] - Джазира (иначе – Бадият-эль-Джазира, Джезире или Эль-Джазира) – историческая средневековая область, занимавшая северную часть Древней Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата). Географически Джазира занимала современные территории Северо-Восточной Сирии, Северного Ирака и юго-восточной части Турции. В переводе с арабского языка «джазира» означает «остров».

[13] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 170;

- Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 230.

[14] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 161.

-6
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».

-7

Полностью цикл публикаций «Битвы цивилизаций. Осада Акры (1189-1191)» можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:

Часть 1-я. Ги де Лузиньян вновь идёт на крайний риск

Часть 2-я. Цитадель из разряда почти неприступных

Часть 3-я. Сентябрьское наступление Саладина

Часть 4-я. Ответные удары крестоносцев

Часть 5-я. Первое генеральное сражение

Часть 6-я. Длительное затишье

Часть 7-я. Противостояние возобновляется

Часть 8-я. Бедствия, неурядицы и коварные интриги в христианском стане

Часть 9-я. Вторая зимовка под стенами недосягаемой твердыни

Часть 10-я. Стратегический план и полководческие инициативы Филиппа II

Часть 11-я. Защитник Исламской Веры vs Львиное Сердце: заочная схватка началась

Часть 12-я. Новые раздоры, давняя вражда и текущие противоречия между предводителями крестоносцев

Часть 13-я. Французский король идёт на решительный штурм

Часть 14-я. Коренной перелом или Ричард I по-настоящему берётся за дело

Часть 15-я. Долгожданная капитуляция

Часть 16-я. Главные итоги

-8

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)