Окончание. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Обратив в бегство многотысячное сельджукское войско под стенами Коньи (Икония), разогнав его и рассеяв по округе, одновременно с этим захватив столицу Кылыч-Арслана II, правитель Священной Римской империи одним решительным ударом всего за пару часов принудил к капитуляции самого своего опаснейшего, могущественного и коварного противника на пути к Святой Земле.
Престарелому румскому султану ничего не оставалось иного, как смиренно просить Фридриха I Гогенштауфена о заключении мира, заранее соглашаясь на все условия победителя. Барбаросса не стремился унизить поверженного предводителя сельджуков, обложить его непомерной данью или отнять какие-либо земли. Император добивался одного и самого главного – беспрепятственного и безопасного перехода своей армии к предгорьям Тавра, а также обеспечения христиан провизией, свежей питьевой водой и фуражом.
Всё это обязался Кылыч-Арслан II предоставить латинянам безвозмездно и в достаточном количестве. За свою вероломную линию поведения, двойную политическую игру и грубейшее нарушение достигнутых ранее договоренностей, султан наказал себя сам. Его столица, дворец, загородные резиденции и близлежащие от Коньи поселения были разграблены крестоносцами.
В назидание коварным сельджукам ближайшее окружение «Рыжебородого» государя предложило взять приступом цитадель, стереть её с лица земли, а всех укрывшихся в ней магометан обратить в рабов и продать затем на невольничьих рынках Ближнего Востока. К его чести, Фридрих I решительно отказался от этого предложения.
«Священное воинство Христово» и так изрядно задержалось во враждебной Малой Азии. Коренные жители и защитники Утремера со дня на день ожидали появления германских крестоносцев под стенами Акры, а они, тем временем, ещё только-только преодолели половину пути. На осаду цитадели Коньи, которая не имела никакого стратегического значения, не было ни одного лишнего дня.
Румский султан принёс очередные клятвы верности и исполнения союзнического долга. Возложив руку на Коран, он обещал, что никто из его подданных ничем не воспрепятствует крестоносцам на всём их пути до самых западных границ Армянского киликийского царства. Кылыч-Арслан II выдал все запасы продовольствия и фуража, которые имелись в цитадели, а также предоставил Барбароссе два десятка самых знатных заложников – сыновей своих влиятельных эмиров и беев.
26 мая 1190 года имперское крестоносное войско покинуло Конью, уведя с собой порядка 6000 местных лошадей, мулов, волов и других вьючных животных. Кылыч-Арслан II и его непутёвый старший сын вздохнули с огромным облегчением, когда арьергард христианских колонн растворился у дрожащей от марева линии горизонта.
Старый султан и Кутб ад-Дин Мелик-шах легко отделались. Если бы на месте Барбароссы был какой-нибудь сельджукский самодержец или ближневосточный калиф, то на Румский султанат была бы наложена огромная контрибуция, а Кылыч-Арслана II и его старшего отпрыска либо бросили в темницу, либо казнили.
Подводя главные итоги преодоления малоазиатского отрезка маршрута на Святую Землю, известный французский специалист по эпохе Крестовых походов – Франсуа-Жозеф Мишо пишет: «Султан Иконийский [Кылыч-Арслан II], подобно Исааку Ангелу, не сдержал своего обещания и, вместо того чтобы беспрепятственно пропустить немцев через свои земли, встретил их войском, готовым к битве.
Однако он тут же поплатился за свое предательство: крестоносцы наголову разбили его армию, и от нее остались лишь груды трупов, усеявшие предгорье Тавра… С той поры немецкие рыцари везде сеяли ужас. Они поражали всех своей сплоченностью и дисциплиной, а эмиры, посланные донести об их прибытии Саладину, восхваляли их неукротимую храбрость в сражениях, терпеливость в бедственных положениях и выносливость в походе»[1].
От Коньи крестоносное победоносное воинство двинулось в юго-восточном направлении по старой византийской дороге в направлении античной крепости Ларинда (современный турецкий город Караман), возведенной греками ещё до эпохи завоеваний Александра Македонского. Не прошло и трёх дней, как воинственные и неугомонные сельджуки вновь стали совершать свои дерзкие, внезапные, а порой и отчаянно-безрассудные нападения на германских воинов и пилигримов.
Император приказал отражать мусульманские атаки с прежним мужеством, хладнокровием и отвагой. Барбаросса передал одному из сельджукских пленников, что заложники, которых Кылыч-Арслан II предоставил в распоряжение Барбароссы в залог исполнения своих обещаний и клятвенных заверений, будут непременно обезглавлены, если нападения магометан продолжатся.
С точки зрения средневековой дипломатии и международной юриспруденции, руководствуясь всеми вышеизложенными обстоятельствами и фактором военного времени, Фридрих I Гогенштауфен имел полное право казнить заложников, выданных ему вероломным сельджукским султаном, в очередной раз нарушившим священную клятву. Сельджукские миры и беи, посовещавшись, отказались от дальнейших нападений на латинян.
1 июня западноевропейские паломники достигли Ларанды – юго-восточного приграничного форпоста Румского султаната. Местный эмир не осмелился оказывать какого-либо сопротивления пришлым латинянам, выдав им требуемые запасы еды, и фуража, а также предоставив свободный доступ к источникам чистой питьевой воды.
На следующий день произошли два важных события. Как только крестоносцы покинули Ларанду, к Барбароссе явились посланники Левона II Рубенида. Они сообщили, что правитель Армянского киликийского царства с нетерпением ожидает в своих владениях императора Фридриха I и его войско, чтобы дать утомленным путникам отдых, а также снабдить их всем необходимым для продолжения похода.
Когда довольные и обрадованные паломники расположились на ночлег, их полевой стан, как и всю округу потрясло землетрясение. И хотя обошлось без жертв, многие пилигримы и священники увидели в этом грозном сейсмическом явлении недобрый знак, а некоторые перешёптывались о том, что очень скоро может произойти непоправимая беда.
Те, из паломников и освободителей Святого Гроба Господня, которые верили в дурные предзнаменования и пророчества, очень скоро дождались их свершения. В воскресенье 10 июня 1190 года в холодных водах горной реки Салеф, которую в античные времена называли Каликадн[2], свою неожиданную и скоропостижную смерть нашёл Фридрих I Гогенштауфен.
Историки-медиевисты, специалисты по изучению эпохи Крестовых походов, а также биографы Барбароссы до сих пор продолжают дискуссии о том, какая именно причина столь нелепо и трагически оборвала жизнь известнейшего, влиятельного и могущественного императора, ставшего после падения Иерусалима настоящим и незаменимым предводителем крестоносного движения.
Многие современные авторы полагают, что из-за сильнейшей жары правитель Священной Римской империи решил освежиться в прохладных водах реки, чьи потоки стекали с окрестных гор. Однако течение Салефа оказалось слишком сильным и бурным, а вода – излишне холодной. В результате сочетания этих двух неблагоприятных факторов сердце 67-летнего Фридриха не выдержало, и он скончался от сердечно-сосудистой недостаточности[3].
Средневековые летописцы, лично в походе не участвовавшие, но делавшие записи со слов непосредственных очевидцев событий – Арнольд из Любека и анонимный английский автор хроники «Описание паломничества и деяний короля Ричарда» сообщают, что Барбаросса погиб во время переправы через быстрые воды Салефа. Согласно их версии, стремительное и быстрое течение сбило с ног коня императора, в результате чего Фридрих, облачённый в доспехи, упал и утонул в прохладных и бурных потоках Салефа[4].
Уже упоминавшийся в сегодняшней публикации французский медиевист Жозеф-Франсуа Мишо, резюмируя основные версии гибели германского государя, сообщает следующие подробности: «Одни говорят, что старого императора намертво сковал холод воды, но когда его вытащили, он был еще жив; другие утверждают, что его увлекло сильное течение к дереву, о которое он разбил себе голову. Наконец, третьи уверены, что Барбаросса просто хотел переплыть реку, бросился в нее в доспехах и с конем и камнем пошел ко дну»[5].
Каковы бы ни были истинные причины гибели самодержца Священной Римской империи, но с его внезапной смертью продолжение «Германского крестового похода» в его первозданном масштабе, победоносном порыве, идейном вдохновении, всеобщем порядке и дисциплине стало невозможным.
Фридрих I Гогенштауфен был единственным и общепризнанным политическим лидером похода, его незаменимым администратором, идейным вдохновителем и верховным главнокомандующим, имевшим всеобщее уважение, почитание и непререкаемый авторитет. Смерть Барбароссы повергла многих участников похода в глубочайшее уныние и апатию.
Некоторые хронисты сообщают в своих трудах, что крестоносное воинство и пилигримов охватило настолько безутешное всеобщее горе и скорбь. Некоторые паломники в порыве сильнейшего душевного отчаяния и скорби покончили жизнь самоубийством, не считая возможным продолжать свой земной путь после смерти столь легендарного и благородного императора – этого истинного рыцаря на троне, овеянного славой полководца и правителя[6].
Средневековый германский хронист из Кёльна, чьё имя, увы, не сохранилось, завершая повествование о трагической гибели Фридриха Барбароссы, пишет строки, полные горя и безутешной печали: «На этом месте и при этом печальном рассказе, перо отказывается служить и речь немеет, потому что её недостаточно, чтобы изобразить страх и скорбь пилигримов в этом величайшем бедствии. Мы предоставляем не прочесть, а почувствовать это [душевное состояние] каждому, чтобы он взвесил жалобы и горе и отчаяние людского множества, оставленного в чужой стране, беспомощного, без утешения, без главы…»[7].
Отправляясь в поход, Фридрих I не предусмотрел подобной трагичной ситуации. Он не назначил официального своего преемника и продолжателя похода на случай собственной гибели. По старшинству титулов, степени знатности и принадлежности к императорской семье среди присутствующих персон, бесспорно, право в дальнейшем возглавить войско, идущее на отвоевание Иерусалима, принадлежало Фридриху VI, герцогу Швабии.
Никто из представителей высшей знати не собирался оспаривать его старшинство. Однако с точки зрения феодальных взаимоотношений сеньор – вассал сын почившего Барбароссы не мог требовать от прочих графов, баронов и рыцарей, чтобы они продолжили дальнейший путь в Палестину. С точки зрения средневековой правовой феодальной законности Фридрих Швабский мог в полной мере распоряжаться только своими вассалами, состоявшими у него на службе и принёсшими ему оммаж по всей форме.
Те, кто лично не присягал Фридриху VI, имели полное право поступить со собственному усмотрению: продолжить поход под знамёнами герцога Швабии, идти в Святую Землю самостоятельно или вернуться на родину, поскольку их сюзерен умер. Смерть господина, не успевшего оставить какие-либо распоряжения относительно своих подданных, полностью и на законных основаниях освобождала вассалов от их клятвы, данной ранее умершему сеньору.
Фридрих Швабский, командуя авангардом, отличился в нескольких недавних битвах против сельджуков, особенно во время сражения у берегов озера Хойран-Гелю (сегодня оно называется Эгирдир)и во время штурма Коньи. Однако сыну Барбароссы было ещё далеко до той почти великой степени отцовской славы, его общепризнанного авторитета и неподражаемой личной харизмы.
Фридрих VI объявил, что продолжить путь на Восток, несмотря на все трудности и преграды. Он предложил всем желающим присоединиться к нему, чтобы добраться до заветного Иерусалима во имя памяти его прославленного отца. Под началом и знамёнами герцога Швабии во владения Армянского киликийского царства вступила едва ли половина крестоносного имперского воинства, покинувшего Регенсбург прошлой весной.
Примерно треть германских феодалов и рыцарей, добравшись до близлежащих портовых армянских городов – Селевкии (современный турецкий город Силифке) и Тарса (Тарсуса), предпочли оттуда по водам Средиземного моря добраться прямиком до Тира. Немалое число крестоносцев приняли решение вернуться на родину, посчитав, что без личного участия и общего командования Фридриха Барбароссы отвоевать Иерусалим будет невозможно.
Тело почившего правителя Священной Римской империи поместили в бочку с уксусом, чтобы замедлить разложение мёртвой плоти в условиях сильнейшей летней жары. Фридрих Швабский очень надеялся, что отца удастся похоронить в Иерусалиме после его освобождения от мусульман. Однако ещё в Тарсе выяснилось, что уксус не годился для бальзамирования и сохранности тела.
Поскольку остановить необратимый процесс разложения мёртвых тканей не представлялось возможным, герцог Швабский принял решение предать земле внутренние органы и плоть, а кости всё-таки похоронить в одной из церквей «Святого города». Таким образом, под воздействием обстоятельств и по решению герцога Швабского часть останков Фридриха Барбароссы были погребены в усыпальнице главного храма Тарса – кафедрального собора Святых Петра и Софии. Герцога Швабии утешал и обнадёживал тот факт, что согласно предания, именно в Тарсе на свет появился святой апостол Павел.
Левон II встретил крестоносцев очень радушно, как и обещал. Однако правитель Армянского киликийского царства[8] не успел собрать достаточное количество провизии, фуража и вьючных животных, обещанных ранее через своих послов. Во время пребывания крестоносцев в Тарсе и других армянских городах дисциплина и порядок среди многих европейских паломников стали заметно ослабевать.
Строгое послушание и принцип единоначалия стали безвозвратно рушиться. Отдельные германские отряды, возглавляемые излишне ретивыми, нетерпеливыми и самостоятельными феодалами, не дожидаясь общего сбора, двинулись в сторону Антиохии. Миновав Киликийские ворота (современное ущелье Кюлек-Богазы), соединявшие восточные предгорья Тавра и долину реки Оронт, имперские крестоносцы подверглись внезапным нападениям сторожевых отрядов Салах ад-Дина.
Ближневосточный султан был своевременно извещён сельджукскими правителями о приближении к его северо-западным границам мощного и непобедимого латинского войска, ведомого «великим королём алеманов». Саладин предусмотрительно выставил конные дозоры, разъезды и заслоны на пути вероятного появления опасного противника.
Привыкшие к лёгким победам над сельджукской конницей, а также не ожидавшие присутствия более опасного и опытного противника, германские крестоносцы потерпели несколько ощутимых поражений. Отдельные отряды были основательно разгромлены или полностью уничтожены. Если верить сведениям арабских хронистов, то пленных немецких воинов и паломников было столь много, что они продавались оптовыми партиями по бросовым ценам[9].
С большим трудом и напряжением сил герцог Швабский удержал от окончательного распада и бесславного конца отцовское войско. Объединив под своим началом наиболее дисциплинированных, морально устойчивых, целеустремленных и верных долгу крестоносцев, он 21 июня 1190 года, наконец, прибыл в Антиохию. К тому моменту в рядах «священного воинства Христова» (по подсчётам средневековых хронистов) находилось порядка 5-6 тысяч активных бойцов[10].
Но и эту изрядно поредевшую рать, к величайшему сожалению для жителей Утремера, герцог Швабский в полном составе так и не смог привести к театру боевых действий. В Антиохии, несмотря на радушный и хлебосольный приём, оказанный западноевропейским гостям князем Боэмундом III, крестоносцев и местных жителей постигло жесточайшее несчастье.
В Антиохии и её окрестностях вспыхнула эпидемия чумы (моровой язвы), в результате которой имперское крестоносное войско сократилось более чем наполовину. Фридрих VI похоронил в мраморном саркофаге антиохийского собора Святого Петра останки своего покойного родителя, оставив при себе лишь несколько его костей. Герцог Швабский ещё надеялся, что эти мощи отцовские он торжественно захоронит в одном из храмов освобожденного Иерусалима.
Только 7 октября 1190 года осколки имперского крестоносного воинства достигли Акры, которую к тому моменту на протяжении двенадцати месяцев и трёх дней безуспешно осаждали объединенные силы местных и пришлых латинян. По оценкам современных историков-медиевистов, Фридрих Швабский к стенам осажденной Акры привёл не более 2000 человек, способных держать оружие.
Безусловно, германские контингенты усилили объединенное войско крестоносцев, но разочарованию жителей и правителей Утремера не было предела. Ведь все они с самой ранней весны ожидали прибытия многотысячной армии, собранной со всех земель Священной Римской империи, которую вёл за собой и возглавлял сам Фридрих I Барбаросса!
Один из ближневосточных арабских летописцев в своей хронике сделал многозначительную запись, которая предельно точно характеризует настроения, царившие в стане Саладина и его союзников после получения достоверных сведений о смерти Барбароссы: «Если бы, по милосердной воле Божией, немецкий император не скончался в тот момент, когда он хотел вторгнуться в Сирию, то в последующие времена можно было бы сказать про Левант и Египет: здесь некогда правили мусульмане!»[11]
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, научная редакция и составление А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 165-166.
[2] - сегодня эта река, впадающая в Средиземное море, носит турецкое название – Гёксу.
[3] - Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 19;
- Величко А. М. Герои крестовых походов, которые изменили мир. – М.: Издательство «Наше завтра», 2022. С. 216;
- Балакин В. Д. Фридрих Барбаросса. – М.: Молодая гвардия, 2001 // Электронная библиотека «РуЛит». 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/fridrih-barbarossa-read-315052-137.html (дата обращения 05.09.2025);
- Опль Фердинанд. Фридрих Барбаросса / Пер. с нем. Ермаченко И. О., Некрасова М. Ю. – СПб.: Евразия, 2010. С. 209;
[4] - История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство „Полигон“»; – М.: ООО «Издательство „АСТ“», 2001. С. 379;
- Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 409;
[5] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, научная редакция и составление А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 165-166.
[6] - Балакин В. Д. Фридрих Барбаросса. – М.: Молодая гвардия, 2001 // Электронная библиотека «РуЛит». 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/fridrih-barbarossa-read-315052-137.html (дата обращения 05.09.2025).
[7] - Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 265.
[8] - в сентябре 1187 года он первым из киликийских армянских правителей принял на себя королевский титул и короновался под именем Левона I.
[9] - Величко А. М. Герои крестовых походов, которые изменили мир. – М.: Издательство «Наше завтра», 2022. С. 217;
- Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 411.
[10] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, научная редакция и составление А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 167.
[11] - Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 266.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826-1911) – русский историк и публицист, экстраординарный профессор всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Основные темы исторических работ Стасюлевича – Древняя Греция и Западная Европа в эпоху Средневековья. В 1863-1865 годах Михаил Матвеевич издал трёхтомный фундаментальный труд «История средних веков, в её источниках и современных писателях».
Бернгард фон Куглер (1837-1898) – ведущий немецкий историк, профессор, специализировавшийся по изучению эпохи Крестовых походов. Его фундаментальный труд – «История крестовых походов» был впервые опубликован в 1875 году. Однако и сегодня эта книга считается среди историков-медиевистов одной из лучших обобщающих работ о крестовых походах.
Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.
Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
Величко Алексей Михайлович (род. 1963) – современный российский историк, византинист, медиевист, исследователь в области церковной истории и канонического права, доктор юридических наук. Автор ряда работ, посвященных истории Византийской империи, биографиям византийских императоров и церковному праву.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ СОЗДАНИИ ДАННОГО ЦИКЛА ПУБЛИКАЦИЙ:
Балакин В. Д. Фридрих Барбаросса. – М.: Молодая гвардия, 2001.
Величко А. М. Герои крестовых походов, которые изменили мир. – М.: Издательство «Наше завтра», 2022.
Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013.
Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023.
История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство „Полигон“»; – М.: ООО «Издательство „АСТ“», 2001.
Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005.
Опль Фердинанд. Фридрих Барбаросса / Пер. с нем. Ермаченко И. О., Некрасова М. Ю. – СПб.: Евразия, 2010.
Пако Марсель. Фридрих Барбаросса / Пер. с фр. Редичкиной Т. Н. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020.
Устинов В. Г. Ричард I Львиное Сердце. Повелитель Анжуйской империи / В. Г. Устинов – «ВЕБКНИГА»; Издательство АО «Молодая гвардия», художественное оформление, 2025.
Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013.
Полностью прочесть публикацию «Крестовый поход Фридриха I Барбароссы» можно, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я. Оптимистичное начало
Часть 2-я. Многоликое византийское коварство
Часть 3-я. Во владениях непредсказуемых и воинственных сельджуков
Часть 4-я. Разгром Румского султаната
Часть 5-я. Роковая развязка или мemento mori
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)