Найти в Дзене

От торговых рядов до цифровых платформ: как менялась российская торговля за 500 лет

Оглавление

В четвёртую субботу июля в России отмечают День работника торговли. Поздравляем всех причастных к празднику и рассказываем, как процесс купли-продажи товаров превратился в мощный драйвер экономики, инноваций и удобства для каждого из нас.

Торговля возникла с момента появления разделения труда: обмен излишками производимых продуктов и изделий сначала носил натуральный характер. С появлением денег возникли предпосылки для установления товарно-денежных отношений.

Дело государственной важности

Уже в Средние века на шумных рынках Древнего Новгорода — торгах — кипела деловая жизнь. Город был важнейшим торговым узлом между Западом и Востоком, где русские купцы обменивали соль, воск, дерево, железо, зерно, мёд, меха на заморские шелка, экзотические пряности, стеклянную посуду и украшения. Именно через Новгород проходил знаменитый путь «из варяг в греки» — торговый маршрут, соединявший Чёрное и Балтийское моря. Тогда же на Руси появились первые прототипы биржевых торгов: купцы собирались на специальных площадках, где заключали сделки и устанавливали цены. Здесь слова и рукопожатия имели огромную силу и закреплялись письменными грамотами — прообразами контрактов.

При Петре I началась эпоха развития металлургии на Урале — рождалась промышленная мощь России. Создавались коммерческие компании, вводился Торговый устав, а к концу века Россия уже была одним из лидеров по выпуску металла в Европе и мире.

Вторая половина XIX века. Товарно-денежные отношения стали сложнее и совершеннее, промышленность получила техническое обновление, строились дороги и транспортная инфраструктура, что лучше связывало разные губернии большой страны.

Трудности, которые закаляют

Конец XX века, период «перестройки», стал серьезным вызовом для экономики, но в то же время придал импульс развитию новой эры предпринимательства в России.

С 2010-х торговля вступила в эпоху цифровых технологий и глобализации. Интернет-магазины и электронные платежи сделали покупки быстрыми и удобными, а международные связи расширили ассортимент товаров.

Даже вызовы и санкции последних лет расширению торговли не помеха: они стимулировали развитие внутреннего производства, способствовали появлению новых форм бизнеса. Конечно же, государство принимает самое активное участие во всех процессах развития отрасли.

Главный герой рынка — малый бизнес

Около 70% новых торговых точек появляется благодаря малому и среднему бизнесу (МСП). Люди открывают магазины, салоны и бутики, создают уютные кафе и оригинальные локации, поддерживают онлайн-торговлю, насыщают рынок креативными идеями и их воплощают. При этом предприниматели не просто хотят заработать. Сегодня МСП — осознанное бизнес-сообщество, которое занимается разработкой технологий, благотворительностью, несет социальную ответственность и взаимодействует с обществом.

Здесь главный вклад и важное достижение последних десятилетий работы Минэкономразвития — создание специальных институтов развития и содействия малому бизнесу. Мы собрали разрозненные элементы в единую структуру как на федеральном уровне, так и на региональном, обеспечили единые подходы к поддержке предпринимателей на всей территории страны.

Нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика» объединил несколько федеральных проектов, в числе которых различные формы поддержки малого и среднего бизнеса. Благодаря им мы стимулируем качественный рост МСП, помогаем субсидиями, грантами, льготными кредитами и другими инструментами, которые делают процесс предпринимательства эффективнее.

Новая инфраструктура — удобство для всех

Современные торговые центры, рынки и логистические хабы — результат значительных инвестиций в инфраструктуру, что обеспечивает больше удобных мест для покупок и повышает качество обслуживания. В 2023 году торговая недвижимость стала лидером по объему инвестиций в России: на неё пришлось 39% от общего объема вложений, что составило 325 млрд рублей — почти в семь раз больше, чем в 2022 году.

Рост инвестиционной активности напрямую связан с развитием регионов. Это включает создание новой инфраструктуры и совершенствование логистики, благодаря чему доставка товаров в отдалённые районы становится быстрее и дешевле.

Права потребителей и гарантия качества

Покупатель должен знать: товар безопасен и соответствует заявленному качеству. Важную роль в поддержке производителей и обеспечении доверия покупателей играют федеральные органы. Так, Роспатент помогает производителям защищать свои идеи и бренды, регистрируя товарные знаки и изобретения. В то же время Росаккредитация контролирует и подтверждает добросовестность лабораторий и организаций, которые проводят тестирование товаров и выдают сертификаты качества.

Благодаря слаженной работе этих институтов продавцы и производители строго соблюдают установленные правила и стандарты, что позволяет покупателям быть полностью уверенными в безопасности и качестве приобретаемой продукции.

Цифровая трансформация

Цифровизация — главный тренд последних лет. Для бизнеса это возможность анализировать спрос, оптимизировать ассортимент и быстрее реагировать на изменения рынка, для покупателей — комфорт и безопасность.

Для этого создаём и внедряем законы и правила, которые делают торговлю через интернет и электронные услуги проще и безопаснее; поддерживаем развитие цифровых платформ и сервисов, чтобы магазины могли легко продавать товары онлайн; помогаем бизнесу переходить на электронный документооборот — это экономит время и снижает вероятность ошибки.

Также совместно с Корпорацией МСП развиваем цифровую платформу МСП.РФ, чтобы бизнес мог получить все меры поддержки в режиме одного окна — от обучения и консультаций до регистрации бренда и привлечения льготного финансирования.

Россия на мировой арене: экспорт растёт

Внешняя торговля — ключевой элемент экономической безопасности страны. Мы создаём условия для того, чтобы российские товары были конкурентоспособными во всем мире. В 2023 году экспорт розничных товаров вырос на 12%, что стало результатом реализации стратегии по поддержке отечественных производителей и выходу на новые рынки. В частности, развиваются торговые отношения со странами ЕАЭС, Китаем и странами Ближнего Востока.