Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Мошенники приготовили для татарстанцев новые схемы обмана

Оглавление

Они знают ваше полное имя, место учебы и работы. Они представляются сотрудниками банков, МФЦ или даже представителями религиозных организаций. Рассказываем о новых способах злоумышленников завладеть вашими деньгами.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Предостережения о схемах мошенников крутят по ТВ, в маршрутках, о них пишут газеты и ведомства. Но люди все равно продолжают обманываться. Почему? Ранее мы уже находили несколько причин вместе с психологами и Фондом поддержки пострадавших от преступлений. Эксперты считают, что жители страны «все принимают на веру» и верят в авторитет сотрудников неведомых служб. Но даже зная обо всех схемах и работая с новостями, распознать обман бывает сложно. Мошенники находят ответы на все подозрения, объясняя необъяснимое.

Как «Вечерней Казани» рассказали в МВД по республике, только за первые полгода 2025 в Татарстане зарегистрировали 14,9 тысячи преступлений в сфере ИТТ (информационные технологии и телекоммуникации). А татарстанцы за то же время лишились почти 2,6 миллиарда рублей.

«Госуслуги» и банки: код из СМС

Наверное, самая базовая и известная схема. Мошенники звонят под совершенно разными предлогами. Например, могут обращаться из пенсионного фонда якобы для перерасчета пенсии, представляться сотрудниками банка и даже поддержкой самих «Госуслуг». Чаще всего на том конце провода сообщают о подозрительных операциях с личными данными, блокировке аккаунта или о необходимости подтвердить личные данные. Конечно, для этого мошенникам нужен код из SMS или push-уведомление.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Зачем же мошенникам «Госуслуги»? Имея доступ к аккаунту, мошенники смогут оформлять микрозаймы, а также распоряжаться недвижимостью. Также с этим паролем можно войти на сайты РЖД, Росреестра и «Почты России».

Сотрудники «Госуслуг» никогда не звонят пользователям по телефону - обычно работа ведется через чат в приложении. Они могут набрать ваш номер лишь в ответ, если была оставлена такая заявка.

Деньги в опасности - их срочно нужно перевести на «безопасный счет»

«Изматывающая» схема, которая может довести любого. Мошенники представляются сотрудниками банка или спецслужб и убеждают жертву, что их деньги в опасности. А единственный способ спасти свои сбережения - перевести их на «безопасный счет». К примеру, они могут сказать, что на человека оформили кредит - чтобы его аннулировать, нужно взять еще один. Деньги на погашение нужно снять в банкомате и затем передать курьеру либо через банкомат перевести на другой счет. Действуя по такой схеме, мошенники бывают особенно требовательными - они угрожают, запугивают и постоянно находятся на «созвоне» со своей жертвой. Также жертву часто переключают на несколько «специалистов», чтобы доказать серьезность ситуации.

Пример: пенсионерке из Казани позвонил «бывший руководитель» с ее работы. Он предупредил женщину, что офис проверяют - силовики могут позвонить и пенсионерке. Далее ей действительно начали звонить ложные сотрудники банка и правоохранительных органов. Пенсионерке рассказали, что ее деньги в опасности - спасти их можно лишь полностью отправив на «безопасный счет». Потерпевшая именно так и поступила.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Отметим, что мошенники не обязательно будут использовать словосочетание «безопасный счет». Они также могут говорить «криптовалютные», «резервные» и «декларационные» счета или завуалировать просьбу.

Опросы и плохая связь

Такие звонки могут сбить с толку - на первый взгляд, никакой важной информации мошенники не запрашивают. Казалось бы, им не нужны ни коды, ни личные данные. Мошенники звонят и представляются либо сотрудником исследовательского центра, либо работником какой-либо организации. В первом случае человек на том конце провода будет задавать вопросы, стараясь удержать внимание и заставить отвечать на вопросы. Во втором случае жертву могут просто просить совершить какое-либо действие. К примеру, подойти подписать документы. При этом звонящего может быть очень плохо слышно - это сделано специально, чтобы человек говорил как можно больше, пытаясь разобрать просьбу. На самом деле в обеих схемах мошенники просто записывают голос человека, считают эксперты.

А с записью голоса можно сделать дипфейки. Это аудио (также может быть и видео), созданное с помощью искусственного интеллекта и нейросетей. Проще говоря, именно с их помощью вашим голосом может быть сказано то, чего вы никогда не говорили.

Спасти близких

Подросткам звонят под видом сотрудников правоохранительных органов, ФСБ или Росфинмониторинга. Мошенники запугивают детей грозящей «уголовкой» для их родителей. К примеру, те якобы переводили деньги за границу или имеют незадекларированные доходы. Испуганного подростка просят записать на камеру все имеющиеся в квартире ценности и деньги, а потом передать их курьеру. Так полиция якобы сможет проверить все ценности.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Звонок от муфтия или священника

В Татарстане начали звонить мусульманам от имени муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина и других религиозных деятелей, предупредили в ДУМ республики. Мошенники обращаются к людям с просьбой отправить личную или служебную информацию. Кроме того, так просят и перечислить деньги якобы на нужды верующих.

Как отмечают в пресс-службе духовного управления, ДУМ действительно может общаться с прихожанами, но только по их инициативе. Например, если человек обратился с вопросом или жалобой, захотел попасть на прием.

Подобные схемы мелькают по России и от фальшивых «священников». Представители духовенства якобы собирают деньги на помощь храму, срочный ремонт или любую другую просьбу, на которую очень сложно ответить отказом.

QR-коды

Поддельные QR-коды могут подбрасывать в почтовые ящики в виде фальшивых квитанций с долгами за «коммуналку». Также подобные коды могут развешивать на видных местах, к примеру, подъездах. Это может быть реклама товара или ссылка на телеграм-канал о своем городе или районе. Однако вместо обещанных сайтов QR-код ведет на фишинговый ресурс для кражи персональных данных или оплаты.

Доставка из «Почты России», магазинов и звонки от курьеров

Кому не хочется получить доставку цветов или подарков? Или просто одну из долгожданных посылок из интернет-магазина? Мошенники звонят и под видом курьеров «Почты России», СДЭК или известных онлайн-магазинов. Чтобы ускорить человека и не дать ему время на размышления, мошенники упоминают срочность получения посылки.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Мошенники ссылаются на необходимость согласовать детали доставки. Они просят жертву продиктовать код из SMS, который приходит на телефон, или перейти по ссылке для «подтверждения данных». На самом деле это может быть код для входа в банковский аккаунт, подтверждения перевода или сброса пароля. Если же человек отвечает, что посылок не ждет - доставка становится «подарком», заказом от близких. Давят на людей срочностью - если не получить посылку сейчас, то она аннулируется, а деньги за товар не вернут.

Мессенджер МАХ

Новые схемы придумываются регулярно - в честь праздника, какой-либо ситуации или новинки. Как сообщает проект «Код Дурова», мошенники начали представляться и сотрудниками нового мессенджера МАХ. Жертве звонят по телефону и представляются сотрудниками национальной платформы. Они рассказывают жертве, что ей нужно срочно зарегистрироваться в новом мессенджере и активировать «аккаунт безопасности». Конечно, для этого нужен код из СМС, пришедший от «Госуслуг». Сотрудники российского мессенджера отмечают, что никогда не звонят пользователям.

Лучше всего - просто положить трубку

Как нам рассказали в Фонде поддержки пострадавших от преступлений, при общении по телефону с неизвестными лицами нужно быть очень бдительными. Самым лучшим решением будет просто положить трубку при малейшем подозрении. А далее можно самостоятельно обратиться в службу поддержки или в офис банка или организации, откуда якобы поступил звонок. Если разговор было решено продолжить, ни при каких условиях нельзя:

- сообщать поступающие на мобильный телефон коды;

- сообщать данные банковских карт;

- вводить код из SMS-сообщения.

Автор материала: Дилия Мингазова