Вы когда-нибудь задумывались, почему мы ездим именно по правой стороне дороги? Почему не как в Англии или Японии — слева? Оказывается, за этим стоит целая история, полная интересных поворотов.
Как всё начиналось: от римских дорог до Елизаветы
История о разделе дорог начинается еще в Древнем Риме. В Римской империи воины расходились по левой стороне, чтобы боевая правая рука была свободна для меча или копья в случае внезапной атаки. Логично, не правда ли?
Но времена менялись. В мирной жизни практичнее оказалось правостороннее движение. Представьте себе 1752 год. На троне императрица Елизавета, авто еще и в помине нет, но уже тогда был издан указ о правостороннем движении для городских карет и извозчиков. Почему именно справа?
Всё дело в практичности наших предков. Львиное большинство жителей нашей планеты — правши. Когда несли груз на правом плече (а это было сподручнее), при встрече с другими естественно было прижиматься вправо. Извозчики тоже выбирали эту же сторону — так удобнее было управлять вожжами более развитой правой рукой.
Даже после революции 1917 года и создания СССР ничего не изменилось. А в 80-е годы, когда массово завозили японские машины с правым рулем, никто не запрещал на них ездить. И сейчас в России можно водить автомобиль с любой компоновкой руля.
Более того, был период, когда наш автопром сам выпускал праворульные транспортные средства — небольшие партии почтовых автомобилей на ЗАЗе и МЗМА для служебных нужд.
Наполеон и его вклад в дорожное движение
А знаете, кому мир обязан масштабным распространением правостороннего движения? Наполеону Бонапарту! Завоеватель обязал своих военных держаться правой стороны, а любой встречный должен был давать дорогу французской армии. В 1804 году он ввел это правило во всех французских колониях.
Возможно, именно по этой причине в государствах-союзниках Наполеона — Голландии, Швейцарии, Германии, Италии, Польше, Испании — сложилось правостороннее движение. А вот Англия, как всегда особняком, сохранила левостороннее — по одной из версий, из принципа противостояния французскому влиянию, хотя причины были комплексными: традиции, техническая инфраструктура и политические соображения.
Почему весь мир выбрал правую сторону
Более 72% стран мира (140 из 193) ездят по правой стороне дорог — это не случайность. Кроме описанных исторических предпосылок, за этим стоят и весьма прагматические причины:
Эргономика. Поскольку большинство людей — правши, правостороннее движение оказалось удобнее. Переключение передач, использование ручника, контроль приборов — всё рассчитано на работу правой руки, пока левая держит руль.
Международная совместимость. Когда большинство стран выбрало один стандарт, остальным проще было присоединиться. Туристы из Европы или Америки легко адаптируются к нашим дорогам.
Великий переход: как Швеция меняла правила
Самый драматичный переход на правостороннее движение в истории произошел в Швеции 3 сентября 1967 года. Это был единственный случай массового перехода с левостороннего движения в одночасье! Представьте: целая страна в один день поменяла многовековые привычки.
Шведы готовились к этому четыре года — с 1963 года работала специальная Государственная комиссия по переходу. В назначенный день и час все машины остановились, перестроились на правую сторону и продолжили движение. Удивительно, но крупных аварий почти не было — шведская педантичность сработала на все сто!
В ХХ веке и другие европейские страны постепенно переходили на правостороннее движение, убирая пограничные барьеры и унифицируя правила.
А что с левосторонним?
В России оно так и не прижилось, хотя в отдельных городах из-за особенностей планировки иногда встречается организация движения, которая внешне может напоминать левостороннее. Например, реверсивные полосы или специфическая конфигурация развязок. Но это лишь визуальное сходство — формально везде действует движение по правой стороне.
Настоящее левостороннее движение требует особого подхода к организации дорог — сложные развязки, перестройку всей инфраструктуры. В крупных городах это практически нереализуемо.
Современные реалии
С 1993 года ПДД РФ четко закрепили правостороннее движение как обязательное. И это оправданно — наш выбор соответствует мировым тенденциям, обеспечивает безопасность и удобство.
Кстати, после распада СССР все бывшие республики также сохранили данный формат. Правда, некоторые страны, как Беларусь, ввели ограничения на праворульные автомобили — их нельзя ставить на учет.
Итог простой: правостороннее движение в России — это результат исторического опыта, практических соображений и здравого смысла. Оно стало неотъемлемой частью нашей дорожной культуры и менять его нет никаких причин.
А вы знали эту историю? Поделитесь в комментариях — что еще интересного про дорожное движение хотели бы узнать!